Понятие личности в социологии

ГЛАВА 4. ЛИЧНОСТЬ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Литература

 

1. Гуревич П.С. Культурология. - М., 1999.

2. Духовное производство. Социально-философский аспект проблемы. - М., 1981.

3. Ерасов Б.С. Социальная культурология. - М., 2000.

4. Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие. - М., 2000.

5. Каган М.С. Философия культуры. - СПб., 1996.

6. Кармин А.С. Основы культурологии: морфология культуры. - СПб., 1997.

7. Категории философии и категории культуры. Киев, 1983.

8. Коган Л.Н. Социология культуры. - Екатеринбург, 1992.

9. Культура: теории и проблемы. - М., 1995.

10. Культурная деятельность: опыт социологического исследования. - М., 1981.

11. Культурология. XX век. Антология. - М., 1995.

12. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. - М., 1983.

13. Межуев В.М. Культура и история. - М., 1977.

14. Общая социология / Под общ. Ред. проф. А.Г. Эфендиева. Раздел IV. - М., 2000.

15. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. - М., 1992.

 

Социология как наука об обществе стремится установить закономерности общественного развития, понимая общество как продукт взаимной деятельности и связи людей. В этом стремлении она не может не интересоваться и самим человеком как основным элементом общества. Иначе говоря, социологические законы, которые объясняют общественные явления, должны рассматриваться в их связи с законами, которые относятся к человеку как особому существу в мире. Как справедливо замечает видный югославский социолог Р. Лукич: «Человек есть продукт общества и его законов, но и общество является таким, каким оно есть, именно потому, что оно есть общество людей, потому что в нем объединены люди, а не другие существа… Это не означает, что общество всецело определяется человеком или даже в первую очередь человеком. Но это значит, что человек является одним из факторов, которые определяют общество». Действительно, каковы люди — таково и общество, хотя не менее верно и то, что каково общество — таковы и члены этого общества.

Следовательно, проблема изучения человека в социологии является одной из центральных, поскольку каждый социолог для понимания сущности социальных явлений, системы взаимосвязей людей в обществе обязан понять, что движет поступками человека. Социальное поведение личности, таким образом, представляет собой основу понимания жизни всей социальной группы или общества.

Известно, что человек является объектом изучения ряда гуманитарных наук, таких как философия, история, психология, политология, культурология и др. Философия рассматривает человека с точки зрения его положения в мире как субъекта деятельности, познания и творчества. История подходит к исследованию человека через определение его роли в историческом процессе. Психология изучает человека в качестве устойчивой целостности психических процессов, свойств и отношений: темперамента, характера, способностей, волевых качеств и т.д.

Социология, стремясь объяснить человеческое общество как особую часть природы, возникшую в результате взаимодействия людей, пытается дать социологическое понятие человека. Однако вовсе не просто дать определение человека и открыть законы его существования. Ибо человек — весьма сложноорганизованное, многомерное существо, Так, человек есть существо биологическое и подчиняется законам природы. Но он есть и существо, наделенное психикой. Его психические свойства и его жизнь есть результат биопсихологической эволюции, в которой значительное место занимает трудовая деятельность. Наконец, человек есть общественное существо, сформировавшееся в ходе общественного развития.

Рассматривая человека с социологической точки зрения, необходимо, прежде всего, указать на те особенности человека, которые дают ему возможность создавать общество как специфическое объединение человеческих существ. Такими особенностями принято считать: творчество, свободу и социальность. Творчество — это субъективный акт, в котором субъект опредмечивает себя, превращает мир ценностей в мир реальности. Свобода, как существенное свойство человека, - есть выбор между несколькими возможностями; выбор, совершаемый не только на основе психологической свободы, но и на основе создаваемых им духовных творений. Социальность — это такое свойство человека, которое направлено на других людей и существует потому, что существуют другие люди. Оно имеет наибольшее значение для социологии. В то же время социология, изучая социальность человека, присущую человеческой природе и созданную в обществе, не имеет права забывать о самосознании человека, его свободе и творчестве.

Поскольку социологию человек интересует, прежде всего, не как продукт природы, а как продукт общества, то для нее важнейшее значение имеет категория не «человек», а «личность». Исходя из такого взгляда на человека, можно дать социологическое определение личности: личность есть общественное существо, которое своим деятельным отношением к природе реализует себя как творческий, свободный субъект, объединяющийся с другими людьми и живущий в социальных группах, в которых он обеспечивает условия своего биологического и социального бытия. Конечно, данная дефиниция не претендует на исчерпывающую полноту, но тем не менее может помочь понять, что социологический подход выделяет в личности социально-типическое, что главное в личности «не ее абстрактная физическая природа, а ее социальное качество» (К. Маркс), что основная проблематика социологической теории личности связана с процессом формирования личности и развития ее потребностей в неразрывной связи с функционированием и развитием социальных общностей. Социология, таким образом, занимается изучением закономерной связи личности и общества, личности и группы, регуляции и саморегуляции социального поведения личности. Следовательно, социология преимущественно концентрируется на исследовании личности как источника социальной жизни, как ее единственном реальном носителе и деятеле, как неразделимом элементе социальной жизни, социальных взаимодействий. Такой подход позволяет рассмотреть проблему «личность и общество» в двух основных относительно независимых, но тесно связанных ракурсах.

Первый нацелен на осмысление того, каким образом устроена социальная жизнь, как социальные институты, общности, общество в целом соотносится с потребностями единичной личности; насколько первые должны и могут выражать ее интересы или они независимы от нее, подчиняются исключительно собственной логике развития.

Второй ракурс проблемы «личность и общество» — как личность взаимодействует с другими в конкретном социуме; способна ли она проявить свою независимость, автономность, или общество, общественные связи, институты достаточно жестко программируют ценности, их иерархию, жизненный путь личности, ее взлеты и падения.

Это позволяет рассматривать личность, с одной стороны, как субъект, с другой стороны, как объект социальных отношений. Личность как субъект социальных отношений — это избирательное восприятие и освоение личностью социальных предписаний общественной среды, обусловленное развитием ее потребностей и ее социальным опытом. При рассмотрении личности в качестве социального субъекта, деятеля, уясняется прежде всего то, как социальные условия (общие и специфические) сказываются на интересах и потребностях индивида. Личность как объект социальных отношений — это система объективно заданных социальных функций-предписаний, связанных с социальным положением индивида в конкретной социальной ситуации. При рассмотрении личности как объекта социальных отношений выделяются те ее свойства, которые делают индивидов похожими в их социальных качествах в силу общности жизненных условий.

Здесь сформулированы некоторые наиболее общие принципы подхода к изучению личности в социологии. Однако социология содержит множество теорий личности, множество моделей, образов личности, которые отличаются друг от друга кардинальными методологическими установками.