Тарифная эскалация

 

  Сырьевые товары Полуфабрикаты Готовые изделия
США I 0,2 0,3 5,7
II 1,8 6,1 7,0
Канада I 0,5 8,3 8,3
II 2,6 6,6 8,1
ЕЭС I 0,2 4,2 6,9
II 1,6 6,2 7,0
Австрия I 0,8 4,7 16,1
II 1,9 7,3 9,1
Финляндия I 0,3 5,9 6,1
II 0,5 11,7 12,0
Норвегия I 0,0 1,4 4,2
II 0,9 5,4 7,8
Швеция I 0,0 3,3 4,9
II 0,4 5,1 5,1
Швейцария I 0,2 1,2 3,1
II 1,5 2,8 3,0
Япония I 0,5 4,6 6,0
II 1,4 6,3 6,4

Примечание. I - средневзвешенный уровень пошлин; II - среднеарифметический уровень пошлин.

 

Наиболее часто высокими пошлинами облагается продукция традиционных трудоемких отраслей промышленности – текстильной, кожевенно-обувной, а также отдельные категории машин и оборудования, в первую очередь электротехнического машиностроения. Высокие ставки пошлин, как правило, в значительно меньшей степени и в меньшем объеме затрагиваются процессом снижения таможенных тарифов в рамках ГАТТ по сравнению со средними показателями.

В интересах защиты национальной обрабатывающей промышленности в развитых капиталистических странах используется метод построения тарифов на основе эскалации пошлин.

Эскалация пошлин -прогрессивное повышение ставок пошлин в зависимости от степени обработки товаров одной технологической цепочки (например, каучук – вулканизированная резина – резинотехнические изделия). Импорт промышленного сырья, как правило, осуществляется беспош­линно или облагается крайне низкими пошлинами, в то время как на полуфабри­каты и особенно на готовые изделия ставки пошлин существенно возрастают.

По экономическому значению увеличение ставок пошлин в зависимости от степени обработки товаров можно сравнить с налогом на стоимость, добавленную в процессе промышленной переработки сырья. Чем выше доля сырья в стоимости готовой продукции, тем более неблагоприятные последствия для иностранного поставщика имеет тарифная эскалация. Так, в соответствии со структурой издержек производства конкретного товара разница в 4-5% между пошлиной на сырье и на готовые изделия может быть эквивалентна 15-25-процентному налогу на добавленную стоимость. Из этого следует, что и при сравнительно небольших размерах тарифной эскалации невысокие пошлины могут служить эффективной защитой национальной перерабатывающей промышленности. В отношении продукции отдельных, наиболее затронутых структурным кризисом отраслей промышленности масштабы тарифной эскалации могут быть весьма значительными.

Поскольку в условиях жесткой конкуренции на рынках капиталистических стран даже сравнительно невысокие ставки пошлин, увеличивающие цену ввозимых товаров, способны сдерживать импорт, в процессе переговоров в ГАТТ развитые капиталистические страны неохотно идут на превращение облагаемых пошлинами товарных позиций в беспошлинные, несмотря на то, что ставка может составить 1-2%.

Торгующие страны могут находиться в различных договорно-политических отношениях, т.е. являться членами таможенного или экономического союза, иметь подписанный договор о предоставлении им режима наибольшего благоприятствования или, наконец, не иметь никаких специальных соглашений в сфере торговли.

В зависимости от режима и устанавливаются пошлины, взимаемые с поставляемого товара. Они соответственно бывают преференциальными (особо льготными), договорными (минимальными) и генеральными (автономными), т.е. максимальными.

Особо следует выделить преференциальную таможенную пошлину -льготную пошлину, взимаемую с товаров из развивающихся стран. Ставки этих пошлин ниже минимальных и зачастую равны нулю, т.е. товар ввозится беспошлинно. Право использования преференциальных пошлин получают страны, входящие в экономические интеграционные группировки: зоны свободной торговли, таможенные и экономические союзы и т.д.

В 60-е гг. право на получение односторонних преференциальных пошлин получили развитые страны с рыночной экономикой.

Например, страны “Общего рынка” предоставляли друг другу преференци­аль­ные (равные нулю) пошлины по импорту товаров, которые не распространяют­ся на другие развитые страны, такие, как США или Япония.

Договор, по которому принимается решение о предоставлении договорных или минимальных пошлин, называется договором о “режиме наибольшего благоприятствования” (РНБ). Он формулирует обязательство подписавших его стран не взимать с импортируемых товаров пошлины, превышающие по размерам величину пошлин, взимаемых с товаров любых третьих стран. Такое положение называется режимом недискриминации. Государства, подписавшие подобные договоры, берут на себя обязательство облагать одинаковыми пошлинами товары всех стран-контрагентов.

Истоки создания “режима наибольшего благоприятствования” связываются с эпохой развития капитализма, периодом свободной конкуренции конца восемнадцатого столетия.

Первоначально договоры о предоставлении “режима наибольшего благоприятствования” подписывались на двусторонней основе, однако в конце 40-х гг. они были заменены многосторонним Генеральным соглашением о тарифах и торговле (ГАТТ).

Генеральная (максимальная) пошлина в 2-5 раз выше всех остальных, и ее применение фактически дискриминирует товары, ввозимые из конкретной страны.