Задачи занятия.
Технологическая карта занятия
Дисциплина «Микробиология», Специальность «Фармация»
Тема: «Частная микробиология. Возбудители гнойно-воспалительных заболеваний»
Время:- 90 минут
Цели занятия:
Образовательная–готовить мазки из исследуемого материала и окрасить по Граму-Синеву; определять тинкториальные и морфологические свойства возбудителей
Развивающая- формировать умения: выделять главное в изученном материале, проводить сравнение процессов жизнедеятельности анализировать результаты опытов.
Воспитательная – воспитание личности, умеющей создавать собственную модель здорового образа жизни.
Иметь представление:
· о стафилококках: таксономическое положение, классификация, морфологические и культуральные особенности
· о пневмококках: морфологические, культуральные и ферментативные свойства.
Факторы патогенности.
Используемые педагогические технологии:
· критическое
Методы:
· информационно-рецептивный
Требования к знаниям, умениям, практическому опыту:
Учащиеся должны знать:
- принципы микробиологической диагностики заболеваний, вызванных грамположительными патогенными кокками и грамотрицательными нейссериями;
- эпидемиологию, патогенез, клинику кокковых инфекций и нейссерий;
- материал для лабораторного исследования и способы его сбора;
Учащиеся должны уметь:
- приготовить мазки из исследуемого материала и окрасить по Граму-Синеву;
определить тинкториальные и морфологические свойства возбудителей
Средства обучения профессионального модуля:
- Учебно-наглядные пособия, раздаточный материал: тестовый контроль знаний, ситуационные задания, лекционный материал, таблицы и схемы по теме.
- Технические средства обучения: персональный компьютер.
Литература основная:
1.Алешукина А.В.Медицинская микробиология. Ростов-на–Дону 2003
2. Аллер М. Азбука СПИДа. М. Мир. 1991
3. Беклемишев Н.Д., Цой И.Г. Иммунопатогенез в инфекционном процессе. Алма-Ата. Ғылым. 1992. С.336
Литература дополнительная:
15. Кочемасова З.Н. и др. Санитарная микробиология и вирусология.М. «Медицина» 2987. 16. Красноженов Е.П. Микробиологическая диагностик инфекционных заболеваний. Уч.пос.Ростов-на-Дону, Феникс, 2006.
Хронологическая карта практического занятия по теме «Частная микробиология. Возбудители гнойно-воспалительных заболеваний»
Этапы | Содержание этапов | Время | Методическое обоснование |
1.Организационный момент. | Приветствие учащихся, проверка готовности к занятию, отметка отсутствующих. Сообщение темы, цели, хода занятия. | 5 мин. | Активизировать внимание на предстоящую работу, подготовить к восприятию данной темы. Заинтересовать учащихся в важности полученной информации, ориентировать на выполнение необходимых требований и объема работы. |
2. Актуализация опорных знаний. | 1.Проведение устного фронтального опроса по основным понятиям темы: - Генетика микробов - Биотехнология - Генетическая инженерия. - Противомикробные препараты. | 20 мин. | Определить уровень теоретической подготовки учащихся, развить навыки делового общения, сотрудничества, работы в команде, побудить к осознанию изучаемого материала. |
3.Выполнение практических работ | Выполнение практического задания: 1.Контрольные вопросы 2.Решение тестовых и ситуационных задач | 45 мин. | С целью расширения и углубления знаний по теме, концентрации внимания, включения зрительной памяти. |
4. Закрепление нового материала. Самостоятельная работа учащихся. | Ответить на следующие вопросы: 1.Морфологические, тинкториальные, биологические свойства стафилококков. Дифференциация патогенных и непатогенных стафилококков. 2.Стрептококки, их морфологические, тинкториальные и биологические свойства; классификация, токсинообразование и антигенная структура. 3.Патогенез стафилококковых и стрептококковых инфекций у человека. 4.Методы лабораторной диагностики стафилококковых и стрептококковых инфекций. | 10 мин. | Развить мыслительную деятельность, способность самостоятельно принимать решения, навыки самоконтроля и самоанализа. Закрепление полученных знаний (по типу фронтального опроса). |
5. Подведение итогов занятия. | Отметить подготовленность учащихся к уроку, анализ и оценка работы каждого, и в целом группы. | 5 мин. | Развить чувство ответственность за себя и за других. Создать благоприятный фон для совместной деятельности преподавателя и учащихся. |
6. Объяснение домашнего задания. | Тема следующего занятия:«Возбудители бактериальных кишечных инфекций – эшерихиозов, брюшного тифа, паратифов А и В, сальмонеллезов, дизентерии и особо опасной инфекции - холеры. Общая характеристика условно - патогенных энтеробактерий, кампилобактерий и хеликобактерий». | 5 мин. | Мотивировать к предстоящей работе. Развить интерес и творческую активность, психологическое мышление. |