ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
СОДЕРЖАНИЕ
Окей-книга
Москва
Учений
Экономических
По истории
Краткий курс
А.Н. Кошелев
СКОРАЯ ПОМОЩЬ СТУДЕНТУ. КРАТКИЙ КУРС
1. История экономических учений: предмет, метод, структура,
место в системе наук............................................................................6
2. Экономическая мысль Древнего Востока..................................7
3. Экономическая мысль Древней Греции ................................... 9
4. Учение Ксенофонта о земледелии, рабстве, товаре
и деньгах ................................................................................................. 11
5. Учение Платона о государстве, торговле, деньгах
и рабстве..................................................................................................14
6. Учение Аристотеля об экономике, рабстве, торговле
и процентах............................................................................................. 17
7. Древний Рим, Учение Катона ....................................................... 20
8. Учение Варрона .............................................................................. 22
9. Учение Колумеллы .......................................................................... 25
10. Характеристика экономических учений средневековья ...... 26
11. Социально-экономические взгляды Ибн Хальдуна
на деньги и товар .................................................................................. 29
12. Средневековые учения Западной Европы. Салическая
правда ...................................................................................................... 31
13. Учение Фомы Аквинского о торговле
и проценте............................................................................................... 33
14. Становление российской экономической мысли.
Русская Правда ...................................................................................... 35
15. Учение Ермолая-Еразма................................................................ 39
16. Меркантилизм и его особенности.
Идеи меркантилизма в России .......................................................... 41
17. Идеи А.Л. Ордин-Нащокина ....................................................... 45
18. Экономические реформы Петра I ............................................ 47
19. Экономические взгляды И.Т. Посошкова ............................... 49
20. Экономическое учение В.Н. Татищева ................................... 51
21. Экономические взгляды М.В. Ломоносова............................. 53
22. Классическая школа ...................................................................... 55
23. Учение А. Смита ............................................................................. 58
24. Учение Т. Мальтуса........................................................................ 60
25. Учение Д. Рикардо.......................................................................... 61
26. Учения У. Петти и П. Буагильбера...............................................64
27. Экономическое учение Ж. Сисмонди ...................................... 66
28. Физиократы. Учения Ф. Кенэ и Ж. Тюрго................................ 68
29. Теория утопического социализма: Т. Кампанелла, Р. Оуэн,
К. А. де Сен-Симон, Ш.Фурье ........................................................... 71
30. Учение и деятельность Т. Мора ................................................. 73
31. Экономические воззрения А.Н. Радищева............................... 75
32. Экономические воззрения М.М. Сперанского ...................... 77
33. Экономические идеи Н.Г. Чернышевского............................. 79
34. Экономические взгляды С.Ю. Витте ......................................... 82
35. Учение М.И. Туган-Барановского ............................................. 84
36. Учение Ж.-Б. Сэя ........................................................................... 86
37. Марксизм: К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин.......................... 88
38. Особенности развития экономической науки в Германии
в XIX в. Г.Ф. Лист как предшественник исторической
школы...................................................................................................... 90
39. Историческая школа: сущность, этапы развития,
представители......................................................................................... 94
40. Учение и деятельность П. Ж. Прудона ...................................... 96
41. Учение М. Вебера......................................................................... 100
42. Зарождение математического направления
в экономике. Учение А. О. Курно................................................... 102
43. Учение К. Менгера....................................................................... 104
44. Экономические воззрения Э. Бём-Баверка ............................106
45. А. Маршалл — лидер Кембриджской школы
маржиналистов .................................................................................... 108
46. Идеи Т. Веблена ............................................................................ 110
47. Идеи Дж. Р. Коммонса ................................................................ 112
48. Идеи У. К. Митчелла .................................................................... 114
49. Математическая школа в России ............................................. 116
50. Идеи Е.Е. Слуцкого и В.К. Дмитриева ...................................... 118
51. В. Парето: концепция общего экономического
равновесия............................................................................................. 122
52. Э. Чемберлин и его теория монополистической конкуренции.
«Несовершенная конкуренция» Дж. В. Робинсон...................... 124
53. Ф. Визер: теория альтернативных издержек........................... 126
54. Зарождение и сущность кейнсианства. Методология
исследований Дж. М. Кейнс...........................................128
55. Тенденции в современном кейнсианстве. Вклад
последователей Дж. М. Кейнса в экономическую теорию....... 132
56. Учение А.В. Чаянова и его вклад
в российскую экономическую мысль .......................................... 134
57. Экономическая теория Н.Д. Кондратьева .............................. 136
58. «Экономикс» П. А. Сэмюэлсона.............................................. 138
59. Учение и заслуги Л.В. Канторовича ........................................ 140
60. В.В. Леонтъев и его метод экономико-математического
анализа «затраты - выпуск»................................................................143
61. Учение Дж. К. Гэлбрейта............................................................ 145
62. Д. Белл, Э. Тоффлер: теория постиндустриального
общества................................................................................................ 147
63. Теория рациональных ожиданий ............................................. 149
64. Монетаризм: основные положения концепции.
Экономические идеи М. Фридмена ............................................... 151
65. Первые лауреаты Нобелевской премии
по экономике........................................................................................ 154
1. ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ: ПРЕДМЕТ, МЕТОД, СТРУКТУРА, МЕСТО В СИСТЕМЕ НАУК
Развитие человеческого общества сопровождалось попытками осмысления протекающих процессов, возникающих явлений. Начало развития экономической науки было положено в древнейшие времена трудами Платона, Аристотеля, Конфуция, которые анализировали происходящие экономические явления. С течением времени общество развивалось, а анализирующая его экономическая наука усложнялась.
Изучение истории экономических учений позволяет сформировать базовое представление об экономической науке, основных этапах ее развития, заложить основы критического мышления и анализа, выработать методологию анализа и прогнозирования экономических процессов и т.д. Логика развития экономической науки позволяет глубоко понять современные теории и концепции, сформировать представление о ее последующем развитии.
Пристальное внимание уделяется определению факторов развития экономики, экономической науки, степени взаимосвязи эволюции общества и экономической системы.
Место истории экономических учений и системе наук определяется как неотъемлемая часть общеобразовательных дисциплин по специальности «Экономика», а также многих других направлений подготовки специалистов.
Предметом изучения истории экономических учений выступает весь исторический процесс зарождения, развития и поэтапной смены экономических теорий, разработанных определенными учеными-экономистами, школами, течениями и направлениями. Важно понять и проследить его в неразрывной взаимосвязи и логической обусловленности.
Методами исследования истории экономических учений служат: математическое моделирование, индукция, дедукция, абстрагирование, функциональный и системный анализ и т.д.
Структура курса «История экономических учений» включает три основных раздела, которые позволяют отследить и подвергнуть анализу все этапы развития экономической науки во взаимосвязи с обществом:
1) эпоха дорыночной экономики — период, когда преобладающей формой хозяйственной деятельности являлась натуральная, когда были недостаточно развиты торговые связи и денежное обращение,— представлена прежде всего трудами философов, так как экономическая наука еще не сформировалась;
2) эпоха неурегулированных рыночных отношений — это период активного развития экономик многих стран, торговли, денежного обращения. В это время формируется большое количество теорий, концепций и школ, с различных позиций анализирующих экономические процессы;
3) эпоха социально ориентированной и регулируемой экономики — это современный период развития экономической науки, когда она формируется как наука, учебная дисциплина и сфера практической деятельности.
Экономическая наука раньше других зародилась на Древнем Востоке, что связано с более теплым климатом, наличием большого количества пищи и т.д. На основании этого активно развиваются торговля, сельское хозяйство, ремесло. Соответственно возникает необходимость их анализа и осмысления — начинают формироваться зачатки экономической науки. Примерно с этого периода появляется рабство — принуждение к труду одних людей другими, некоторые люди становятся по статусу наравне с домашними животными, орудиями труда. Увеличение численности населения, усложнение форм взаимодействия людей приводят к объективной необходимости появления государства — формы объединения людей. Особенностью экономического развития экономики Древнего Востока является сохранение элементов общинного строя.
Экономическая мысль Древнего Египта была достаточно развита и нашла отражение в таких письменных источниках, как «Речения Ипувера», кодекс Хаммурапи. Основа высокого уровня экономического развития Древнего Египта — это четкая государственная система, развитое рабство, жреческое влияние. В письменных источниках находят свое определение понятия частной и государственной собственности, а также механизмы ее защиты. Активно развивались торговля, денежное обращение, кредит. При этом сильное расслоение общества на касты приводило к большому количеству бунтов и недовольств.
Древняя Индия представляет собой в этот период экономически развитую страну. Ее особенность заключается в четком делении на касты, соподчинении их между собой. Иметь богатство дозволялось только представителям высших каст. Большое внимание уделялось роли и месту государства в экономической системе, что получило отражение в сборнике предписаний «Законы Ману». В другом древнем индийском трактате — «Артхашастра» — содержится общая оценка социально-экономического состояния Индии, предпринимаются попытки систематизации государственной политики (свод законов), определяется роль государства и его главы — царя, который должен заботиться о развитии страны, ее процветании.
Древний Китай отличался активностью экономических процессов, наличием противоречия между влиянием государства и свободной экономикой, приводившим к революциям и переворотам. Наиболее объективный экономический анализ проводился Конфуцием (551—579 гг. до н.э.),создавшим собственную школу, получившую название конфуцианство. Он допускал создание и преумножение богатства, но только с учетом общих интересов. Главной задачей государства Конфуций считал создание условий процветания и нормальной жизни для каждого человека. Он также отмечал важность проблемы народонаселения — взаимосвязи количества людей и роста их благосостояния. Мэн-цзы (372—289гг. до н.э.) выступал за необходимость искусственного формирования равенства всех людей, введения налогов. По его мнению, государство должно заботиться прежде всего о своих гражданах.
В IV—III вв. до н.э. сформировался легизм как научное течение, обозначившее понимание государственной политики как системы мер и направлений действий государства, обеспечивающей его интересы. Представители легизма исходили из необходимости полного государственного контроля над экономикой.