Понятие и сущность культуры

ГЛАВА 3. КУЛЬТУРА КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ

Литература

 

1. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. - М.,1981.

2. Михайловский Н.К. Что такое прогресс? - М., 1992.

3. Моль А. Социодинамика культуры. - М., 1973.

4. Попандопуло Т. Методы социальных наук в исторических исследованиях. - М., 1970.

5. Ракитов А.И. Историческое познание. - М., 1982.

6. Родов Н.С. Структура цивилизации и тенденция мирового развития. - Новосибирск, 1992.

7. Социология общественных движений: концептуальные модели. - СПб., 1989-1990.

8. Стронин А.И. История и метод. - СПб., 1869.

9. Тойнби А. Дж. Постижение истории. - М., 1991.

10. Токвиль А. Старый порядок и революция. - СПб., 1906.

11. Уорд Л. Динамическая социология. - СПб., 1891.

12. Фукуяма Ф. Конец истории? // США: экономика, политика, идеология. 1990. № 5.

13. Штомпка П. Социология социальных изменений. - М., 1996.

14. Ясперс К. Критический анализ концепции социальных изменений Н. Лумана и Ю. Хабермаса // Критика буржуазной концепции социальных изменений. - Л., 1987.

 

 

 

В социально-политическом и гуманитарном лексиконе современно­го общества трудно подобрать понятие, которое было бы столь универсально и употребляемо так часто, как слово «культура» и выражения с употреблени­ем этого понятия. Говорим о культуре эпохи, культуре народа, культуре ре­гиона, о культуре городов и сел, культуре поведения, о субкультуре, контр­культуре, о материальной и духовной культуре, культуре личности, массовой и элитарной культуре ... Это и понятно, культура вбирает в себя множество знаний.

Культура, как видим, - многоаспектное социальное явления, как с точки зрения ее содержания, так с точки зрения формы. Нет (пожалуй, и не будет) единого видения культуры. Разные люди по-разному понимают ее - слишком широк диапазон ее ориентиров. В одном случае под культурой подразумевают чело­веческую деятельность и ее результаты в виде совокупности материальных и духовных ценностей общества, социальные нормы, законы. Во втором - дос­тижения искусства: музыки, живописи, скульптуры, балета, танца. В третьем - произведения литературы, истории, кино, театра, народного творчества. В четвертом - стремление сохранить достижения народа в его историческом развитии (память о прошлом, исторические традиции, материалы, посвящен­ные героическому прошлому предков). В пятом-традиции, обычаи народа, составляющие его духовный «корень». В шестом - умение вести себя в об­ществе, общаться (культура без общения умирает), красиво, со вкусом оде­ваться, обставлять быт... Словом, в понятие «культура» мы вкладываем ряд значений. Утвердившись в научном гуманитарном знании относительно не­давно, «культура» превратилась в область интересов многих исследователей и научных направлений. Изучением различных сторон сложнейшего социаль­ного феномена культуры занимаются философия, социология, языкознание, археология, этнография, история, искусствоведение, история архитектуры, история театра, музыки, история естествознания, религиоведение, этнология, этнография, культурная антропология, социальная антропология и др. Не ос­танавливаясь на предмете изучения каждой из них, отметим предмет фило­софии культуры и социологии культуры, так как они составляют методоло­гическую платформу для других наук о культуре. Российский философ и со­циолог Л.Г. Ионин отмечает, что «философия культуры - это обозначение подходов к изучению сущности, цели и ценности культуры, ее условии и форм проявления...

Социология культуры - наука, рассматривающая строение и функ­ционирование культуры в связи с социальными структурами и институтами и применительно к конкретно-историческим ситуациям». В последнее вре­мя представления о роли культуры в жизни общества существенно меняются, что обусловливает изменение представлений о предмете, цели, методе, объе­ме социологии культуры. То же самое можно сказать о предмете других наук о культуре. В связи с этим становится невозможным строго следовать за предметом каждой из них.

Нет эпохи в истории человечества, народа, поколений, человека без культуры. Что же есть она? Дать строгое научное и в то же время универ­сальное определение культуры никому из специалистов, занимающихся тео­ретическими проблемами культуры, в том числе и социологам, не удавалось. В связи с этим существует огромное количество определений и характери­стик культуры, данных ее исследователями как в нашей стране, так и за ее пределами.

Знатоки заявляют, что на сегодня сформулировано 500 -даже боль­ше - дефиниций культуры. Американские культурологи Альфред Кребер и Клайд Клакхон проследили эволюцию понятия и дефиниции культуры. По их подсчетам с 1871 г. по 1919г. было дано всего семь определений культуры. С 1920г. по I960 г. - уже более 160. Их они распределили по шести основным группам: нумерические, исторические, нормативные, психологические, структурные и генетические. Сегодня можно говорить об интенсификации процесса изучения культуры: в последние несколько десятилетий стало больше специалистов, занимающихся теоретическим осмыслением проблем культуры; разнообразнее стала тематика научных исследованиям по вопро­сам культуры; кроме того, глубже стало понимание обществом значимости культуры для своего развития и совершенствования.

Слово «культура» (лат. cultura) появилось более двух тысяч лет то­му назад. Оно встречается в работе знаменитого римского оратора и филосо­фа Марка Туллия Цицерона «Тускуланские беседы» 45 года до н.э. Здесь древний римлянин говорит о философии как «культуре ума». Первоначаль­ное же, более широкое употребление «культуры» связано с трудом, активной, преобразующей деятельностью людей. Этимологически оно обозначало -«возделывать», «обрабатывать», то есть «обрабатывать землю», «возделы­вать почву». Позже к этому добавилось «воспитание», «образование», «раз­витие», «почитание». У В.И. Даля в «Толковом словаре» «культура - это об­работка и уход, возделывание, возделка; это образование - умственное и нравственное».

По характеристике французского социолога Леви-Строса, культура есть все то, что не относится к природе, что обладает подчеркнутым челове­ческим измерением. Многие исследователи природу и культуру категориче­ски противопоставляют друг другу и говорят, что природа сама по себе, су­ществуя реально, объективно, не культурна и не некультурна. Какое отношение, спрашивают они, к культуре имеют вековые девственные леса Сибири и ковыльные степи Ставрополья, стада диких слонов в Индии и Ниагарский водопад в Северной Америке? Никакого. Другое, мол, дело, когда человек создает «вторую природу» (о чем говорил Гегель), выводит новые сорта рас­тений и высокопородных коров, овец, свиней и пр.

Однако такая альтернативность природы и культуры недопустима, ибо эти два явления тесно связаны между собой, а натура обеспечивает, га­рантирует существование культуры. Развитие современной цивилизации по­казывает, что, во-первых, «природное, существующее и функционирующее в обществе в самых разнообразных формах, включенное в орбиту активной жизнедеятельности человека и служащее его развитию, с полным основанием несет в себе культурное слагаемое.

Во-вторых, природное бытие самого человека, забота человека об этом бытии, сохранение и развитие собственного здоровья, нормального вос­производства потомства и т.д. - все это так же слагаемые человеческой куль­туры.

В-третьих, сохранение и развитие окружающей человека природной среды, обеспечение оптимального баланса функционирования общества и природы - все это явственно выступает как важная грань культуры совре­менного человеческого общества».

С позиций исторического развития общества культура в полном смысле слова начинается со времени вмешательства человека в природные процессы, с момента создания элементарных орудий труда, приспособлений с целью преобразовать натуру, подчинить ее себе.

Говоря о культуре, разные мыслители по-разному трактовали ее. Одни - широко, другие - слишком узко, предельно сжато. В понимании французских просветителей XVIII века культура есть искусственная среда существования, в которой возможны всякие переделки и доработки, усовер­шенствования и улучшения. Английский историк, этнограф XIX века Эдуард Тайлор характеризовал культуру так: «Культура... слагается... из знания, ве­рований, искусства, нравственности, законов, обычаев и привычек, усвоен­ных человеком как членом общества». Абраам Моль говорит, что куль­тура - это интеллектуальный аспект искусственной среды, которую человек создает в ходе своей социальной жизни. Русско-американский социолог Питирим Сорокин считает, что культура - это система ценностей, с помощью которых общество интегрируется, поддерживает функционирование и взаи­мосвязь своих институтов. Согласно советскому философу и культурологу Э. Маркаряну, культура - это специфически человеческий способ деятельности. Российский философ B.C. Барулин полагает, что культура - это феномен, раскрывающий сущность, природу, жизнедеятельность человека. Человек - центр культуры и абсолютное «пространство», в рамках которого живет и функционирует культура. Вне человека, в отторжении от него, культура не существует. «Культура - специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материально­го и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к са­мим себе»,- писал российский философ В.М. Межуев.

Если осуществить некоторый анализ сказанного в литературе о культуре, то получится: КУЛЬТУРА - это определенное качественное со­стояние общества на каждом этапе его развития, в котором воплощаются и. физические, и духовные качества человека. Культура - это все то, что созда­но человеком в процессе творчества, а также сам процесс творческого сози­дания. Это - способ жизни человека, необходимая среда обитания. Это - труд и производство, быт и искусство, наука, воспитание и образование, формиро­вание сложной пирамиды социальных институтов и отношений, развитие се­мьи и т. д. Являясь специфическим, человеческим способом жизни (разумная деятельность, труд, использование знаков, символов, социальность), культу­ра отличает человека от животных.

Можно сказать, что содержание культуры составляют системы цен­ностей, жизненных представлений, образцов поведения, норм; нравы и обы­чаи; язык и письменность; характер одежды, поселений, работы; постановка воспитания; экономика; характер армии; общественно-политическое устрой­ство, судопроизводство, наука, техника, искусство, религия, другие проявле­ния объективного духа народа.

Значит, культура понимается как способ жизнедеятельности чело­века, процесс творчества и продукт творческой деятельности, то, что создано руками и разумом людей, необходимая среда обитания, осмысление челове­ком собственной практики и всего того, что дано природой, что существует естественно, само по себе. Такая характеристика культуры предполагает ее двоякое понимание: в широком смысле и в узком.

В широком смысле культура - это совокупность способов и прие­мов человеческой деятельности, процесс активного созидательного воздейст­вия человека на мир, творческого освоения мира человеком и одновременно результаты этого процесса (материальные и духовные ценности), становя­щиеся исходным пунктом дальнейшей предметно-практической и познава­тельной деятельности, социокультурные нормы, способы организации пове­дения и общения людей и социальных групп, передаваемые последующим поколениям.

Культура в узком смысле - это духовная культура (чаще всего "культура" используется в этом смысле) - человеческая деятельность по ду­ховному освоению мира, производству и воспроизводству сознания людей. Она включает образование и науку, нравственность и эстетическую культу­ру, политическую и правовую культуру, обычаи, традиции, язык, культуру чувств.

Культура - подлинная душа и реальное лицо любого народа, прояв­ляющееся в деятельности последнего. В ней раскрывается духовный мир че­ловека, его глубинные проявления (способности, потребности и пр.). Культу­ра - мера реализации и развития сущностных сил человека, самосознание общества, каждого его периода, каждой эпохи. Культура дает возможность индивиду формировать мировоззренческие ориентации в социальном мире, снабжает человека системой социальных «указателей» - запретов, разреше­ний, поощрений, императивов. Такие указатели - это социальные, культур­ные, моральные нормы (эталоны, обычаи, нравы, законы), ценности, язык, символы.

Нормы (социальные) - это правила поведения людей в обществе, ожидания и стандарты, регулирующие взаимодействия между индивидами, группами, указывающие на дозволенное и недозволенное поведение в опре­деленных жизненных ситуациях. Социальные нормы, или нормативная сис­тема, через традиции, обычаи определяют границы возможного или должно­го поведения, служат ориентирами при социализации, выборе социально одобряемого поведения. Они одновременно являются и средствами контроля за этим поведением.

Ценности - основа и фундамент всякой культуры: это общие ориен­тиры, представления, разделяемые большей частью общества, по вопросу о том, что желательно, правильно, полезно. Ценности не есть нечто статичное. Они изменяются от поколения к поколению (имеют конкретно исторический смысл и содержание), но всегда выступают регуляторами человеческих отно­шений, стремлений и поступков. Ценности имеют структуру, элементами ко­торой выступают оценка социальных явлений с точки зрения присущих цен­ностям критериев (экономических, политических, эстетических, моральных и др.); цели, сообщающие о том, что должно быть, к чему следует стремиться; средства, с помощью которых можно достичь желаемого; требования в виде пожелания, чтобы нечто было осуществлено.

Символы - действия, объекты, условные знаки, воспринимаемые обществом как эквивалент чего-то другого; символы обозначают разные яв­ления, одинаково понимаемые разными людьми.

Создавая продукты материальной или духовной культуры, люди опредмечивают в них самих себя, причем не только свою общественную сущность, но в той или иной мере свою индивидуальность. В очеловеченно-сти собственной природы человека и внешней природы - сущность культу­ры. Иными словами сущность культуры есть процесс созидания и развития обществен­ного человека во имя реализации своей родовой человеческой природы при помощи всех созданных им материальных и духовных средств, всего богатства общественных отношений и форм, есть процесс самосозидания человека в его общественной жизни. Короче - это общественный процесс самосозида­ния человека.

Человек творит культуру и творим культурой. Этим он приобщает­ся к обществу, социуму. Это приобщение означает социокультурность. Бла­годаря такому приобщению через культуру человек создает условия для сво­его разностороннего развития. Последнее - цель культуры, в основе которой лежит мера развития человека. Критерий культуры - гуманизация общества (социальных институтов и отношений, взаимоотношений его субъектов). По творениям людей каждой эпохи мы судим о ее культуре.

Как отмечалось, культура - явление историческое, эпохальное. Это значит, что она - не только фундаментальное социальное явление, но и явле­ние, переходящее от одного уровня к другому. Культура не возникает вдруг, спонтанно. Ее формируют, развивают и совершенствуют поколения, живу­щие в определенных социальных условиях, в определенное историческое время. При этом они овладевают, прежде всего, той культурой, которая в не­прерывных стараниях поколений уже создана до них, и тем самым осваивают социальный (культурный) опыт, накопленный в глубинах веков их предше­ственниками. Культура связывает поколения. Исторические связи культуры назы­ваются диахроннымн.

И накопление опыта и ценностей, и их количество и качество, и ха­рактер и эффективность их усвоения и заимствования у разных народов и по­колений разные. Зависит это от многих факторов: от базового «трамплина» культуры (Ньютон не случайно говорил, что, если он видел дальше других, то потому, что стоял на плечах гигантов), от природно-климатических усло­вий, особенностей исторического развития народов, специфики сформиро­вавшихся ценностей, традиций, социальных институтов и отношений, фор­мирующих психический склад народа (общностей), его характер, темпера­мент, мироощущение, восприятие. Для характеристики совокупности по­следних в общественном сознании сформировалось, а в науке закрепилось понятие «менталитет».

Культура - это информация, запечатленная либо в предметно-умственных образах, знаках, практике людской, либо в структурах обыден­ного или специализированного языка в научных и художественных текстах. Литературовед и культуролог Ю.М. Лотман в этой связи отмечал, что куль­тура человечества строится как знаковая или языковая.

Освоение культуры - социально значимый процесс. Оно предпола­гает активную (возможна и пассивная) включенность субъектов культуры в этот процесс освоения. Активность может быть как добровольной (чаще все­го), так и принудительной, даже в том случае, когда речь идет о приобщении к непривычным для данного общества нормам поведения. Так, при европеи­зации русских патриархальных отношений Петр I, наряду с заимствованием достижений науки, техники, строительства, особенно кораблестроения, в русскую действительность весьма жестко внедрял и внешние формы поведе­ния, одежды, манеры общения. При этом средства для внедрения избирал са­мые строгие (варварские). В указе от 5 апреля 1709 года Петр отмечал: «На­ми замечено, что на Невской першпективе и на ассамблее недоросли отцов знаменитых, в нарушение этикету и регламенту штиля в гишпанских камзо­лах и панталонах с мишурой щеголяют предерзко. Господину полицмейстеру Санкт-Петербурга указываю: впредь оных щеголей с рвением вылавливать и сводить в Литейную часть и бить кнутом изрядно, пока от гишпанских пан­талон зело похабный вид не окажется. На звание и внешность не взирать, а также и на вопли наказуемого».

В том же указе говорилось: «Замечено, что жены и девицы на ас­самблеях, не зная политесу и правил одежды иностранной, яко кикиморы одеты бывают: одев робу фижмы из атласу белого на грязное исподнее - по­теют и гораздо и отменно зело гнусный запах распространяют, приводя гостей иностранных в смятение и бегство. Указую: впредь перед ассамблеей мыться мылом в бане со тщением и не токмо за чистотой верхней робы, но и за исподнею также следить усердно, дабы гнусным видом и вонью не позо­рить жен российских». В то же время освоение культуры - процесс глубоко личный, ин­тимный, не всегда приемлющий грубого внешнего давления.

Культура - внутренне противоречивая, антиномичная система. Противоречивость ее выражается в ряде моментов:

1) в опредмечивании и распредмечивании духовного богатства лич­ности;

2) в социализации и индивидуализации личности, социальных групп средствами культуры;

3) в существовании общечеловеческого и национального в культу­ре.

Можно говорить о таких антиномичных моментах в культуре, как противоречие между нормативностью культуры и той свободой, которую она предоставляет человеку; между традиционностью и тем обновлением, кото­рое происходит в ее организме.

Опредмечивание (воплощение) - это процесс созидания, умноже­ния духовных ценностей, культуры, это превращение внутреннего мира че­ловека во внешнюю (предметную) реальность. (Здесь внутренняя деятель­ность сначала превращается во внешнюю, а затем «застывает» в результате деятельности). Опредмечивание требует своеобразной «сортировки» участников культурного процесса. Здесь необходимы талант, спосооности для предметного (результативного) участия в культуротворчестве, хотя абсо­лютизировать такое понимание опредмечивания нельзя, так как в формиро­вании национальных, народных традиций, обычаев участвуют самые широ­кие слои общества (этносов, в первую очередь). Культура способствует за­креплению наиболее ценных и полезных образцов поведения и передаче их последующим поколениям. Культура возвышает человека над миром живот­ных. Создавая духовный мир, она способствует человеческому общению. В то же время культура способна с помощью нравственных норм закрепить безнравственность и суеверие, бесчеловечное поведение. Кроме того, все соз­данное в рамках культуры для покорения природы может быть применено для уничтожения людей.

Распредмечивание (развоплощение) есть превращение культурных ценностей в духовное богатство личности, социумов. Другими словами, рас-предмечивание представляет собой превращение внешней реальности во внутренний мир человека. Распредмечивание - более массовое явление, в ко­торое вовлекается большое количество людей, объективно и субъективно приобщающихся к достижениям культуры. Благодаря этому процессу наро­ды (этносы) овладевают своими и другими культурными традициями.

Культура наследуется не биологически (генетически), а посредст­вом социализации, предполагающей свою противоположность - индивидуа­лизацию. Процесс социализации и индивидуализации - двуединый, сложный диалектический процесс. Он предполагает охват как широкомасштабных яв­лений, так и вовлечение в него отдельных личностей.

Социализация, если сказать просто и понятно, - процесс становления личности, социальных групп субъектами общественных отношений; это вбирание, впитывание людьми тех ценностей, норм, ролей, стереотипов социального поведения, ко­торые общество выработало на протяжении своей истории, а также участие людей в творении этих ценностей и стереотипов. Благодаря этому каждый человек «предстает» таким, каким является само общество, то есть те, кто его составляет и формирует (каждый становится таким, как все). Однако в то же время каждый становится другим, так как каждая личность индивидуальна, неповторима. Личность не­сет на себе груз не только общества, но и собственного, индивидуального Я.

Индивидуализация - выделение, вычленение одного, отдельного благодаря характерным признакам из среды остальных; это - развитие в от­дельном человеке способностей, свойственных именно данной личности и позволяющих отличить одного индивидуума от другого (других). Противо­речивость процесса социализации и индивидуализации на собственном при­мере показал Н.А. Бердяев. Последний отмечает, что он никогда не хотел и не мог чему-либо подчиниться. Во всяком случае, хорошей стороной этого свойства была большая независимость. «Парадокс моего существования,-пишет философ, - в том, что будучи асоциален в одном смысле, в другом смысле я был очень социален, так как стремился к социальной правоте и справедливости, к социальному освобождению, к братской общности людей. Я принадлежал к тому типу людей и к той небольшой части поколения конца XIX и начала XX века, в которой достиг необычайной остроты и напряжен­ности конфликт личности, неповторимой индивидуальности с общим и родо­вым».

В культуре следует выделить диалектику двух явлений - культуры национальной и культуры общечеловеческой. Культура со времени образо­вания этносов носит национальный характер, ибо каждый народ обладает своей неповторимой культурой (языком, музыкой, танцами, литературой, традициями, религией, архитектурой, живописью).

Взаимодействие народов (этносов), социальных (национальных) групп таково, что о достоинстве, поведении других народов, групп отдель­ные (конкретные) народы и группы судят исходя из норм собственной куль­туры. При этом вторые обычно уверены, что их обычаи, традиции, культур­ные ценности лучше других, они составляют своеобразный центр культуры, хотя допускают, что некоторые традиции, обычаи и нравы других культур могут быть в чем-то лучше. Взгляд на общество, при котором определенная группа считается центральной, и все другие группы соизмеряются и соотно­сятся с ней, американский социолог У.Самнер называл этноцентризмом. Он проявляется в семьях, братствах, церквях, племенах, нациях, школах, бизнесе и т.д. Обычно этноцентризм присущ всем обществам: люди склонны переоценивать собственные организации и недооценивать все другие. Этно­центризм - необходимое условие формирования национального самосознания. Этноцентризм, с одной стороны, укрепляет чувство единства людей оп­ределенной национальности, с другой, отдаляет людей друг от друга, усили­вая противопоставление народов, культур друг другу.

Культура несет в себе значительный общечеловеческий слой, так как жизнь, деятельность человека требует использования совокупного соци­ального опыта, накопленного всеми народами, всем человечеством. Общече­ловеческая (мировая) культура не есть простое механическое слияние нацио­нальных культур, а представляет собой синтез лучших достижений нацио­нальных культур, каждая из которых обладает собственной спецификой, а также культур разных эпох и цивилизаций, разных социальных, демографи­ческих групп, разных культурных ойкумен. Надо полагать, что вся эта совокупность культур образует великолепную мозаичность мировой культу­ры. Русский философ Н.О. Лосский, живший за границей, отмечал по этому поводу: «Национальная культура приобретает известность во всем мире только тогда, когда ценности, развитые в ней, становятся достоянием всего человечества. Прежде всемирное значение имела культура древней Греции и древнего Рима». Очевидно, имея ввиду общечеловеческий характер куль­туры, русский философ и культуровед М.М. Бахтин отмечал, что культура не имеет своей территории. «Не иметь территории» означает не антинациональ­ность культуры, а отсутствие у культуры постоянной прописки с замкнутыми на замок границами, общезначимость, доступность культуры всем тем, кто желает ею обогащаться и ее обогащать». В связи с рассмотрением во­проса о диалектике национального и интернационального в культуре в со­циологии употребляется понятие культурного релятивизма.

Культурный релятивизм - подход к другим культурам, согласно ко­торому члены одной социальной группы не могут понять поведения, мотивов и ценностей других групп, если они, первые, анализируют поведение, моти­вы и ценности вторых только в свете своей собственной культуры, только с точки зрения этноцентризма. С.С.Фролов отмечает: «Для того, чтобы достичь понимания, понять другую культуру, нужно связать ее конкретные черты с ситуацией и особен­ностями ее развития. Каждый культурный элемент должен соотноситься с особенностью той культуры, частью которой он является. Ценность и значе­ние этого элемента могут рассматриваться только в контексте определенной культуры. Теплая одежда хороша в Арктике, но нелепа в тропиках.

Самый рациональный путь развития и восприятия культуры в об­ществе - сочетание черт и этноцентризма, и культурного релятивизма, когда индивид, испытывая чувство гордости за культуру своей группы или общест­ва и высказывая приверженность основным образцам этой культуры, в то же время способен понять другие культуры, поведение членов иных социальных групп, признавая их право на существование».

Синонимом понятия «культура» для обозначения определенного качества, уровня развития выступает понятие «цивилизация». Слово «циви-лизационный» употреблялось еще в античную эпоху. Его смысл - «граждан­ский», «государственный». Французские мыслители XVIII века называли ци­вилизованным общество, основанное на началах разума и справедливости. Позже это слово употреблялось для обозначения «вежливого» человека, то есть с хорошими манерами и навыками самоконтроля. Само понятие «цивилиза­ция» появилось в эпоху Просвещения, во второй половине XVIII века и ха­рактеризует нравы, законы, искусство, науку, философию, процесс, действие, направленное на выход из примитивного состояния (цивилизация следует за периодом варварства). В то же время цивилизацию пытались представить как разумный абсолют, пригодный для всех времен и народов. Ошибочность такой позиции просвещенцев пытались показать мыслители разных стран, в том числе рус­ский историк и социолог Н.Я. Данилевский (1822-1885). Последний сформу­лировал теорию общей типологии культур, или цивилизаций, согласно кото­рой не существует всемирной истории, а есть лишь история определенных цивилизаций, имеющих индивидуальный, замкнутый характер. Есть множе­ство цивилизаций, которые все вместе являются выражением бесконечно бо­гатого творения гения человечества. По Данилевскому, собственно культура - это концентрация духовных проявлений цивилизации, вершина ее разви­тия, спуск с нее - начало упадка цивилизации.

В XIX веке понятие «цивилизация» употреблялось в качестве ха­рактеристики капитализма в целом. В современной социальной мысли кате­гория «цивилизация» применяется для того, чтобы уйти от одномерной картины мира, учитывать неповторимость путей развития стран, народов, целых ре­гионов; чтобы «схватить» уровень, ступень их общественного развития, ма­териальной и духовной культуры.

В учении марксизма цивилизация - период овладения дальнейшей обработкой продуктов природы, период промышленной в собственном смыс­ле этого слова (материальная культура) и искусства. На ступени цивилизации разделение труда и обмена, товарное производство в целом достигают полно­го рассвета и совершают переворот в обществе.

В настоящее время широко используется термин «мировая цивили­зация». Он характеризует развитие общества от локальных форм к «всемир­ным» через разрешение глобальных проблем, угрожающих существованию человеческой культуры. Сегодня, в связи с интернационализацией экономи­ческих, политических, культурных, коммуникативных связей, речь идет о формировании планетарной цивилизации, а затем, возможно, и космической.

Несмотря на синонимичность понятий «культура» и «цивилиза­ция», между ними имеются определенные различия. Они начинаются с про­исхождения слов. «Культура», как отмечалось, вбирает в себя воспитанность, образованность, развитость, почитание, возделывание, а «цивилизационный» означает гражданский, государственный. Культура - наиболее совершенное развитие цивилизации. Немецкий философ О. Шпенглер наоборот считал, что цивилизация есть определенная заключительная стадия развития любой культуры. Основными признаками западноевропейской цивилизации, отмеченными в его книге «Закат Европы», выступают: развитие индустрии и техники, деграда­ция искусства и литературы, возникновение огромного скопления людей в больших городах, превращение народов в безликие «массы». Культура За­падной Европы, находящаяся в стадии заката, якобы не может дать ничего оригинального ни в области духа, ни в области искусства. Немецкий мысли­тель во многом был прав, но его «прогнозам» не суждено было сбыться, так как цивилизация в Европе, несмотря на множество вновь возникающих про­блем, продолжает развиваться и совершенствоваться.

 

 

2.3.2. Структура культуры

Культура - сложная, в структурном отношении многогранная, многоуровне­вая сфера жизни общества. «Схватить» культуру как единое целое невоз­можно, ибо в ней сосредоточены как деятельность огромного количества по­колений (говорят 1200) творцов культуры, так и несметные ценности - мате­риальные и духовные. Современные американские социологи из Йельского университета во главе с Дж. П. Мердоком разработали классификацию ком­понентов культуры, выделив в ней 88 универсалий, или общих поведенче­ских категорий, присутствующих во всех культурах.

При структурировании культуры следует выделить ряд показателей. Прежде всего, у культуры всегда есть носитель-субъект. По этому признаку культура подразделяется:

- на культуру человечества (мировую), национальную, культуру той или оной социальной общности (классовую, городскую, сельскую, профессиональную, молодежную и пр.), культуру малых групп (пер­вичный коллектив, семья), культуру личности;

- на культуру народную (непрофессиональную) и профессиональную («ученую»);

О соотношении общечеловеческой и национальной культур речь уже шла. Здесь отметим следующее. У абстрактного человечества нет ника­кой культуры. Последняя приобретает общечеловеческий, мировой характер, когда национальные культуры «делегируют» в сокровищницу мировой куль­туры свои выдающиеся достижения.

Культура, как правило, этнична. Но этничность не является обяза­тельной чертой культуры во все времена. В связи с интеграционными про­цессами в мире возникают такие элементы культуры, которые не имеют на­циональной специфики: медицина, техника, технология, авиация, естество­знание...

Процессы культурного синтеза приводят (в науке, технике, спорте, кино...) к рождению мировых школ, вбирающих черты культур разных на­циональностей. В этой связи уместны слова Иоганна Вольфганга Гете, отме­чающего, что наука и искусство принадлежат всему миру, и перед ними ис­чезают межнациональные барьеры.

По характеру культуру обычно делят на общую и ту, которую представляют люди, субъекты определенных профессий. Общая культура включает те требования, которые предъявляет общество к культуре каждого гражданина независимо от его рода занятий. Чаще всего ими выступают эле­ментарные нормы нравственности, которые выработали народы независимо друг от друга и которые находят отражение в крупнейших - мировых и на­циональных - религиях и источниках их вероучений - Библии, Коране, Тал­муде и пр.

Культура профессионально занятых людей (культура учителя, вра­ча, агронома, юриста, инженера...) связана с основным родом деятельности человека и опирается не только на знания и навыки, которые индивид полу­чает, приобретая профессию, но и на общую культуру. И чем выше их уро­вень, тем качественнее профессиональная культура. Ее нельзя сводить, как иногда неуклюже это делается, к соблюдению норм этикета. Вопрос значи­тельно фундаментальнее и глубже.

К сказанному следует добавить следующее. Развитие культуры проходило на двух уровнях: на уровне стихийного развития, охватившего ог­ромный период времени, когда каждый член общества был «сведущ» во всем и «умел» делать все; и на уровне профессионализации труда. На первом уров­не формируется общая культура. С появлением профессиональной культуры возникают специальные институты, предназначенные для функционирования культуры, для ее производства, сохранения, распространения и потребления. Это - научные лаборатории, издательства, творческие союзы, общества и объединения, система массовой информации. Эти два блока тесно взаимосвя­заны между собой. Второй блок вырос из первого.

Особое место в структуре культуры занимает культура личности, ибо все социальные общности и малые группы формируются из совокупно­сти отдельных личностей. Поэтому уровень, характер, качество культуры людей обеспечивают состояние групповой, общностной культуры. И наобо­рот, в обыденном сознании культура чаще всего сливается с культур­ностью, то есть духовно-нравственным достоянием личности. На сегодняшний день нет абсолютного критерия культурности лич­ности и вряд ли когда-либо возможен. Однако наиболее ценимыми качества­ми культурного человека является сознательность, организованность, от­ветственность, надежность, внутренняя убежденность и последова­тельность в поступках, неподкупность, эрудиция, скромность, аккурат­ность, отзывчивость, вежливость, доброта, справедливость.

Итак, цепь субъектов-носителей культуры, как субъектов деятель­ности, выглядит так: человек (индивид, личность) - малая группа - социаль­ные институты, организации, объединения - классы (другие субъекты соци­ального расслоения) - этносы (народы) - страны - государства, региональ­ные сообщества - человечество как родовой субъект.

Народная (непрофессиональная) культура включает в себя на­родное миросозерцание и миропонимание, прикладные эмпирические знания в области производства, народную культуру быта, народную медицину, педа­гогику, этику, народное искусство. Многие ее элементы получили название «фольклорная» культура (нередко народную культуру называют «традици­онной культурой»). Непрофессиональная культура создается народными массами и неотделима от труда и быта народа, условий его проживания. Ее авторство анонимно. Здесь возможны варианты, обусловленные особенно­стью региона, традициями. Так, одна и та же национальная сказка, к приме­ру, имеет свои особенности на севере страны, в центре и на юге.

Профессиональная культура создается специалистами. На протя­жении долгого времени (в классовых обществах) она создавалась представи­телями господствующих классов или людьми, специально привлеченными ими. Деятели этой культуры имеют особую (профессиональную) подготовку, прошли то или иное обучение и работают в области культуры. Произведения профессионалов имеют автора, официально фиксируются и сохраняют тот вид, в каком первоначально были созданы. Правда, когда они приобретают особую популярность, в массовом порядке исполняются (например, песни), то их авторство может оказаться неактуальным, может «потеряться», тем бо­лее если авторская культура в широких масштабах использует традиционные народные мотивы и приемы. Некогда профессиональная и народная культу­ры противостояли друг другу. С Нового времени, когда вырос уровень обра­зованности населения, совершеннее и массовее стали навыки людей, взаи­мовлияние народной и профессиональной культур усиливается. В силу этого обстоятельства ныне далеко не всегда между традиционной и профессио­нальной культурой можно провести четкую грань, например, между профес­сиональным и непрофессиональным сказителем, певцом, художником.

Лучшие достижения традиционной, народной культуры, культиви­руемые через самодеятельность, кооперированные ремесленные промыслы, профессиональную художественную культуру, организованные массовые гу-ляния, празднества и другие культурные мероприятия, остаются традицион­ными лишь по форме, так как пополняются идейно новым содержанием. Поэтому они должны рассматриваться уже не как часть традиционной культу­ры, а как традиционалистическая органическая часть новой культуры.

Культуру можно рассматривать с позиции двух ее блоков - суб­станционального и функционального. Субстанциональный блок составляет как бы «тело» культуры, ее основу (для каждой эпохи характерно свое «тело» культуры). Он включает ценности культуры - ее произведения, нормы, тре­бования к каждому члену общества. Сюда относятся нормы права, религии, морали, нормы повседневного поведения и общения людей — нормы этикета. Функциональный блок культуры раскрывает процесс движения культуры. В этот блок входят традиции, обычаи, обряды, ритуалы, табу (запреты), обес­печивающие функционирование культуры. Они были главными в народной культуре. Традиции, запреты (табу) регламентировали в прошлом, регламен­тируют отчасти и теперь, поведение не только отдельных людей, но и соци­альных групп, сословий. Так, в средневековой Германии крепостным под страхом смертной казни запрещалось носить сапоги: это была исключитель­но привилегия дворян. В Кельне в XV веке судьи и врачи должны были хо­дить в красном, адвокаты - в фиолетовом, прочие ученые мужи - в черном. На протяжении долгого времени в Европе только свободный человек мог но­сить шляпу. В России при императрице Елизавете люди без чина не имели права носить шелк, бархат. В Судане существует обычай, согласно которому замужняя продевает латунную проволоку сквозь нижнюю губу. О замужестве при этом говорит и ее прическа.

Культура делится на определенные виды, роды, типы. Основанием для такого деления выступает многообразие человеческой деятельности. Прежде всего, следует выделить материальную культуру и культуру ду­ховную, которые в реальной жизни тесно взаимосвязаны, взаимообусловле­ны и взаимопроникают друг в друга.

В материальную культуру входят: а) культура труда и матери­ального производства; б) культура быта; в) культура места жительства (жи­лища, дома, деревни, города) - топосы; г) культура отношения к собственно­му телу; д) физическая культура.

Особенностью материальной культуры является то, что она не тож­дественна ни материальной жизни общества, ни материальному производст­ву, ни материально преобразующей деятельности. Материальная культура характеризует эту деятельность с точки зрения ее влияния на развитие чело­века, раскрывая, в какой мере она дает возможность применить его способ­ности, творческие возможности, дарования.

Духовная культура, как отчасти уже было показано, - многослой­ное образование. Она включает в себя познавательную (интеллектуальную) культуру, нравственную, художественную, правовую, религиозную, педаго­гическую.

Народные традиции, обычаи, обряды, имеющие тысячелетнюю ис­торию, следует относить и к материальной, и к духовной культуре, ибо они пронизывают ту и другую, и предпочтения совершенно неуместны.

Кроме того, есть ряд видов культуры, которые нельзя причислять только к материальной или только к духовной. Они представляют собой своеобразное «вертикальное» сечение культуры, пронизывающее всю ее сис­тему. Это культуры: экономическая, политическая, экологическая, эстетиче­ская. Тем самым обеспечивается (условно) как горизонтальный (плоскост­ной), так и вертикальный срезы культуры.

По содержанию и влиянию культуры на человека ее делят на про­грессивную и реакционную. Культура, как явление формирующее человека, может воспитывать личность как нравственную, так и безнравственную.

При характеристике типов культуры следует говорить о горизон­тальной тнпологизации культуры и вертикальной. С точки зрения гори­зонтальной типологизации выделяют такие типы культур: цивилизационные, региональные, этнические, национальные, локальные.

При характеристике вертикальной типологизации культуры сле­дует говорить о доминирующей культуре, субкультуре, контркультуре. Попытаемся охарактеризовать каждую из них. Доминирующая культура - это совокупность основных элементов культуры, символов, верований, тра­диций. обычаев, убеждений, ценностей, образцов поведения, которые прини­маются и разделяются всеми членами общества. Субкультура - часть общей культуры (тесно связанной с домини­рующей культурой), система ценностей, традиций, обычаев, которые присущи определенной (большой) социальной группе. Социальные группы выра­батываю свои собственные символы, ценности и образцы поведения, кото­рые, как правило, не разделяются всеми людьми данного общества. Различа­ют национальную (национальных меньшинств), конфессиональную (религи­озную), профессиональную, молодежную культуру, субкультуру правящей элиты, субкультуру социальных низов. Своя субкультура у наркоманов, бомжей, алкоголиков, глухонемых, одиноких, спортсменов и т.п. Например, молодежная субкультура складывается на основе общих символов, норм, одежды, образцов, языка, ценностей, вытекающих из возрас­тных, социальных и психологических черт молодых людей, их социально-экономического положения.

Контркультура - такая субкультура (нормы, ценности, образ жиз­ни), которая находится в противоречии с нормами и правилами поведения более крупного сообщества людей, общества в целом, или находится в кон­фликте с господствующими ценностями, доминирующей культурой.

Следует также сказать о таких культурах, как массовая и элитар­ная культуры. Массовая культура - явление культуры XIX - XX века, порож­денное явлениями» массового общества» - индустриализацией, научно-технической революцией, массовой миграцией населения и урбанизацией, разрушением локальных общностей и размыванием территориальных и со­циальных границ, распространением грамотности, расширением демократи­ческих институтов, широким вхождением трудящихся слоев в гражданскую жизнь и пр. Массовая культура характеризует особенности производства культурных ценностей в современном индустриальном обществе, рассчитан­ного на массовое потребление. Это - культура повседневной жизни, предна­значенная для восприятия массовым сознанием с помощью средств массовой информации (радио, телевидение, грамзапись, магнитофон), которые прони­кают в самые широкие слои и самые удаленные уголки. У нее самая широкая аудитория. Она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, отражает и реа­гирует на любое новое событие; может быть национальной и интернацио­нальной.

Массовую культуру нередко называют поп-культурой, или культурой поп-арт (популярное искусство). Разновидность массовой культуры –китч (от нем. «халтура», удешевленное) - специфическое «культурное» яв­ление, относящееся к самым нижним пластам массовой культуры: синоним псевдоискусства, лишенного художественно-эстетической ценности и пере­груженного примитивными, рассчитанными на внешний эффект деталями.

Элитарная культура - культура, создаваемая привилегированной частью общества или по ее заказу профессиональными мастерами. Она - вы­сокая культура - включает изящное искусство, серьезную музыку, высокоин­теллектуальную литературу; трудна для понимания для неподготовленной аудитории или для отдельного неподготовленного человека. Как правило, круг ее потребителей - критики, искусствоведы, литературоведы, музыканты, писатели, художники, завсегдатаи музеев, выставок, театралы.

 

 

2.3.3. Социокультурная динамика

Социокультурная динамика - изменения или модификация черт, признаков культуры во времени и в пространстве в результате воздействия внешних или внутренних сил. Изменения предполагаются как внутри культуры, так и во взаимодействии разных культур. В рамках социокультурной динамики следует говорить о возникновении, развитии, распространении и многообразии культур.

Культура возникает вместе с человеком как общественным сущест­вом, обладающим языком и мышлением. Способность к языку и мышлению - главное, что в первую очередь, отличает человека от животного. Язык и мышление - необходимые условия для творческой деятельности человека, для возникновения культуры. Культура есть культура мышления. Последнее представлено через язык, как язык жестов, литературы, поэзии, науки, раз­ных видов искусства (живописи, музыки, архитектуры, скульптуры, театра, балета), религии. Научное (в том числе социологическое) изучение разных культур начинается с изучения языка этих культур.

Значительной вехой в становлении культуры стало возникновение письменности, которая позволила расширить возможности накопления зна­ний, опыта, стала средством передачи знаний другим поколениям. Письмен­ность положила начало научному познанию и освободила мышление челове­ка для творческой деятельности. В развитии культуры важную роль сыграли средства накопления и передачи информации, книгопечатание, появление библиотек, система образования (школы, университеты), почта, газеты, жур­налы, радио, телевидение.

История культуры предстает как история ее развития от примитив­ных форм к более высоким. Существуют разные концепции, объясняющие развитие культуры: эволюционизм, катастрофизм, диалектический подхо­д. С позиций эволюционизма культура рассматривается как вытеснение ста­рых форм культурной жизни новыми при сохранении всего ценного, жизне­способного в старых формах. Этот процесс происходит как бы снизу вверх.

Другой подход состоит в рассмотрении культуры как результата крутых, скачкообразных изменений, происходящих время от времени в той или иной сфере общественной жизни. Эти скачки ведут к появлению новых форм культурной жизни. Такое развитие предполагает не только движение снизу вверх, но и сверху вниз. Эта позиция названа позицией катастрофизма.

Согласно диалектическому подходу развитие культуры включает периодически сменяющиеся этапы эволюционных и революционных измене­ний.

Распространение культуры предполагает следующий алгоритм. В результате одиночного открытия или изобретения появляется некая культур- ная форма, первоначально как достояние ее творца.

Постепенно эта форма становится достоянием ближайшего окруже­ния человека, его микросреды. Именно здесь, в микросреде, и решается во­прос о ее жизненности.

В том случае, если микросреда принимает новый культурный обра­зец, это становится социокультурным фактом. Информация об этом проника­ет в более крупные социальные общности, становится достоянием широких масс.

Если на этом новом уровне культурный образец выдерживает испы­тание, то он усваивается людьми как неотъемлемая часть культуры общества. Он входит в индивидуальную культуру личности. Значит, главное в культу-ротворчестве - это результат творческой деятельности. Однако важная роль в распространении культуры в современных условиях принадлежит средствам массовой информации.

Культура не статична, она - процесс непрерывного движения и из­менения (как самодвижения, самоизменения). Это изменение от эпохи к эпо­хе есть социодинамика культуры, процесс развития мировой культуры, ее ис­тория. Это развитие зависит от изменения всей социальной жизни.

 

 

2.3.4. Функции культуры

 

В процессе накопления исторического опыта, знаний, навыков, многообразных ценностей, культура начала выполнять (и выполняет) сле­дующие функции:

а) Функция социализации (или человекотворения, гуманисти­ческая). Процесс социализации заключается в усвоении человеком опреде­ленной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему действовать, творить в качестве полноправного члена общества. Благодаря средствам культуры, как отмечалось, происходит и социализация, и индивидуализация личности.

б) Познавательная (или гносеологическая) функция. Эта функ­ция находит свое выражение, прежде всего, в науке, научном поиске. У по­знавательной функции культуры двойная направленность. С одной стороны, она направлена на систематизацию знаний и раскрытие природы и общества, с другой - на познание человеком самого себя.

в) Социальная функция. Данная функция обеспечивает историче­скую преемственность и передачу социального опыта новым поколениям. У человечества нет иного пути сохранения, приумножения и распространения во времени и пространстве накопленных духовных богатств (языка, книг, техники, эстетических ценностей...), как только через культуру.

г) Функция приспособления к среде. Эта функция может считать­ся самой древней и едва ли не единственной общей для человека и животных, хотя в отличие от последних, у которых нет никакой культуры, человек в де­ле защиты от стихийных сил пошел неизмеримо дальше. Он научился и вы­нужден приспосабливаться к двум видам обстоятельств - природным и соци­альным.

д) Знаковая (семиотическая) функция. Культура представляет собой определенную знаковую систему. Овладение культурой невозможно без изучения ее знаковых систем. Знаковая функция нераздельно связана с нормативной функцией. Носителями этой функции выступают, главным об­разом, словесный язык, специфические «языки» искусства (музыки, театра, живописи, кино и т.п.), а также языки науки с ее математическими, физиче­скими, химическими и другими символами и формулами. Знаковая функция культуры называется также сигнификативной (означающей, припи­сывающей значения). Важнейшие условные знаки человеческой культуры -слова. Предметы и явления отнюдь не всегда подчиняются воле человека, манипулированию ими. А слова - знаки, которыми мы их обозначаем, - под­чиняются нашей воле, соединяясь в смысловые цепочки - фразы. Со знаками, со значениями, которые им придаются, манипулировать гораздо легче, чем с самими явлениями.

е) Регулятивная (или нормативная) функция. Проявляется в существовании систем норм и требований общества ко всем своим членам во всех областях их общественной и личной жизни и деятельности - труде, быте, межгрупповых, межнациональных, межличностных отношениях. Регу­лятивная функция культуры осуществляется на целом ряде уровней: нравст­венном, правовом, бытовом и пр. Высшими нормами регуляции поведения людей являются нормы морали. Следующим уровнем, на котором осуществ­ляется регулятивная функция культуры, являются нормы права. Уровнем, где проявляется нормативная сторона культуры преимущественно на бытовом уровне, являются обычаи и обряды. Регулятивная функция культуры прояв­ляется и в нормах поведения на работе, в быту, в общении с другими людь­ми. в отношении к природе.

ж) Социально-интегративная функция. Эта функция состоит в объединении людей в социальные общности, социальные группы, слои, со­словия, касты, этносы и т.д.

з) Оценочная (аксиологичсская) функция. Она выражается в том, что представляющие ее люди в теории и на практике стремятся ответить на вопрос, поставленный еще Сократом: «Что есть благо?». На протяжении всей истории человечества его наиболее светлые умы как бы классифицируют все предметы и явления окружающего мира с точки зрения их «полезности» или «вредности» для выживания грядущих поколений.

и) Функция разграничения и интеграции человеческих групп. В реальной жизни этносы, нации и страны разделены не столько географией и политическими границами, сколько своими культурно-психологическими особенностями. Поэтому культура выступает как фактор разграничения меж­ду сравнительно небольшими, а порой и весьма значительными человече­скими группами.

к) Коммуникативная функция. Благодаря культуре люди вступа­ют в общение друг с другом, находят общие интересы и взаимопонимание.

л) Критериальная функция. Она состоит в сравнении развитости, степени совершенства социальных институтов, отдельных индивидов и об­щества в целом.

м) Этническая (этноинтегрирующая) функция. Если лишить эт­нос внутренних культурных связей, он неизбежно разрушиться.

Таким образом, культура как многофакторное, полифункциональ­ное социальное явление выступает показателем духовности человека, его внутренней свободы, самостоятельности его взглядов, оценок, суждений.