Лекция №1
«География туризма как научная дисциплина»
География туризма сравнительно недавно оформилась как самостоятельная географическая дисциплина с собственными объектом и предметом исследования.
Одно время туризм был лишь фрагментом географического изучения рекреации. Между тем он обладает всеми необходимыми признаками самодостаточности, чтобы предстать как относительно автономная и цельная сфера человеческого бытия и в новом качестве более широко войти в поле зрения экономико-географов.
Очертить границы географии туризма, определить объект и предмет ее исследования — это задача, которая может быть решена, если развести туризм с близкородственным понятием рекреации, а также отдыхом и досугом — категориями, которые обычно используются при изучении рекреационных и туристских процессов и явлений.
Более общими понятиями, прочно вошедшими в бытовой лексикон и науку, являются отдых и досуг. Они имеют близкое, но различное смысловое наполнение и в специальной литературе чаще дистанцируются друг от друга.
Социальное Биологическое
Отдых – это процесс восстановления умственной и физической работоспособности, протекающий в условиях прекращения деятельности, вызвавшей утомление.
Отдых — понятие, так сказать, зависимое. Его смысл становится ясным только в сочетании с другим словом — труд. В обыденной речи оба эти слова используются, как правило, в связке, и отдых означает состояние, возникающее в результате трудовой деятельности.
В научной литературе противоположные категории — «труд» и «отдых» — рассматриваются в диалектическом единстве. Труд невозможен без отдыха, так же как отдых невозможен без труда. Эта жесткая полярная формула «труд — отдых» вытекает из социобиологической сущности человека. Его организм биологически устроен так, что за каждым усилием, напряжением, активностью, требующим больших затрат биоэнергии, неизбежно следует расслабление, фаза релаксации.
В отличие от отдыха, понятие досуга заключает в себе социальное содержание, отражает общественную и духовную сущность человека. Его смысловое наполнение зависит от историко-культурного контекста и меняется вместе с господствующей в обществе системой ценностей.
Рекреация – это восстановление моральных и физических сил человека.
Туризм (франц. — прогулка, поездка) представляет собой многогранное явление. Это — и разновидность миграции населения, и бизнес, и отрасль мирового хозяйства и национальной экономики, и сфера межкультурного взаимодействия.
Туризм – временное перемещение людей с места своего постоянного проживания в другую страну или местность в пределах своей страны в свободное время в целях получения удовольствия и отдыха, оздоровительных, гостевых, познавательных или в профессионально-деловых целях, но без занятия оплачиваемой деятельностью в посещаемом мест, сроком не менее одних суток, но не более 6 месяцев.
Если рекреация предстает как специфическая биологическая активность субъекта (здесь вовсе не отрицается наличие социального компонента в рекреации, так же, впрочем, как и в отдыхе, а лишь акцентируется внимание на ее соотнесенности с биологической в пользу последней), то туризм является в первую очередь социально-экономической сферой деятельности.
Разграничение понятий «отдых», «досуг», «рекреация», «туризм» облегчает решение главного вопроса об объекте и предмете исследования географии туризма.
География изучает туризм как разновидность деятельности людей. Любая деятельность человека осуществляется в пространстве и времени, но туристская выделяется исключительно «географичностью», относится к числу наиболее пространственно выраженных, характеризуется территориальной избирательностью. Более того, она формирует особые типы пространства и времени — туристское пространство и туристское время.
География туризма имеет объектисследования — это рекреационное пространство, или рекреационную подсистему ойкумены.
Предметом исследования географии туризма является территориальная организация (самоорганизация) туристской деятельности людей.
Страноведение это - отраслевая дисциплина социально-экономической (общественной) географии о пространственных закономерностях и особенностях функционирования и развития территориальных систем организации (самоорганизации) туристской деятельности людей.
Странове́дение — географическая дисциплина, занимающаяся комплексным изучением стран, систематизирующая и обобщающая разнородные данные об их природе, населении, хозяйстве, культуре и социальной организации.
Страноведение и география туризма – это отраслевая географическая дисциплина, исследующая территориальное распространение природных и антропогенных ресурсов (климат, пляжи, пейзаж, минеральные воды, история, культура и т. д.), изучающая характер и структуру использования свободного времени и связанного с ним досуга, а также направление туристских потоков.
Перед географией туризма стоит целый ряд задач, главные из которых — гносеологическая (познавательная) и конструктивная (преобразовательная). Большое значение имеет географическое изучение пригодности территории для занятий туризмом, с учетом его форм и сезонности, воздействия туризма на территорию и формирование ее хозяйственного комплекса, исследование пространственно дифференцированных туристского спроса и предложения туристских продуктов.
Основными подходами, или методами, страноведения в туризме являются: аналитический, хорологический (пространственный), хронологический (временной), формально-логический, географический и культуристский.
География туризма как неотъемлемая часть социально-экономической (общественной) географии решает мировоззренческие, культурно-просветительные, воспитательные, образовательные задачи. Чрезвычайно важной функцией географии туризма является информирование населения о туристском потенциале территорий. Она дает людям представление о видах и формах туризма, о значимых объектах природы, культуры, истории, а также о предприятиях индустрии туризма, находящихся в их стране и за рубежом. Тем самым география туризма пробуждает интерес у потенциальных путешественников к уже существующим или только складывающимся туристским центрам и целенаправленно формирует желание их посетить. Эта функция географии туризма многократно усилилась в последние десятилетия с осознанием того факта, что наличие туристского потенциала само по себе не означает автоматическую его востребованность и не может служить гарантом развития туризма.