Незаконное использование товарного знака (ст.199 УК).

Заведомо ложная реклама (ст.198 УК).

В последнее время реклама стала частью нашей жизни. Закономерной объективность является то, что активное использование рекламы увеличивает и ускоряет сбыт, создает благоприятные условия для расширения предприятия и более рационального ведения дел.

Непосредственным объектом рассматриваемого преступления являются общественные отношения в процессе размещения, производства и распространения рекламы на рынках товаров, услуг, работ, обеспечивающие нормальную предпринимательскую деятельность.

С объективной стороны преступление образует действия по использованию рекламодателем в рекламе заведомо ложной информации относительно товаров, работ и услуг, а также их изготовителей, исполнителей или продавцов, совершенные из корыстных побуждений и причинившие крупный ущерб (см. примечание к ст.189 УК).

Заведомо ложная реклама является одной из разновидностей недобросовестной конкуренции. Информация, содержащаяся в рекламе может быть признана ложной, если сведения о юридическом или физическом лице, товарах, идеях или начинаниях либо значительно умаляют их достоинства (свойства, количество, технические параметры и т.д.), либо наоборот, преувеличивают или они вообще недостоверны.

Состав данного преступления – материальный. Настоящее преступление будет окончено с момента причинения названными действиями крупного ущерба.

Субъектом данного преступления является рекламодатель, производитель или распространитель рекламы. В связи с чем интерес представляют понятийные определения указанных лиц. Так, рекламодателем является источник информации для производства, размещения, последующего распространения рекламы; рекламопроизводитель полностью или частично приводит рекламную информацию в готовой для распространения форме; рекламораспространитель распространяет или размещает ее путем предоставления или использования имущества, в том числе технических средств, радиовещания, телевизионного вещания, а также каналов связи, эфирного времени и иными способами.

Субъективная сторона анализируемого преступления характеризуется умышленной формой вины.

Непосредственным объектом преступления являются общественные отношения, возникающие в связи с регистрацией, правовой охраной и использованием товарных знаков, знаков обслуживания и наименований мест происхождения товаров.

Предмет - товарный знак, знак обслуживания, наименование мест происхождения товара или сходные с ним обозначения для однородных товаров. а также по ч.2 ст.199 УК предметом преступления является предупредительная маркировка.

Товарный знак представляет собой словесное, изобразительное, объемное или иное условное обозначение товара (или группы товаров).

Знак обслуживания - обозначение оказываемых организацией услуг или выполняемых работ. “Наименование мест происхождения товара” - это название географического объекта, используемое для обозначения товара, особые свойства которого исключительно или главным образом связаны с местом его производства (природными условиями или людскими факторами либо природными условиями и людскими факторами одновременно).

Товарный знак регистрируется за одним юридическим лицом, имеющим исключительное право на его использование и служит как гарантией качества, как рекламой. Исключительное право владельца на товарный знак удостоверяется свидетельством.

Правовая охрана места происхождения товара возникает на основании его регистрации в установленном законе порядке одним или несколькими субъектами экономической деятельности. Право пользования этим же наименованием не является исключительным и поэтому может быть закреплено за любыми лицами, производящими аналогичный товар в той местности. Кроме того, в отличие от товарного знака, право использовать наименование места происхождения товара является бессрочным и не может передаваться по лицензии другим лицам.

С объективной стороны преступление, предусмотренное ч.1 ст.199 УК состоит в незаконном использовании чужого товарного знака, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров. Деяние, предусмотренное ч.2 ст.199 УК состоит в незаконном использовании предупредительной маркировки в отношении незарегистрированного в РК товарного знака или наименования места происхождения товара.

Использованием товарного знака считается его простановка на товарах, для которых товарный знак зарегистрирован, и на упаковке владельцем товарного или лицом, которому такое право предоставлено на основе лицензионного договора.

Использованием наименования места происхождения товара считается применение его на товарах, упаковках, в рекламе, бланках, счетах, проспектах или иной документации, связанной с введением товара в хозяйственный оборот.

Под незаконным использованием товарного знака или сходных с ними обозначений для однородных товаров следует понимать его эксплуатацию без разрешения владельца знака.

Использование наименования места происхождения товара или сходных с ним обозначений будет незаконным в случаях отсутствия свидетельства, даже если при этом указывается подлинное место происхождения товара или наименование используется в переводе либо в сочетании со словами “имитация”, “род, тип” и т.д., если используется сходное обозначение, способное ввести в заблуждение потребителей относительно места происхождения и особых свойств товара.

Предупредительная маркировка не может использоваться в отношении товарного знака или наименования места происхождения товара, не зарегистрированного в РК.

Уголовная ответственность за незаконное использование перечисленных средств индивидуализации по ч.2 ст.199 УК наступает при условии, если оно совершено неоднократно (см. комментарий к ст.11 УК) или причинило крупный ущерб (см. примечание к ст.189 УК).

Субъект преступления - общий, физическое вменяемое лицо, достигшее на момент совершения преступления 16-летнего возраста.

Субъективная сторона преступления может быть как в форме прямого, так и косвенного умысла. При неоднократном использовании предусматривается прямой умысел, при причинении крупного ущерба - как прямой, так и косвенный умысел.