Антидемпинговые меры

Барьеры экономического характера

Практически во всех странах ввозимые товары дополнительно облагаются, наряду с таможенными пошлинами, различными налогамии сборами.

Такие налоги и сборы взимаются, с одной стороны, в целях упорядочения функционирования внутреннего рынка, в частности, для противодействия недобросовестной коммерческой практике иностранных поставщиков (антидем­пинговые и компенсационные сборы) и для выравнивания конкурентных условий на рынке, поскольку местные аналогичные товары облагаются косвенными налогами, а с другой – по фискальным соображениям, а именно в интересах пополнения доходов государственного бюджета для финансирования развития отдельных отраслей хозяйства, в том числе связанных с обслуживанием внешне­торгового оборота (модернизация портов, обновление торгового флота и т.д.).

Наибольшая часть налогов и сборов с импортеров взимается в момент ввоза товара в страну, но некоторая их часть – при продаже и использовании товара на внутреннем рынке. Для участников внешнеторговых операций наибольшее значение имеют пограничные налоги и сборы.

Кроме того, во многих особенно развивающихся странах, широко используются валютные меры регулирования импорта, воздействующие на стоимость ввозимых товаров (путем, например, изменения для импортеров курса пересчета национальной валюты в иностранную). Применяются так же меры, удорожающие или осложняющие получение иностранной валюты.

 

В индустриально развитых странах все более широкое применение находят антидемпинговые мерыв форме взимания с поставщиков иностранных товаров дополнительных высоких пошлин. Такие меры направлены против ввоза товаров по заниженным ценам с целью защиты внутреннего рынка и отечественных производителей.

Антидемпинговая пошлина - пошлина, взимаемая с импортируемого товара, помимо традиционной пошлины, если его цена ниже цены однотипного товара на внутреннем рынке (недобросовестная конкуренция).

Обложению импортных товаров специальными антидемпинговыми пош­линами предшествует расследование уполномоченными на то соответствующи­ми официальными органами страны-импортера, которое в известной мере независимо от результата (иногда даже не подтверждающего первоначальные подозрения в демпинге) используется в качестве инструмента эффективного противодействия нежелательному импорту. Английский журнал “Экономист” дал весьма образную характеристику этому инструменту, раскрывающую его специфику: “Антидемпинговые расследования все больше становятся похожими на химическое оружие торговых войн, невидимые, но смертельные при применении, они в настоящее время превратились в излюбленное средство защиты национальных отраслей промышленности”.

Антидемпинговые пошлины налагаются с момента начала поставок товаров по неоправданно низким ценам (иногда за период в несколько лет) и потому могут достигать большой величины. Заранее определить размер антидемпинго­вой пошлины, в отличие от известной ставки таможенной пошлины, практически невозможно. Это делает антидемпинговые меры одним из самых опасных нетарифных барьеров и способствует их распространению.

Применение карательных антидемпинговых пошлин направлено на решение следующей задачи: не допустить на национальный рынок товары, нежелательные по политическим или экономическим причинам. Проблемой при введении карательных или антидемпинговых пошлин является нахождение доказательств наличия демпинга или субсидирования экспорта. Причем демпинг определяется так: продажа товара по ценам ниже издержек производства. Однако фирмы неохотно предоставляют документацию, касающуюся издержек производства.

Поэтому на практике используются косвенные доказательства демпинга. Например, международные организации определяют демпинг как продажу товаров по цене ниже цены на мировом или внутреннем рынке.

В 50-е гг. массовые обвинения в демпинге сельскохозяйственной продукции производителями в Восточной Европе заставили ряд стран ввести количественные ограничения на импорт. В 70-е гг. США обвинили западногерманскую компанию “Фольксваген” в заниженных ценах на поставляемую модель малолитражного автомобиля, в конце 90-ых Россию - в демпинге при экспорте металлопроката.

Для принятия решения о введении антидемпинговых пошлин немаловажно определение целей и характера демпинга, который может быть подразделен на постоянный (агрессивный) и разовый (пассивный).

Условием постоянного демпингаявляется сегментация рынка, т.е. разделение его на несколько частей. Выделяя один внутренний сегмент рынка (за счет транспортных расходов, таможенных тарифов и т.д.), монополии поднимают на нем цены, получая монопольные прибыли. Последние позволяют продавать часть товара на внешнем рынке по заниженным ценам. Постоянный демпинг - это проведение политики вытеснения конкурента за счет низких цен. Впоследствии фирма обычно снова повышает цены, доводя их до величины, превышающей первоначальную цену разоренных конкурентов. Разовый демпинг- распродажа по сниженным ценам товаров при их случайном избытке.

Для национальной экономики наиболее опасен постоянный демпинг, поскольку он ведет к разорению национальных производителей с последующей “перекачкой” монопольной прибыли иностранным производителям.

На практике трудно дифференцировать вышеперечисленные виды, поскольку невозможно четко выявить окончательные намерения фирмы, продающей товары по заниженным ценам. По этой причине при принятии решения о введении антидемпинговых пошлин страны учитывают прежде всего нанесение ущерба национальной промышленности в связи с ввозом данного товара. Национальные и международные суды обычно принимают к рассмотрению дела по обвинению в демпинге и введении антидепинговых пошлин при наличии “значительного ущерба” для национальной промышленности.

Выявление демпинга выступает причиной наложения карательной, или антидемпинговой, пошлины, величина которой в несколько раз превышает обыч­ную; антидемпинговые пошлины взимаются со всего объема товара, поставленно­го по неоправданно низким ценам (иногда за период в несколько лет), и поэтому могут достигать значительной суммы. Заранее определить размер антидемпинго­вой пошлины невозможно, хотя ее размер должен определяться как раз­ница между “нормальной” ценой товара на национальном рынке и ценой фирмы, осуществляющей демпинг. Международные организации рассматривают прове­дение антидемпинговых мероприятий в качестве одной из приемлемых форм борьбы с нарушением принципа свободной конкуренции. Это санкциониро­вано, в частности, международным антидемпинговым законодательством, подписан­ным большинством стран-членов ГАТТ в 1967 г. (“антидемпинговый кодекс”).

Антидемпинговые пошлины наиболее часто применяются для защиты импорта в США, странах ЕС, Канаде, Австралии. Особенностью ЕС является обязательность введения антидемпингового барьера на территории всех стран независимо от того, в какую страну экспортируется конкретный товар,

Если для России и стран СНГ обвинения в демпинге касаются, как правило, экспорта сырья, то в отношении ряда развитых и развивающихся стран и террито­рий (Японии, бывшей Югославии, Южной Кореи, Тайваня, Гонконга, Сингапура) суды Западной Европы и США рассматривают дела о массовых поставках деше­вых потребительских товаров (автомобилей, бытовой электроники, часов и т.д.).

Начиная со второй половины 80-х гг. активизируются попытки усилить меж­дународную координацию и унификацию антидемпингового законодательства.

Наибольшее число антидемпинговых расследований в 90-их годах было проведено в США, странах ЕС, Канаде, Австралии и Новой Зеландии, причем многие из них были направлены против импорта из менее развитых стран. Например, были применены антидемпинговые пошлины к импорту из Японии полупроводников, телевизоров и тюнеров, из Тайваня – цветных телевизоров, из Южной Кореи – цветных телевизоров и телевизионных трубок и т.д.

В начале 90-их годов в США было проведено 8 антидемпинговых расследований в отношении импорта из Китая. В результате установления американскими властями факта демпинга были введены высокие антидемпинговые пошлины на импорт из этой страны нитроцеллюзы в размере 78,4% и сульфата натрия (25,6%), а в предварительном порядке также на импорт кремния (в размере 139,5%) и зажигалок (103,7%).

Комиссия европейских сообществ предложила расширить список товаров, облагаемых антидемпинговыми пошлинами, на 43 товарные позиции, доведя их общее число до 103. Среди новых товаров, внесенных в список, выделены 7 видов продукции, импортируемых ЕС из Турции, 5 – из Южной Кореи, по 4 из Бразилии, Индии и Китая. Вступившие в силу в 1990 г. антидемпинговые меры стали применяться к 18 товарным позициям, в том числе к импорту из Китая лент для пишущих машинок, изделий из вольфрама и кремния.

С целью предотвращения демпинга в 2002 г. В США вступили в силу новые тарифы на ввоз в страну сталелитейной продукции. Об изменении условий импорта было объявлено в марте 2002 г. Правительство надеется таким образом помочь национальным металлургам выйти из продолжительного кризиса, причиной которого якобы являются низкие тарифы на ввозимую в США сталь. Новые ставки достигают 30% и вводятся на срок до трех лет.

Перспектива ввода новых тарифов вызвала волну протестов среди экспортеров стали. Евросоюз был в числе первых, кто представил официальную жалобу в ВТО. Представители сталелитейной промышленности ЕС утверждают, что в результате введения новых тарифов отрасль будет ежегодно недополучать около 2 млрд. долларов.

ЕС также рассматривает введение санкций против США для защиты своих производителей стали.

Введение тарифов негативно скажется на экспорте таких стран как, Россия, Китай, Бразилия, Япония, Южная Корея, Норвегия, Австралия и Новая–Зеландия. В то же время некоторые развивающиеся страны – например, Южная Африканская Республика - не попали в «черный список» США. Новые тарифы не распространяются также на Канаду, Мексику, Израиль, Иорданию, с которыми США имеют соглашения о свободной торговле.

Обсуждение в ВТО по вопросу введения США тарифов на импортируемую сталь могут занять несколько лет, прежде чем будет принято решение.

Противоречия среди сталепроизводителей обостряются и тем обстоятельством, что в мире выпускается слишком много сталелитейной продукции. По словам представителя Организации экономического сотрудничества и развития (ОЕСД), компании – производители должны сократить производство стали на 100 млн. тонн, чтобы отрасль могла бороться за прибыльность своего бизнеса.

Европейский совет федераций химической промышленности от имени ряда западноевропейских фирм (в том числе АГФА и БАСФ) выдвинул обвинение против демпинга аудио- и видеокассет ив Японии и КНР в 1993г. Комиссия европейских сообществ ввела предварительные антидемпинговые пошлины на японские аудиокассеты в размере 14,7-22,З%, а в 1994г. объявила о введении окончательных антидемпинговых пошлин на них в размере 22-24%. Предвари­тельные антидемпинговые пошлины в размере 25,8% были введены на импорт видеокассет из КНР.

Хотя антидемпинговые пошлины в целом затрагивают относительно неболь­шую долю фактического товарного импорта ЕС (около 1%), однако возможность открытия антидемпинговых процедур и установления высоких пошлин создает неуверенность у многих иностранных поставщиков. Последние в ряде случаев идут на добровольное ограничение экспорта в страны Сообщества, чтобы сохранить свое место на их рынке. В 90-ых годах антидемпинговыми пошлинами облагалось, например, 3,5% японского, 2% югославского и 0,6% турецкого импорта в страны ЕС.

ЕС широко использовало практику антидемпинговых процедур и против импорта из стран Восточной Европы, включая РФ. Особенностью антидемпингово­го законодательства ЕС является то, что оно предусматривало введение барьера одновременно на территории всех стран Сообщества независимо от того, в какую страну направляется экспорт товара, ставшего объектом обвинения в демпинге. При этом для указанных государств законодательством ЕС предусма­триваются более жесткие критерии определения демпинга по сравнению с критериями для других стран.

Антидемпинговые процедуры практикуются и некоторыми развивающимися странами (в том числе и в отношении импорта из других менее развитых стран). Это относится к Мексике, Аргентине где антидемпинговые процедуры касались импорта целого ряда товаров, в том числе сыра, текстиля, каустической соды, проволоки, листового железа, стали, электромоторов, электрических измерительных приборов и т.д.