Тема № 11. Бюджетное устройство и бюджетная система современных унитарных и федеративных государств.

Расходы Федерального бюджета Р.Ф.

Если в стране есть бюджетный дефицит, то для его финансирования используют государственные внутренние и внешние займы, которые доходами бюджета не являются.

I) Налоговые доходы

Тема № 10. Государственный бюджет Р.Ф. Его доходы и расходы.

Доходы государственного бюджета.

V) Субсидии и кредиты слаборазвитым странам.

На социальное обеспечение и т.д.

На социальное страхование

На здравоохранение

На образование

III) Расходы на социальные цели

Расходы на стимулирование экспорта.

Расходы на обеспечение занятости в некоторых отраслях и регионах страны

Расходы на содержание государственного сектора экономики

IV) Расходы на содержание государственного аппарата + содержание монархии (4-5%).

Основу доходов во всех странах составляют налоги ( до 97%)

В США - 90% всех доходов составляют прямые налоги,

5% - косвенные налоги.

Во Франции и Германии большинство налогов – косвенные.

 

Государственный бюджет в этих странах строится по балансовому методу, т.е. доходы = расходам, но во многих странах это не выполняется и в бюджете существует бюджетный дефицит, для покрытия которого используют государственные займы, объем которых может быть от 10 до 30% всех расходов.

 

В соответствии со ст.71 Конституции основные функции управления возложены на центральные органы власти для выполнения которых, они наделены денежным фондом - Федеральным бюджетом.

 

Доходы бюджета Р.Ф.

1)Федеральные налоги и сборы, перечень ставки которых определяется налоговым законодательством Р.Ф., а пропорции их распределения утверждаются ФЗ « О Федеральном бюджете на очередной год» в т.ч.

А) НДС (40%)

Б) налог на прибыль (10%)

В) акцизы (12%)

Г) плата за пользование земельными ресурсами (16%) .

2) таможенные пошлины и сборы (15%)

3) государственные пошлины в соответствии с законодательством(0,05%)

 

II) Неналоговые доходы(17%) в т.ч.

1) доход от использования имущества(2%)

2) доходы от продажи государственного имущества(0,2%)

3) прибыль Ц.Б. (0,2%)

4) доходы от внешнеэкономической деятельности(2,5%)

 

 

III) Поступления от целевых бюджетных фондов(3%)

 

 

 

Исключительно из федерального бюджета в Р.Ф. финансируется:

1)обеспечение деятельности Президента, Федерального собрания, Счетной палаты, частично Правительства.

2)Функционирование федеральной судебной системы.

3)Международная деятельность в общих федеральных интересах.

4)Национальная оборона и обеспечение безопасности государства.

5)Расходы на фундаментальные научные исследования.

6)Чрезвычайные праишествия

7)Государственная поддержка атомной промышленности, космических исследовании.

8)Обслуживание государственного долга.

 

По объемам средств государственные расходы делятся:

1)обслуживание государственного долга (до 34% всех расходов)

2)расходы на национальную оборону (20%)

3)расходы на социально-культурные мероприятия(18%)

4)поддержка отсталых регионов(14%)

5)на экономику(15%)

6)расходы на управление(5%)

 

Бюджетное устройство- это организация и принципы построения бюджетной системы, взаимоотношение между членами бюджетной сети.

Бюджетное устройство устанавливается и регламентируется законодательными актами, которые определяют права центральных и местных органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению, исполнению и контролю всех бюджетов ,действующих на территории государства.

Бюджетное устройство предусматривает распределение доходов и расходов между бюджетами различных уровней.

Бюджетная система- это совокупность всех бюджетов действующих на территории государства.

В унитарных (единых) государствах (н-р,Франция) существует два звена бюджетной системы:

- государственный бюджет

- местные бюджеты.

В федеративных государствах бюджетная система состоит из - Государственного бюджета,

- Региональных бюджетов,

- Местных бюджетов.

Федерации бывают двух типов:

А) КОНФЕДЕРАЦИЯ (н-р, Швейцария) - это союз государств, где центральная власть выполняет поручения членов государства, а отдельные государства сохраняют свою независимость и объединены одним или несколькими общими органами

Б) ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО ( н-р, Россия ) - суверенитет членов федерации ограничен центральной властью, однако у каждого субъекта федерации, есть определенные права и самостоятельность.

 

На первых этапах становления буржуазных государств была большая зависимость государственных от местных бюджетов.

Конкретная централизация бюджетов разных стран произошла после Второй Мировой войны, что повлекло за собой:

1)Увеличение объема государственного бюджета.

2)Изменение соотношения между членами бюджетной сети.

3)Изменение соотношения объемов расходов в государственном бюджете.

4)Стимулирование экономического роста государства.

Для решения этих задач в государственном бюджете стали направляться крупные доходы, такие как :

- подоходный налог;

-налог на прибыль корпорации;

- акцизы,

- НДС;

- таможенные пошлины;

- поступления от государственных займов.

В это же время крупнейшие расходы стали передаваться в местный и региональный бюджеты.

Доходы этих бюджетов до сих пор формируются из второстепенных (поимущественных) налогов. Все это приводит к увеличению доли местных бюджетов в бюджетной системе страны. Особенно растет объем городских бюджетов, в которых зачастую имеется дефицит, покрываемый субсидиями и кредитами из государственного бюджета.

 

Единая бюджетная классификация.

В соответствии с федеральным законом «О бюджетной классификации», подписанным Президентом Р.Ф. 15 августа 96г.

Бюджетная классификация включает:

1)классификацию доходов бюджетов Р.Ф.

2)функциональную классификацию расходов бюджета Р.Ф.

3)экономическую классификацию расходов бюджетов Р.Ф.

4)классификацию источников внешнего финансирования дефицитов федерального бюджета.

5)Классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджета Р.Ф.

6)Классификацию видов государственных внутренних долгов Р.Ф., субъектов Р.Ф., муниципальных образовании.

7)Ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.

 

Единая бюджетная классификация используется при составлении, утверждении и исполнении всех уровней, и составлении консолидированных бюджетов всех уровней.

При составлении, утверждении и исполнении только федерального бюджета используется:

-ведомственная классификация расходов федерального бюджета

- классификация источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета

- классификация видов государственного внешнего долга и внешних активов Р.Ф.