ОБЪЕКТЫ ТАМОЖЕННОГО ПРАВА
Общее руководство таможенным делом осуществляет Президент Республики Беларусь
Вопрос 3.
Республиканским органом государственного управления, осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом, является Государственный таможенный комитет Республики Беларусь, который обеспечивает реализацию в таможенных целях задач в области таможенного дела и единообразие применения таможенного законодательства всеми таможенными органами на территории Республики Беларусь.
Определяющая роль в таможенных правоотношениях принадлежит там. органам.
Необходимо напомнить, что согласно п. 1.33. ст. 8 ТК Там.союза «таможенные органы это - Государственный таможенный комитет Республики Беларусь и подчиненные ему таможни».
Таким образом именно законодательством стран государств-членов ТС регулируются все вопросы, связанные с прохождением службы в там.органах.
Так, § 4 главы 33 ТК закреплены основные нормы, связанные с правовым статусом должностных лиц таможенных органов, их правовым положением и ответственностью.
1.Согласно ст. 325 должностными лицами таможенных органов являются работники, занимающие штатные должности в таможенных органах, имеющие персональные звания и обеспечивающие от имени государства исполнение таможенными органами властных полномочий. Право поступления на службу в таможенные органы имеют граждане Республики Беларусь, достигшие 18-летнего возраста, владеющие государственными языками Республики Беларусь и отвечающие иным требованиям, установленным законами и (или) актами Президента Республики Беларусь.
Должностные лица таможенных органов и работники учреждений, подчиненных Государственному таможенному комитету Республики Беларусь, которым присваиваются персональные звания, являются государственными служащими, и на них распространяется законодательство о государственной службе Таможенным кодексом.
Должностным лицам таможенных органов, руководителям и иным категориям работников учреждений, подчиненных Государственному таможенному комитету Республики Беларусь, присваиваются персональные звания.
Персональные звания, порядок их присвоения, а также категории работников учреждений, подчиненных Государственному таможенному комитету Республики Беларусь, которым присваиваются персональные звания, определяются Президентом Республики Беларусь.
Форма одежды утверждается Президентом Республики Беларусь, а правила ее ношения - Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь. Вместе с тем, должностным лицам таможенных органов и работникам учреждений, подчиненных Государственному таможенному комитету Республики Беларусь, которым присваиваются персональные звания, вместо выдачи форменной одежды разрешается выплата денежной компенсации в случаях и порядке, определенных Правительством Республики Беларусь, если иное не определено Президентом Республики Беларусь.
Должностные лица таможенных органов и работники учреждений, подчиненных Государственному таможенному комитету Республики Беларусь, которым присваиваются персональные звания .Кроме того, ДЛ таможенных органов несут дисциплинарную ответственность в соответствии с Дисциплинарным уставом должностных лиц таможенных органов, утверждаемым Президентом Республики Беларусь (см. Указ Президента Республики Беларусь от 9 марта 2011 г. № 98).
Порядок и условия прохождения службы в таможенных органах, в том числе вопросы оплаты труда должностных лиц таможенных органов, определяются Президентом Республики Беларусь.
Говоря о субъектах там. права, прежде всего обращаем внимание, что всех субъектов (физические и (или) юридические лица, а также организация, не являющаяся юридическим лицом, если иное не вытекает из ТК ТС) по статусу делят на:
- лицо государства - члена таможенного союза - юридическое лицо, организация, не являющаяся юридическим лицом, созданные в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза, а также физическое лицо, имеющее постоянное место жительства в государстве - члене таможенного союза, в том числе индивидуальный предприниматель, зарегистрированный в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза;
- иностранные лица (согласно ст. 4 это лица, не являющееся лицом государства - члена таможенного союза).
Кроме того в ТП предусмотрены такие субъекты как лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела»
Указом Президента Республики Беларусь от 18 июля 2011 г. № 319 «О некоторых вопросах таможенного регулирования, об осуществлении деятельности в сфере таможенного дела и уполномоченных экономических операторах»
Утверждены:
Положение об осуществлении деятельности в сфере таможенного дела;
Положение о порядке выдачи свидетельства о включении в реестр уполномоченных экономических операторов и его отзыве.
Так согласно гл.3 Положения 1 Указа установлены следующие особенности включения в реестр таможенных представителей
1. наличие в штате заинтересованного лица не менее двух специалистов по таможенному оформлению;
2. наличие договора страхования риска своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда имуществу представляемых лиц или нарушения договоров с этими лицами. Страховая сумма не может быть менее десяти тысяч базовых величин;
3. предоставление таможенному органу, в зоне оперативной деятельности которого находится заинтересованное лицо, обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов на сумму, эквивалентную не менее чем одному миллиону евро по официальному курсу белорусского рубля по отношению к евро, установленному Национальным банком на день предоставления такого обеспечения;
4. заинтересованное лицо на день обращения с заявлением о включении в реестр таможенных представителей считается в соответствии с законодательством Республики Беларусь об административных правонарушениях не подвергшимся административному взысканию по делам об административных таможенных правонарушениях, повлекших конфискацию либо взыскание стоимости товаров на сумму двести пятьдесят базовых величин и более;
5. отсутствие у заинтересованного лица на день обращения с заявлением о включении в реестр таможенных представителей неисполненной в установленный законодательством срок обязанности по уплате таможенных платежей, а также процентов и пеней, начисленных за неисполнение обязанности по уплате таможенных платежей;
6. наличие информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения, отвечающих требованиям, установленным законодательством Республики Беларусь, используемых для заполнения, контроля и печати таможенных документов, а также представления отчетности о совершенных таможенных операциях.
Согласно гл. 4 Указа включение заинтересованного лица в реестр таможенных перевозчиков осуществляется при соблюдении следующих условий:
1. осуществление заинтересованным лицом деятельности по перевозке грузов в течение не менее двух лет на день обращения с заявлением о включении в реестр таможенных перевозчиков;
2. предоставление таможенному органу, в зоне оперативной деятельности которого находится заинтересованное лицо, обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов на сумму, эквивалентную не менее двумстам тысячам евро по официальному курсу белорусского рубля по отношению к евро, установленному Национальным банком на день предоставления такого обеспечения;
3. наличие специального разрешения (лицензии) на осуществление деятельности в области автомобильного транспорта, если для осуществления соответствующих перевозок требуется такое специальное разрешение (лицензия);
4. нахождение в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении, аренде используемых для перевозки товаров транспортных средств, в том числе транспортных средств, пригодных для перевозки товаров под таможенными пломбами и печатями;
5. отсутствие у заинтересованного лица на день обращения с заявлением о включении в реестр таможенных перевозчиков неисполненной в установленный законодательством срок обязанности по уплате таможенных платежей, а также процентов и пеней, начисленных за неисполнение обязанности по уплате таможенных платежей;
6. заинтересованное лицо на день обращения с заявлением о включении в реестр таможенных перевозчиков считается в соответствии с законодательством Республики Беларусь об административных правонарушениях не подвергшимся административному взысканию по делам об административных таможенных правонарушениях, повлекших конфискацию либо взыскание стоимости товаров на сумму двести пятьдесят базовых величин и более;
7. наличие информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения, отвечающих требованиям, установленным законодательством Республики Беларусь, используемых для представления отчетности о совершенных таможенных операциях.»
Оcобенности включения в реестр владельцев складов временного хранения
Согласно главы 5 Указа «Включение заинтересованного лица в реестр владельцев складов временного хранения осуществляется при соблюдении следующих условий:
1. нахождение в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде сооружений, предназначенных для использования в качестве склада временного хранения, отвечающих требованиям по их обустройству, оборудованию и расположению. При этом срок действия договора аренды сооружения, предназначенного для использования в качестве склада временного хранения, должен составлять не менее одного года от даты обращения с заявлением о включении в реестр владельцев складов временного хранения;
2. наличие договора страхования риска своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда товарам других лиц, находящимся на хранении, или нарушения иных условий договоров хранения с другими лицами. Страховая сумма не может быть менее ста тысяч базовых величин;
3. отсутствие у заинтересованного лица на день обращения с заявлением о включении в реестр владельцев складов временного хранения неисполненной в установленный законодательством срок обязанности по уплате таможенных платежей, а также процентов и пеней, начисленных за неисполнение обязанности по уплате таможенных платежей;
4. заинтересованное лицо на день обращения с заявлением о включении в реестр владельцев складов временного хранения считается в соответствии с законодательством Республики Беларусь об административных правонарушениях не подвергшимся административному взысканию по делам об административных таможенных правонарушениях, повлекших конфискацию либо взыскание стоимости товаров на сумму двести пятьдесят базовых величин и более;
5. наличие информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения, отвечающих требованиям, установленным законодательством Республики Беларусь, используемых для представления отчетности о совершенных таможенных операциях».
Согласно главе 6 Указа включение заинтересованного лица в реестр владельцев таможенных складов осуществляется при соблюдении следующих условий:
1. нахождение в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде сооружений, предназначенных для использования в качестве таможенного склада, отвечающих требованиям по их обустройству, оборудованию и расположению, (при этом срок действия договора аренды сооружения, предназначенного для использования в качестве таможенного склада, должен составлять не менее одного года от даты обращения с заявлением о включении в реестр владельцев таможенных складов);
2. наличие договора страхования риска своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда товарам других лиц, находящимся на хранении, или нарушения иных условий договоров хранения с другими лицами. страховая сумма не может быть менее ста тысяч базовых величин;
3. отсутствие у заинтересованного лица на день обращения с заявлением о включении в реестр владельцев таможенных складов не исполненной в установленный законодательством срок обязанности по уплате таможенных платежей, а также процентов и пеней, начисленных за неисполнение обязанности по уплате таможенных платежей;
4. заинтересованное лицо на день обращения с заявлением о включении в реестр владельцев таможенных складов считается в соответствии с законодательством республики Беларусь об административных правонарушениях не подвергшимся административному взысканию по делам об административных таможенных правонарушениях, повлекших конфискацию либо взыскание стоимости товаров на сумму двести пятьдесят базовых величин и более;
5. наличие информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения, отвечающих требованиям, установленным законодательством Республики Беларусь, используемых для представления отчетности о совершенных таможенных операциях.
Так как отношения в таможенном праве возникают в связи с перемещением через таможенную границу товара, то прежде всего необходимо определить, что подразумевает законодатель под данным определением и каков статус может быть у перемещаемого товара. Итак, товаров это любое движимое имущество, перемещаемое через таможенную границу, в том числе носители информации, валюта государств - членов таможенного союза, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая и иные виды энергии, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу. В зависимости от назначения товаров в особую группу выделены товары для личного пользования, т.е. те, которые предназначенные для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд физических лиц, перемещаемые через таможенную границу в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, международных почтовых отправлениях либо иным способом.
Статус товаров:
- товары таможенного союза - находящиеся на таможенной территории таможенного союза товары:
- полностью произведенные на территориях государств - членов таможенного союза;
- ввезенные на таможенную территорию таможенного союза и приобретшие статус товаров таможенного союза в соответствии с Кодексом и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза;
- изготовленные на территориях государств - членов таможенного союза из товаров, указанных в абзацах втором и третьем настоящего подпункта, и (или) иностранных товаров и приобретшие статус товаров таможенного союза в соответствии с Кодексом и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза;
- транспортные (перевозочные) документы - коносамент, накладная или иной документ, подтверждающий наличие договора перевозки товаров и сопровождающий их при такой перевозке;
- транспортные средства - категория товаров, включающая любое водное судно, воздушное судно, автомобильное транспортное средство, прицеп, полуприцеп, железнодорожное транспортное средство (железнодорожный подвижной состав, единица железнодорожного подвижного состава) или контейнер с предусмотренными для них техническими паспортами или техническими формулярами запасными частями, принадлежностями и оборудованием, горюче-смазочными материалами, охлаждающими и иными техническими жидкостями, содержащимися в заправочных емкостях, предусмотренных их конструкцией, если они перевозятся вместе с указанными транспортными средствами;
- транспортные средства международной перевозки - транспортные средства, ввозимые на таможенную территорию таможенного союза или вывозимые за ее пределы в целях начала и (или) завершения международной перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа, с находящимися на них специальным оборудованием, предназначенным для погрузки, разгрузки, обработки и защиты грузов, предметами материально-технического снабжения и снаряжения, а также запасными частями и оборудованием, предназначенными для ремонта, технического обслуживания или эксплуатации транспортного средства в пути следования.
ТЕМА 3
Тема 3. Перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Беларусь |
1.Основные принципы и положения о перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Беларусь. 2. Прибытие товаров на таможенную территорию. 3.Убытие товаров с таможенной территории. Требования к товарам при их убытии с территории. |
Основные положения по вопросам ввоза и вывоза товаров регулируются в Специальной части ТМК ТС (раздел 4 «Таможенные операции, предшествующие подаче таможенной декларации»)
В частности в разделе 4 в гл 22 закреплены нормы, относящиеся к общим положениям о перемещении товаров через таможенную границу
1. Так, статья 150 устанавливает, что