Задачи занятия.
Технологическая карта занятия
Дисциплина «Микробиология», Специальность «Лечебное дело»
Тема: «Экология микробов - микроэкология. Распространение микробов в окружающей среде»
Время:- 90 минут
Цели занятия:
Образовательная–сформировать общее представление об экологии микробов - микроэкология, распространение микробов в окружающей среде
Развивающая- формировать умения: выделять главное в изученном материале, проводить сравнение процессов жизнедеятельности анализировать результаты опытов.
Воспитательная – воспитание личности, умеющей создавать собственную модель здорового образа жизни.
Иметь представление:
- о составе микрофлоры: воды, почвы, воздуха;
- о роли микробов в круговороте веществ в природе;
- о фитопатогенных микроорганизмах;
- о фармакопейных требованиях к микробиологической чистоте субстанций, вспомогательных веществ и готовых лекарственных средств;
Используемые педагогические технологии:
· критическое
Методы:
· информационно-рецептивный
Требования к знаниям, умениям, практическому опыту:
Учащиеся должны знать:
- состав микрофлоры: воды, почвы, воздуха;
- роль микробов в круговороте веществ в природе;
- фитопатогенные микроорганизмы;
- фармакопейные требования к микробиологической чистоте субстанций, вспомогательных веществ и готовых лекарственных средств;
- стерильные лекарственные средства, понятие о пирогенах;
Учащиеся должны уметь:
- сделать посев смыва с кожи рук на глюкозопептонную среду;
- сделать посев воздуха закрытых помещений на МПА и провести оценку санитарно-бактериологического состояния воздуха по результатам определения микробного числа;
- стерилизовать тампоны, лаб.посуду, инструментарий;
учесть результаты опытов, поставленных с бактериальными
Средства обучения профессионального модуля:
- Учебно-наглядные пособия, раздаточный материал: тестовый контроль знаний, ситуационные задания, лекционный материал, таблицы и схемы по теме.
- Технические средства обучения: персональный компьютер.
Литература основная:
1.Алешукина А.В.Медицинская микробиология. Ростов-на–Дону 2003
2. Аллер М. Азбука СПИДа. М. Мир. 1991
3. Беклемишев Н.Д., Цой И.Г. Иммунопатогенез в инфекционном процессе. Алма-Ата. Ғылым. 1992. С.336
Литература дополнительная:
15. Кочемасова З.Н. и др. Санитарная микробиология и вирусология.М. «Медицина» 2987. 16. Красноженов Е.П. Микробиологическая диагностик инфекционных заболеваний. Уч.пос.Ростов-на-Дону, Феникс, 2006.
Хронологическая карта теоретического занятия по теме:«Экология микроорганизмов»
Этапы | Содержание этапов | Время | Методическое обоснование |
1.Организационный момент. | Приветствие учащихся, проверка готовности к занятию, отметка отсутствующих. Сообщение темы, цели, хода занятия. | 5 мин. | Активизировать внимание на предстоящую работу, подготовить к восприятию данной темы. Заинтересовать учащихся в важности полученной информации, ориентировать на выполнение необходимых требований и объема работы. |
2. Актуализация опорных знаний. | 1.Проведение устного фронтального опроса по основным понятиям темы: 1.Жизненные функции микроорганизмов: питание, дыхание, рост и размножение. 2.Ассимиляция и диссимиляция. Химический состав бактерий. 3. Питание бактерий. Основные типы питания. Этапы приготовления питательных сред. Правила хранения питательных сред.. 4.Понятие о культуре, штамме, колонии. Значение бактериологического метода исследования. | 20 мин. | Определить уровень теоретической подготовки учащихся, развить навыки делового общения, сотрудничества, работы в команде, побудить к осознанию изучаемого материала. |
3.Выполнение практической работы . | Выполнение практической работы: 1.Решение ситуационных задач 2.Ответить на контрольные вопросы | 45 мин. | С целью расширения и углубления знаний по теме, концентрации внимания, включения зрительной памяти. |
4. Закрепление нового материала. Самостоятельная работа учащихся. | Ответить на следующие вопросы: - Распространение микробов в окружающей среде - Влияние факторов окружающей среды на микробы -Уничтожение микробов в окружающей среде | 10 мин. | Развить мыслительную деятельность, способность самостоятельно принимать решения, навыки самоконтроля и самоанализа. Закрепление полученных знаний (по типу фронтального опроса). |
5. Подведение итогов занятия. | Отметить подготовленность учащихся к уроку, анализ и оценка работы каждого, и в целом группы. | 5 мин. | Развить чувство ответственность за себя и за других. Создать благоприятный фон для совместной деятельности преподавателя и учащихся. |
6. Объяснение домашнего задания. | Тема следующего занятия:«Генетика микробов. Биотехнология. Генетическая инженерия. Противомикробные препараты. Учение об инфекции и иммунитете. Иммунопрофилактика и терапия инфекционных заболеваний. Аллергические методы диагностики» | 5 мин. | Мотивировать к предстоящей работе. Развить интерес и творческую активность, психологическое мышление. |