Лицензирование
Под лицензированием понимается разрешительный порядок ввоза (или вывоза) определенных товаров из всех или отдельных стран после получения специального документа (лицензии), выдаваемого уполномоченным государственным органом*. Подавляющее большинство развитых и развивающихся стран применяют такое регулирование, но в разных масштабах.
Наибольшее распространение получили два типа импортного лицензирования – по разовой (индивидуальной) или генеральной лицензии. Наряду с этим существуют многочисленные промежуточные формы лицензирования, сочетающие элементы обоих типов и обусловливающие разрешение на импорт с теми или иными условиями.
Индивидуальная лицензия -разрешение на ввоз товара конкретному импортеру по его заявке, без права передачи, с указанием количества, наименования товара, стоимости, срока действия, страны производителя. В тех случаях, когда применение индивидуальных лицензий сочетается со строгим валютным контролем над внешней торговлей (обычно в развивающихся странах), предоставление лицензии одновременно означает выделение или разрешение на использование валютных средств для закупки товара. Разовая лицензия выдается на закупку товаров, включенных в список импортного контроля или товаров, происходящих из стран, торговля с которыми контролируется.
Разовые индивидуальные лицензии сравнительно широко используются в развивающихся странах, в том числе сравнительно развитых. Например, в Индии такие лицензии требуются при ввозе большой группы товаров, классифицируемых как подлежащие ограничению: многие виды промышленного оборудования, сырья, производственных материалов, компонентов, инструментов и запчастей, полуфабрикатов черных металлов, научных приборов и измерительного инструмента. Лицензионная система на Филиппинах классифицирует потребительские товары на категории – первой необходимости, основные, второстепенные и некоторые другие. В Аргентине для получения лицензии на любой товар требуется дать подтверждение в необходимости его ввоза.
Формой разового индивидуального разрешения является лицензия, выдаваемая по выбору лицензирующего государственного органа (т.н. дискретная лицензия). При выдаче такой лицензии или распределении соответствующих квот между заинтересованными поставщиками уполномоченное официальное ведомство обычно руководствуется одним из следующих критериев: уровень предыдущих закупок, очередность поступления заявки, распределение поровну (для новых заявителей иногда резервируется 5-10% квоты) или индивидуальный подход. В последнем случае выбор чиновники делают субъективно.
В Японии, например, за основу распределения дискретных лицензий принимаются предыдущие закупки, а возможный остаток делится поровну между новыми заявителями. В Швеции отдается предпочтение очередности подачи заявок. В США лицензии на молочные продукты выдаются с учетом предыдущих закупок, сдачи неиспользованной части прошлой лицензии и в порядке очередности новым импортерам.
Генеральная лицензия- это разрешение в течение длительного времени ввозить товары, либо без ограничения в отношении количества, либо только из указанных стран. В большинстве развитых стран по такой лицензии разрешается ввоз основной массы товаров (например, в ФРГ – 85%). Зачастую в генеральной лицензии указывается, что по ней импортируются все товары, за исключением запрещенных- или ограниченных к ввозу. Соответствующие списки периодически публикуются в официальных изданиях, содержащих сведения о контроле над внешней торговлей.
Одной из форм лицензирования является автоматическое лицензирование, которое представляет собой постоянный контроль объемов импорта со стороны государства, с целью возможности его быстрого ограничения. Оно предусматривает обращение импортера в государственный орган с заявкой на лицензию, получаемую автоматически.
Режим автоматического лицензирования распространяется, в частности, в странах ЕС, Швеции, Швейцарии, Финляндии и Канаде на поставки текстиля в рамках специального Международного соглашения. В Австрии составляется список товаров автоматического лицензирования. В Бразилии этой форме регулирования подлежит основная масса импорта. В Сирии она распространяется на все закупки государственных организаций и четырех крупнейших торговых компаний в пределах их валютных ресурсов.
В ряде случаев применение автоматического лицензирования для контроля за выполнением договоренностей или за поставками потенциально “чувствительных” товаров называется лицензированием с целью наблюдения (мониторинг). Таким образом, в США ведется учет импорта станков из ФРГ и Швейцарии (для принятия ответных мер в случае “избыточных” поставок), а также всего импорта баранины. В Канаде ведется слежение за поставками углеродистой стали, изделий из специальных сталей, свежих фруктов и овощей. В ЕС таким лицензиям постоянно подлежит ввоз срезанных цветов, обуви, полупроводников, мочевины и временно – персональных компьютеров и слесарных инструментов из Японии.
На ввоз ряда товаров в силу их специфики, государственной монополии в стране импорта и некоторых других причин необходимо получение специального импортного разрешенияот соответствующего отраслевого государственного ведомства до заключения контракта. Это разрешение является основанием для получения обычной лицензии. В Японии, например, такой порядок установлен на ввоз рыбы и шелка, в Южной Корее – рыбы и рыбопродуктов, некоторых овощей и фруктов, чая, соли, химических товаров, ковров, керамики, холодильников, кондиционеров, конторского оборудования, насосов, игрушек, авторучек и т.д., т.е. товаров, производимых в стране.
Своеобразной формой лицензирования является выдача разрешений на импорт для избранных покупателей. В Индии ряд товаров может поставляться только фактическом потребителям в промышленной и непромышленной сферах. В Южной Корее лицензии выдаются только зарегистрированным импортерам, имеющим оборот за 2 года в сумме 0,5 млн. долл. В Эквадоре импорт некоторых инвестиционных товаров, оборудования и его частей разрешается осуществлять лишь сельскохозяйственным и промышленным производителям для их собственного использования. На Филиппинах ввоз кукурузы, сои-бобов и сорго осуществляется только определенными предпринимателями, производителями муки и птицы.
В ряде стран выдача лицензий обусловлена закупками аналогичных товаров на внутреннем рынке. В частности, в Индии при создании нового производства предприниматели могут импортировать оборудование на сумму, равную 10% от стоимости отечественного оборудования, приобретенного для данного объекта. В Индонезии импортеры хлопка должны сначала закупить эту продукцию внутреннего производства, причем в соотношении 10 к 1; такой же принцип соблюдается при импорте молока, компонентов электромоторов, маслобойных машин, промышленных котлов, станков. В Таиланде лицензии на ввоз соевого жмыха выдаются при условии, что внутренние закупки будут относиться к импорту, как 4:3. В Нигере соотношение внутренних закупок риса и импорта составляет 4:1, в Кот-д’Ивуаре закупки болтов, гаек, облицовочной плитки, листового стекла в стране и за рубежом должны соотноситься как 3:2.
В отдельных развивающихся странах практикуется выдача импортных лицензий производителю в зависимости от его экспортной деятельности. Например, в Индии зарегистрированные экспортеры продукции обрабатывающей промышленности могут получить такую лицензию на импорт ограниченных к ввозу сырьевых материалов и компонентов для производства своей продукции, а также упаковочные материалы в пределах З0% экспортной выручки. В Пакистане может быть выдана лицензия на ввоз запрещенного или ограничиваемого к ввозу инвестиционного товара в пределах определенного процента от суммы экспорта компании. Более того, ввоз запрещенного оборудования в указанных количествах может быть разрешен под гарантию экспортера, что экспортная выручка в два раза превысит размер лицензии и будет выше среднего объема экспорта за предыдущие три года. В Египте частные торговцы могут импортировать товары для переработки и реализации при условии оплаты ввоза за счет экспортной выручки.
В некоторых развивающихся странах практикуется выдача лицензий на ввоз товаров, обеспеченных финансированием. Сюда относятся лицензии на поставку товаров для проектов технической помощи, осуществляемых за счет внешних источников поступления валюты, а также за счет собственных валютных ресурсов импортера. В Алжире, например, импорт отдельных видов автомобилей и сельскохозяйственного оборудования, а также медицинских и ветеринарных препаратов разрешается лишь в рамках программы “импорта без платежа”, т.е. при оплате импорта собственными средствами покупателя, имеющимися за рубежом. В Мексике закупка товаров, не требующая выделения валюты, вообще свободна от лицензирования.
К особому виду разрешений можно отнести лицензии на бартерные и другие безвалютные коммерческие операции. В Пакистане, например, ряд товаров, дублирующих внутреннее производство (аккумуляторы, батареи, бытовые электроприборы, посуда, сантехника, телевизоры, инструменты и др.) может импортироваться только по лицензии, когда поставки осуществляются по бартеру, а также в порядке помощи и по кредитам. В Бангладеш лицензии выдаются в первую очередь при бартерных операциях. В Коста-Рике бартерные операции осуществляются на основе специальной бартерной лицензии. В Эквадоре предусмотрено лицензирование бартерных и компенсационных закупок автомобилей для службы такси.
Следует отметить еще два вида лицензий по признаку страны происхождения товара, которые ставят торговых партнеров импортера в неравноправное положение, т.е. создают дискриминацию. К первому виду относится т.н. преференциальное лицензирование, освобождающее от лицензий или распространяющее режим автоматического лицензирования на товары из определенных стран. Такой порядок предусматривается, как правило, в торговле стран, являющихся членами региональных объединений (например, между участниками Ассоциации Латиноамериканских стран). Гамбия ввозит по генеральной лицензии все товары из стран Британского содружества, ЕС, Экономического сообщества западноафриканских государств (за исключением муки, сахара и риса). Сирия освобождает от лицензирования товары, закупаемые в странах Организации Арабского Единства (кроме товаров, находящихся в списке запрещенных).
Второй вид таких лицензий обусловлен требованием получения разрешений на закупки в определенных странах при нелицензируемом импорте из других стран. Например, в Малайзии существует требование специальной лицензионной процедуры для товаров из Китая.
Выдача лицензий во всех зарубежных странах осуществляется государственными органами, как правило, ведающими внешнеэкономическими связями – Министерством внешней торговли и промышленности в Японии, Управлением главного контролера по импорту и экспорту в странах Британского содружества (Индия, Пакистан, Шри-Ланка), Министерством экономики и внешней торговли в Египте и Сирии, Министерством экономики в Аргентине, Бразилии. В США, однако, лицензию выдает (в зависимости от товара) ряд экономических и других ведомств – министерства сельского хозяйства, внутренних дел, юстиции, финансов, здравоохранения и гражданских услуг, Комиссия по контролю над атомной энергией. Аналогичное “разделение труда” в области выдачи лицензий существует в Швеции (участвуют Национальный совет по сельскому хозяйству, Совет по торговле и др.).
Срок рассмотрения заявки импортера на лицензию в зависимости от страны и товара составляет от нескольких дней до нескольких месяцев. В США обычный срок решения вопроса о предоставлении лицензии (хотя формально и не установлен) достигает 30 дней, по спиртным напиткам – 45 дней, а по молочным продуктам следует обращаться за 90 дней до начала поставок. В Японии для рассмотрения заявок на разовые лицензии определен срок 21 день, а на лицензии, требующие обсуждения, – 60 дней. Вопрос о выдаче лицензии в Финляндии обычно решается в течение 2 недель, в Австрии соответственно одной недели, а в особых случаях (по скоропортящимся продуктам) лицензия может быть выдана немедленно. В Бразилии этот срок сведен до 5 дней.
3. “Добровольное” самоограничение экспорта
Одним из важнейших сравнительно новых видов нетарифных мер, во многом аналогичным по своему действию квотированию и лицензированию импорта, стало “добровольное” самоограничениеэкспорта, практикуемое развитыми странами для сдерживания импорта.
“Добровольное” экспортное ограничение- принудительное ограничение экспорта в конкретную страну под угрозой введения этой страной тарифных или нетарифных ограничений.
Самоограничение поставок осуществляется путем принятия одной из сторон обязательств ограничить объем поставок абсолютно или снизить темпы их прироста, или же повысить цены на экспортируемые товары, что обычно влечет за собой сокращение поставок товаров в дальнейшем.
“Добровольное” самоограничение экспорта предлагается стране-экспортеру либо в одностороннем порядке, либо устанавливается в результате соглашения между импортером и экспортером с позиции силы. К использованию этих ограничений чаще всего прибегают Соединенные Штаты в отношении, прежде всего, поставок из Японии, ЕС и развивающихся государств; страны ЕС применяют их (с конца 70-х гг.) в отношении поставок из Японии и также развивающихся государств.
С помощью указанных мер сдерживались продажи продукции текстильной, швейной и обувной промышленности, черной металлургии, молочных продуктов, бытовой электроники, легковых автомобилей, металлообрабатывающих станков и т.д. “Добровольное” ограничение экспорта охватывало в первой половине 90-их годов 6,2% всего импорта промышленно развитых стран, в том числе 8,8% импорта США (на сумму свыше 45 млрд. долл.).
Под давлением Соединенных Штатов первое “добровольное” самоограничение экспорта на рынок этой страны провела Япония еще в конце 60-х гг. по поставкам текстиля и одежды, с 1966 – стали, с 1977 г. – телевизоров, с 1978 г. – станков, с 1981 г. – легковых автомобилей, а с 1986 г. – полупроводников (обязательство по ценам). Япония в наибольшей мере, чем какая-либо другая страна, в настоящее время принимает “добровольные” обязательства по ограничению своих поставок; они распространяются на 12,5% всего ее экспорта, в том числе на 29% поставок в США и на 5% поставок в страны ЕС (изделия из стали, легковые автомобили, автопогрузчики, станки, телевизоры, подшипники). Японией также приняты “добровольные” ограничения на поставки в Великобританию легковых и грузовых автомобилей, посуды, хлопчатобумажной пряжи; в Канаду – легковых автомашин, подшипников, посуды, трикотажной ткани, в Австралию – подшипников.
Для выполнения принятых правительством Японии обязательств по сдерживанию экспорта используются созданные японскими фирмами при государственной поддержке 49 экспортные картелей – товарных или региональных (главным образом для регулирования экспорта в США и ЕС). Наибольшая часть “добровольных” ограничений приходится на изделия из стали. США с 1984 г. осуществляют программу по сдерживанию таким путем импорта стали из 18 стран, чтобы снизить долю импорта в потреблении с 26% до 18,5%. ЕС ограничивает поставки стали с помощью таких же ограничений из 10 стран.
“Добровольные” ограничения мирового экспорта легковых автомобилей оформлены 14 двусторонними договоренностями. В частности, Япония на протяжении ряда последних лет лимитирует свои поставки в США 2,3 млн. машин и в страны ЕС – 1,23 млн. машин (во Францию, Португалию, Испанию, Великобританию). Договоренность Японии с Канадой о лимитировании экспорта автомобилей (1982-1987 гг.) формально не была продлена, но фактически осуществляется слежением за поставками и проведением ежегодных консультаций по предотвращению нарушения рынка.
США и страны ЕС навязали многим странам двусторонние договоренности об ограничении экспорта в развитие обязательств по Международному соглашению по текстилю (тормозят поставки продукции из Японии и развивающихся стран), а также договоренности об ограничении экспорта текстильных товаров, не охваченных упомянутым соглашением.
Из всех договоренностей, достигнутых США с их поставщиками, З0% фактически предусматривают установление глобальной экспортной квоты, 50% – индивидуальной квоты, определяющей фиксированные количества, либо допускающей ежегодное небольшое увеличение объема поставок. Имеются также договоренности, предусматривающие строгий контроль поставок или обязательства о минимальной цене в сочетании с количественными лимитами (касаются станков, видеомагнитофонов, микроволновых печей, телевизоров из Южной Кореи).
Среди стран, которые брали “добровольные” обязательства об ограничении экспорта на американский рынок, находился и бывший СССР. Речь идет о договоренности советской стороны с американскими импортерами в 1987 г. поставить на этот рынок до 60 млн. кв. м. хлопчатобумажного полотна. Однако в то время Госдепартамент США оказал давление и добился ограничения экспорта до 3 млн. кв. м. В результате последующих переговоров и межправительственных соглашений советской стороне удалось постепенно увеличить лимиты поставок до 23 млн. кв.м. в 1990 г., 24 – на 1991 г. и до 25 – в 1992.
Практика применения “добровольных” ограничений экспорта показывает, что в промышленно развитых странах соответствующая договоренность об объеме поставок или уровне цен, создавая нетарифный барьер для поставщика, вместе с тем позволяет выходить на рынок этих стран или удерживать на нем прежние позиции, а при благоприятных условиях даже ставить вопрос и договариваться о постепенном увеличении “добровольной” квоты для экспорта.