ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

СОДЕРЖАНИЕ

Окей-книга

Москва

Учений

Экономических

По истории

Краткий курс

А.Н. Кошелев

СКОРАЯ ПОМОЩЬ СТУДЕНТУ. КРАТКИЙ КУРС

1. История экономических учений: предмет, метод, структура,

место в системе наук............................................................................6

2. Экономическая мысль Древнего Востока..................................7

3. Экономическая мысль Древней Греции ................................... 9

4. Учение Ксенофонта о земледелии, рабстве, товаре

и деньгах ................................................................................................. 11

5. Учение Платона о государстве, торговле, деньгах

и рабстве..................................................................................................14

6. Учение Аристотеля об экономике, рабстве, торговле

и процентах............................................................................................. 17

7. Древний Рим, Учение Катона ....................................................... 20

8. Учение Варрона .............................................................................. 22

9. Учение Колумеллы .......................................................................... 25

10. Характеристика экономических учений средневековья ...... 26

11. Социально-экономические взгляды Ибн Хальдуна

на деньги и товар .................................................................................. 29

12. Средневековые учения Западной Европы. Салическая

правда ...................................................................................................... 31

13. Учение Фомы Аквинского о торговле

и проценте............................................................................................... 33

14. Становление российской экономической мысли.

Русская Правда ...................................................................................... 35

15. Учение Ермолая-Еразма................................................................ 39

16. Меркантилизм и его особенности.

Идеи меркантилизма в России .......................................................... 41

17. Идеи А.Л. Ордин-Нащокина ....................................................... 45

18. Экономические реформы Петра I ............................................ 47

19. Экономические взгляды И.Т. Посошкова ............................... 49

20. Экономическое учение В.Н. Татищева ................................... 51

21. Экономические взгляды М.В. Ломоносова............................. 53

22. Классическая школа ...................................................................... 55

23. Учение А. Смита ............................................................................. 58

24. Учение Т. Мальтуса........................................................................ 60

25. Учение Д. Рикардо.......................................................................... 61

26. Учения У. Петти и П. Буагильбера...............................................64

27. Экономическое учение Ж. Сисмонди ...................................... 66

28. Физиократы. Учения Ф. Кенэ и Ж. Тюрго................................ 68

29. Теория утопического социализма: Т. Кампанелла, Р. Оуэн,

К. А. де Сен-Симон, Ш.Фурье ........................................................... 71

30. Учение и деятельность Т. Мора ................................................. 73

31. Экономические воззрения А.Н. Радищева............................... 75

32. Экономические воззрения М.М. Сперанского ...................... 77

33. Экономические идеи Н.Г. Чернышевского............................. 79

34. Экономические взгляды С.Ю. Витте ......................................... 82

35. Учение М.И. Туган-Барановского ............................................. 84

36. Учение Ж.-Б. Сэя ........................................................................... 86

37. Марксизм: К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин.......................... 88

38. Особенности развития экономической науки в Германии

в XIX в. Г.Ф. Лист как предшественник исторической

школы...................................................................................................... 90

39. Историческая школа: сущность, этапы развития,

представители......................................................................................... 94

40. Учение и деятельность П. Ж. Прудона ...................................... 96

41. Учение М. Вебера......................................................................... 100

42. Зарождение математического направления

в экономике. Учение А. О. Курно................................................... 102

43. Учение К. Менгера....................................................................... 104

44. Экономические воззрения Э. Бём-Баверка ............................106

45. А. Маршалл — лидер Кембриджской школы

маржиналистов .................................................................................... 108

46. Идеи Т. Веблена ............................................................................ 110

47. Идеи Дж. Р. Коммонса ................................................................ 112

48. Идеи У. К. Митчелла .................................................................... 114

49. Математическая школа в России ............................................. 116

50. Идеи Е.Е. Слуцкого и В.К. Дмитриева ...................................... 118

51. В. Парето: концепция общего экономического

равновесия............................................................................................. 122

52. Э. Чемберлин и его теория монополистической конкуренции.

«Несовершенная конкуренция» Дж. В. Робинсон...................... 124

53. Ф. Визер: теория альтернативных издержек........................... 126

54. Зарождение и сущность кейнсианства. Методология

исследований Дж. М. Кейнс...........................................128

55. Тенденции в современном кейнсианстве. Вклад

последователей Дж. М. Кейнса в экономическую теорию....... 132

56. Учение А.В. Чаянова и его вклад

в российскую экономическую мысль .......................................... 134

57. Экономическая теория Н.Д. Кондратьева .............................. 136

58. «Экономикс» П. А. Сэмюэлсона.............................................. 138

59. Учение и заслуги Л.В. Канторовича ........................................ 140

60. В.В. Леонтъев и его метод экономико-математического

анализа «затраты - выпуск»................................................................143

61. Учение Дж. К. Гэлбрейта............................................................ 145

62. Д. Белл, Э. Тоффлер: теория постиндустриального

общества................................................................................................ 147

63. Теория рациональных ожиданий ............................................. 149

64. Монетаризм: основные положения концепции.

Экономические идеи М. Фридмена ............................................... 151

65. Первые лауреаты Нобелевской премии

по экономике........................................................................................ 154

1. ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ: ПРЕДМЕТ, МЕТОД, СТРУКТУРА, МЕСТО В СИСТЕМЕ НАУК

Развитие человеческого общества сопровождалось попытками осмысления протекающих процессов, воз­никающих явлений. Начало развития экономической науки было положено в древнейшие времена трудами Пла­тона, Аристотеля, Конфуция, которые анализировали проис­ходящие экономические явления. С течением времени обще­ство развивалось, а анализирующая его экономическая наука усложнялась.

Изучение истории экономических учений позволяет сформировать базовое представление об экономической на­уке, основных этапах ее развития, заложить основы крити­ческого мышления и анализа, выработать методологию ана­лиза и прогнозирования экономических процессов и т.д. Логика развития экономической науки позволяет глубоко по­нять современные теории и концепции, сформировать пред­ставление о ее последующем развитии.

Пристальное внимание уделяется определению факторов развития экономики, экономической науки, степени взаимо­связи эволюции общества и экономической системы.

 

Место истории экономических учений и системе наук определяется как неотъемлемая часть общеобразова­тельных дисциплин по специальности «Экономика», а также многих других направлений подготовки специалистов.

Предметом изучения истории экономических учений вы­ступает весь исторический процесс зарождения, развития и поэтапной смены экономических теорий, разработанных оп­ределенными учеными-экономистами, школами, течениями и направлениями. Важно понять и проследить его в неразрыв­ной взаимосвязи и логической обусловленности.

Методами исследования истории экономических учений служат: математическое моделирование, индукция, дедукция, абстрагирование, функциональный и системный анализ и т.д.

Структура курса «История экономических учений» вклю­чает три основных раздела, которые позволяют отследить и подвергнуть анализу все этапы развития экономической на­уки во взаимосвязи с обществом:

1) эпоха дорыночной экономики — период, когда пре­обладающей формой хозяйственной деятельности являлась натуральная, когда были недостаточно развиты торговые свя­зи и денежное обращение,— представлена прежде всего тру­дами философов, так как экономическая наука еще не сфор­мировалась;

2) эпоха неурегулированных рыночных отношений — это период активного развития экономик многих стран, тор­говли, денежного обращения. В это время формируется боль­шое количество теорий, концепций и школ, с различных по­зиций анализирующих экономические процессы;

3) эпоха социально ориентированной и регулируемой экономики — это современный период развития экономиче­ской науки, когда она формируется как наука, учебная дис­циплина и сфера практической деятельности.

 

Экономическая наука раньше других зародилась на Древнем Востоке, что связано с более теплым клима­том, наличием большого количества пищи и т.д. На основании этого активно развиваются торговля, сельское хозяйство, ремесло. Соответственно возникает необходи­мость их анализа и осмысления — начинают формироваться зачатки экономической науки. Примерно с этого периода появляется рабство — принуждение к труду одних людей другими, некоторые люди становятся по статусу наравне с домашними животными, орудиями труда. Увеличение числен­ности населения, усложнение форм взаимодействия людей приводят к объективной необходимости появления государ­ства — формы объединения людей. Особенностью экономи­ческого развития экономики Древнего Востока является со­хранение элементов общинного строя.

 

Экономическая мысль Древнего Египта была доста­точно развита и нашла отражение в таких письменных источниках, как «Речения Ипувера», кодекс Хаммурапи. Основа высокого уровня экономического развития Древ­него Египта — это четкая государственная система, разви­тое рабство, жреческое влияние. В письменных источниках находят свое определение понятия частной и государствен­ной собственности, а также механизмы ее защиты. Активно развивались торговля, денежное обращение, кредит. При этом сильное расслоение общества на касты приводило к большому количеству бунтов и недовольств.

 

Древняя Индия представляет собой в этот период эко­номически развитую страну. Ее особенность заклю­чается в четком делении на касты, соподчинении их между собой. Иметь богатство дозволялось только предста­вителям высших каст. Большое внимание уделялось роли и месту государства в экономической системе, что получило отражение в сборнике предписаний «Законы Ману». В дру­гом древнем индийском трактате — «Артхашастра» — содер­жится общая оценка социально-экономического состояния Индии, предпринимаются попытки систематизации государ­ственной политики (свод законов), определяется роль госу­дарства и его главы — царя, который должен заботиться о развитии страны, ее процветании.

 

Древний Китай отличался активностью экономических процессов, наличием противоречия между влиянием го­сударства и свободной экономикой, приводившим к ре­волюциям и переворотам. Наиболее объективный экономиче­ский анализ проводился Конфуцием (551—579 гг. до н.э.),создавшим собственную школу, получившую название конфуцианство. Он допускал создание и преумножение богатства, но только с учетом общих интересов. Главной задачей государ­ства Конфуций считал создание условий процветания и нор­мальной жизни для каждого человека. Он также отмечал важ­ность проблемы народонаселения — взаимосвязи количества людей и роста их благосостояния. Мэн-цзы (372—289гг. до н.э.) выступал за необходимость искусственного формирования ра­венства всех людей, введения налогов. По его мнению, государ­ство должно заботиться прежде всего о своих гражданах.

В IV—III вв. до н.э. сформировался легизм как научное те­чение, обозначившее понимание государственной политики как системы мер и направлений действий государства, обес­печивающей его интересы. Представители легизма исходили из необходимости полного государственного контроля над экономикой.