Задачи занятия.

Технологическая карта занятия

Дисциплина «Микробиология», Специальность «Лечебное дело»

Тема: «Экология микробов - микроэкология. Распространение микробов в окружающей среде»

Время:- 90 минут

Цели занятия:

Образовательнаясформировать общее представление об экологии микробов - микроэкология, распространение микробов в окружающей среде

Развивающая- формировать умения: выделять главное в изученном материале, проводить сравнение процессов жизнедеятельности анализировать результаты опытов.

Воспитательная – воспитание личности, умеющей создавать собственную модель здорового образа жизни.

Иметь представление:

  • о составе микрофлоры: воды, почвы, воздуха;
  • о роли микробов в круговороте веществ в природе;
  • о фитопатогенных микроорганизмах;
  • о фармакопейных требованиях к микробиологической чистоте субстанций, вспомогательных веществ и готовых лекарственных средств;

Используемые педагогические технологии:

· критическое

Методы:

· информационно-рецептивный

Требования к знаниям, умениям, практическому опыту:

Учащиеся должны знать:

  • состав микрофлоры: воды, почвы, воздуха;
  • роль микробов в круговороте веществ в природе;
  • фитопатогенные микроорганизмы;
  • фармакопейные требования к микробиологической чистоте субстанций, вспомогательных веществ и готовых лекарственных средств;
  • стерильные лекарственные средства, понятие о пирогенах;

Учащиеся должны уметь:

  • сделать посев смыва с кожи рук на глюкозопептонную среду;
  • сделать посев воздуха закрытых помещений на МПА и провести оценку санитарно-бактериологического состояния воздуха по результатам определения микробного числа;
  • стерилизовать тампоны, лаб.посуду, инструментарий;

учесть результаты опытов, поставленных с бактериальными

Средства обучения профессионального модуля:

  • Учебно-наглядные пособия, раздаточный материал: тестовый контроль знаний, ситуационные задания, лекционный материал, таблицы и схемы по теме.
  • Технические средства обучения: персональный компьютер.

Литература основная:

1.Алешукина А.В.Медицинская микробиология. Ростов-на–Дону 2003

2. Аллер М. Азбука СПИДа. М. Мир. 1991

3. Беклемишев Н.Д., Цой И.Г. Иммунопатогенез в инфекционном процессе. Алма-Ата. Ғылым. 1992. С.336

Литература дополнительная:

15. Кочемасова З.Н. и др. Санитарная микробиология и вирусология.М. «Медицина» 2987. 16. Красноженов Е.П. Микробиологическая диагностик инфекционных заболеваний. Уч.пос.Ростов-на-Дону, Феникс, 2006.

Хронологическая карта теоретического занятия по теме:«Экология микроорганизмов»

Этапы Содержание этапов Время Методическое обоснование
1.Организационный момент. Приветствие учащихся, проверка готовности к занятию, отметка отсутствующих. Сообщение темы, цели, хода занятия. 5 мин. Активизировать внимание на предстоящую работу, подготовить к восприятию данной темы. Заинтересовать учащихся в важности полученной информации, ориентировать на выполнение необходимых требований и объема работы.
2. Актуализация опорных знаний. 1.Проведение устного фронтального опроса по основным понятиям темы: 1.Жизненные функции микроорганизмов: питание, дыхание, рост и размножение. 2.Ассимиляция и диссимиляция. Химический состав бактерий. 3. Питание бактерий. Основные типы питания. Этапы приготовления питательных сред. Правила хранения питательных сред.. 4.Понятие о культуре, штамме, колонии. Значение бактериологического метода исследования. 20 мин. Определить уровень теоретической подготовки учащихся, развить навыки делового общения, сотрудничества, работы в команде, побудить к осознанию изучаемого материала.
3.Выполнение практической работы . Выполнение практической работы: 1.Решение ситуационных задач 2.Ответить на контрольные вопросы 45 мин. С целью расширения и углубления знаний по теме, концентрации внимания, включения зрительной памяти.
4. Закрепление нового материала. Самостоятельная работа учащихся. Ответить на следующие вопросы: - Распространение микробов в окружающей среде - Влияние факторов окружающей среды на микробы -Уничтожение микробов в окружающей среде 10 мин.   Развить мыслительную деятельность, способность самостоятельно принимать решения, навыки самоконтроля и самоанализа. Закрепление полученных знаний (по типу фронталь­ного опроса).  
5. Подведение итогов занятия. Отметить подготовленность учащихся к уроку, анализ и оценка работы каждого, и в целом группы. 5 мин. Развить чувство ответственность за себя и за других. Создать благоприятный фон для совместной деятельности преподавателя и учащихся.
6. Объяснение домашнего задания. Тема следующего занятия:«Генетика микробов. Биотехнология. Генетическая инженерия. Противомикробные препараты. Учение об инфекции и иммунитете. Иммунопрофилактика и терапия инфекционных заболеваний. Аллергические методы диагностики» 5 мин. Мотивировать к предстоящей работе. Развить интерес и творческую активность, психологическое мышление.