Таможенные тарифы и уровень защиты национальной промышленности
Таможенные пошлины и неоклассическая концепция
Неоклассическое направление – одно из ведущих в современной экономической науке. Его представители, стоящие на позициях рыночного саморегулирования экономики как главного условия для поддержания общего равновесия, занимаются многоаспектным анализом рыночной экономики.
Главное внимание уделяется основным факторам, влияющим на ценообразование, в том числе - на соотношение совокупного спроса и совокупного предложения, а также динамику дохода на производителей и потребителей. В нашем случае рассмотрим влияние изменения пошлин на ценообразование в стране.
При анализе пошлин с помощью неоклассической концепции предполагается исходить из следующих положений:
1. Пошлина (налог) взимается с товара, пересекающего национальную границу.
2. Вкусы, доходы и привычки потребителей не меняются.
3. Технологические нововведения не учитываются.
4. Тарифы на сырье, используемое для производства товара, не принимаются во внимание.
5. Не учитываются транспортные расходы.
Для наглядности иллюстрации вышесказанного построим график (рис.1), полагая, что иностранный поставщик готов поставлять любые количества товара по данной цене, т.е. полностью удовлетворить потребности данной страны.
На рис. 1 линия DD1обозначает изменение величины потребления товара в зависимости от изменения цены; линия SS1показывает количество производимых национальной промышленностью товаров, изменяющихся в зависимости от изменения цен.
Рис. 1
При цене P1из общего количества потребляемого товара 0Q4на долю местного производителя будет приходится величина 0Q1, в то время как на долю иностранного поставщика придется величина Q1Q4.
Введем дополнительный импортный налог Т1, повышающий цену товара до уровня Р2. В этом случае общее количество уменьшившегося потребления будет определятся величиной Q3Q4; в то же время национальные производители увеличат объем производства на величину Q1Q2и Q3Q4.
Площадь прямоугольника P1P2D2L будет определять величину потерь или дополнительных расходов, понесенных потребителями в связи с общим увеличением цен продаваемых товаров. Эта сумма включает дополнительные прибыли, полученные национальными производителями (четырехугольник “а”), и потери общества, возникающие в связи с тем, что в производство вовлекаются новые, менее эффективные факторы, использование которых стало возможным благодаря протекционистской политике правительства (треугольник “b”. Треугольник “d” показывает потери, возникающие в связи с уходом с рынка части иностранных производителей, а прямоугольник “с” – величину выигрыша лиц, получающих средства от сбора налогов.
Большинство современных экономистов исходят из того, что материальные преимущества от следования принципу свободной торговли, несомненно, больше, нежели потери национальной экономики. Протекционизм снижает конкурентное давление на национальных производителей и приводит к уменьшению эффективности производства. Кроме того, если он используется в течение десятилетия (например, в Латинской Америке в 1960-1970 гг.), то он блокирует доступ к новым и новейшим технологиям. Это вредно для рынка, характеризуемого как совершенной (наличие множества производителей и потребителей), так и несовершенной (наличие одной или нескольких монополий) конкуренцией. В условиях монопольного производства производитель получает сверхприбыль. При импорте свободная конкуренция сокращает величину сверхприбыли.
В теоретическом плане экономисты классической школы допускают возможность установления “оптимального” таможенного тарифа. Суть сводится к следующему: если страна достаточно велика, то она в состоянии обеспечить снижение цен на импортируемые товары за счет сокращения спроса на них. В этом случае она может ввести таможенный тариф с целью улучшения “условий торговли”, т.е. заставить иностранных поставщиков снизить цены. Такая ситуация свойственна для ряда сельскохозяйственных товаров, обладающих низким уровнем эластичности потребления, при этом производство и потребление их сконцентрированы в нескольких местах.
“Парадокс Мецлера”- ситуация, при которой поставщик, после введения дополнительного налога в виде импортной пошлины, опасаясь потерять большой экспортный рынок, может пойти на снижение цены, превышающее величину налога на ввоз.
Графически эта ситуация представлена на рис. 2.
Рис. 2
На графике линия W Wsобозначает динамику предложения товара на мировом рынке до момента введения таможенного тарифа; линия W Wsn– тенденцию предложения на рынке к моменту установления тарифа Т, когда поставщики, опасаясь потерять рынки, снизили цену на величину P1P3, превышающую величину тарифа Т: линия W Wsn+1– предложение товара на рынке после установления тарифа. Параметры q1, q2, q3показывают соответствующее количество приобретенного товара, а линия DD1– потребность в импортном товаре, изменяющаяся в зависимости от цены.
Как видно из графика, при снижении цен объем расходов потребителей в связке с общим увеличением поставок с q1до q2будет определятся площадью прямоугольника P2D2q20 вместо величины, равной площади P3D1q10, а выгода для потребителей составит сумму четырехугольника “а” и треугольников “b” и “c”.
Обязательным условием, при котором экспортеры оказываются готовыми пойти на такое снижение цены, выступает большая величина потребления в импортирующей стране или странах, вводящих новые таможенные пошлины. В качестве примера возникновения “парадокса Мецлера” могут служить поставки какао из Ганы в 1960 г. и масла из Новой Зеландии в начале 70-х гг. в Великобританию.
Вступление Великобритании – основного потребителя новозеландского масла в “Общий рынок” и последовавшее за этим увеличение ввозных пошлин заставило новозеландских поставщиков резко снизить цены даже счет уменьшения прибыли с целью сохранения большей части английского рынка.
Таможенные пошлины объединяются в таможенном тарифе, представляющем собой список (или реестр) облагаемых таможенный пошлинами товаров. По мере развития мировой торговли структура таможенных тарифов усложнялась. Если первоначально существовала только одна ставка пошлины, накладываемая на все импортированные товары, и тариф был одноколонным, то впоследствии начали широко использоваться и многоколонныетарифы.
Одноколонный (простой) тариф -таможенная ставка, имеющая один уровень налогообложения на каждый вид импортируемых товаров. Недостаток такого тарифа связан с тем, что он не позволяет гибко менять величину пошлин и использовать их при решении торгово-политических задач.
Многоколонный тариф -разные по уровню пошлины, в зависимости от страны происхождения. В таком сложном тарифе наибольшей обычно является генеральная, или автономная, пошлина. Она налагается на товары, импортируемые из тех стран, с которыми нет торговых договоров или соглашений (табл.5).
Таблица 5