Задачи занятия.

Технологическая карта занятия

Контрольные вопросы

1.Как готовятся препараты микроскопических грибов и дрожжей?

2.Охарактеризуйте морфологические и культуральные свойства микроскопических грибов.

3.Какие грибы используются в промышленности для получения органических кислот, ферментов, антиб0иотиков и других ценных продуктов?

4.Охарактеризуйте морфологические свойства дрожжей.

5.Что такое культурные дрожжи? В каких отраслях пищевой промышленности они используются?

 

Тема: «Физиология микроорганизмов»

Время:- 90 минут

Цели занятия:

Образовательнаяознакомить учащихся с основными процессами жизнедеятельности микроорганизмов

Развивающая- формировать умения: выделять главное в изученном материале, проводить сравнение процессов жизнедеятельности анализировать результаты опытов.

Воспитательная – воспитание личности, умеющей создавать собственную модель здорового образа жизни.

Иметь представление:

  • о жизненных функциях микроорганизмов: питание, дыхание, рост и размножение.
  • об ассимиляция и диссимиляция
  • о химическом составе бактерий

· о питание бактерий.

· об этапах приготовления питательных сред.

Используемые педагогические технологии:

· критическое

Методы:

· информационно-рецептивный

Требования к знаниям, умениям, практическому опыту:

Учащиеся должны знать:

  • химический состав микробной клетки;
  • классификацию бактерий по типам питания и способам получения энергии;
  • классификацию бактерий по типу дыхания;
  • значение ферментов в идентификации патогенных бактерий;

Учащиеся должны уметь:

  • приготовить изотонический раствор хлорида натрия и основные питательные среды (МПБ, МПА, среды Гисса, сывороточный агар), дифференциально-диагностические среды (Эндо, Левина, Плоскирева), среды для выращивания анаэробов (Кита-Тароцци, молоко по Тукаеву);
  • определить рН питательной среды, фильтровать, стерилизовать и разливать питательные среды;

Средства обучения профессионального модуля:

  • Учебно-наглядные пособия, раздаточный материал: тестовый контроль знаний, ситуационные задания, лекционный материал, таблицы и схемы по теме.
  • Технические средства обучения: персональный компьютер.

Литература основная:

1.Алешукина А.В.Медицинская микробиология. Ростов-на–Дону 2003

2. Аллер М. Азбука СПИДа. М. Мир. 1991

3. Беклемишев Н.Д., Цой И.Г. Иммунопатогенез в инфекционном процессе. Алма-Ата. Ғылым. 1992. С.336

Литература дополнительная:

15. Кочемасова З.Н. и др. Санитарная микробиология и вирусология.М. «Медицина» 2987. 16. Красноженов Е.П. Микробиологическая диагностик инфекционных заболеваний. Уч.пос.Ростов-на-Дону, Феникс, 2006.

 

Хронологическая карта практического занятия по теме:«Физиология микроорганизмов»

Этапы Содержание этапов Время Методическое обоснование
1.Организационный момент. Приветствие учащихся, проверка готовности к занятию, отметка отсутствующих. Сообщение темы, цели, хода занятия. 5 мин. Активизировать внимание на предстоящую работу, подготовить к восприятию данной темы. Заинтересовать учащихся в важности полученной информации, ориентировать на выполнение необходимых требований и объема работы.
2. Актуализация опорных знаний. 1.Проведение устного фронтального опроса по основным понятиям темы: -Как готовятся препараты микроскопических грибов и дрожжей? -Охарактеризуйте морфологические и культуральные свойства микроскопических грибов. -Какие грибы используются в промышленности для получения органических кислот, ферментов, антибиотиков и других ценных продуктов 20 мин. Определить уровень теоретической подготовки учащихся, развить навыки делового общения, сотрудничества, работы в команде, побудить к осознанию изучаемого материала.
3.Выполнение практических работ Выполнение практической работы: 1.Решение тестовых и ситационных задач 45 мин. С целью расширения и углубления знаний по теме, концентрации внимания, включения зрительной памяти.
4. Закрепление нового материала. Самостоятельная работа учащихся. Ответить на следующие вопросы: 1. Жизненные функции микроорганизмов: питание, дыхание, рост и размножение. 2. По типу питания, насколько делятся микроорганизмы? 3. Типы дыхания микроорганизмов 4.Что такое чистая культура и штамм? 10 мин.   Развить мыслительную деятельность, способность самостоятельно принимать решения, навыки самоконтроля и самоанализа. Закрепление полученных знаний (по типу фронталь­ного опроса).  
5. Подведение итогов занятия. Отметить подготовленность учащихся к уроку, анализ и оценка работы каждого, и в целом группы. 5 мин. Развить чувство ответственность за себя и за других. Создать благоприятный фон для совместной деятельности преподавателя и учащихся.
6. Объяснение домашнего задания. Тема следующего занятия:«Экология микробов - микроэкология. Распространение микробов в окружающей среде. Влияние факторов окружающей среды на микробы. Уничтожение микробов в окружающей среде. Санитария микробиология» 5 мин. Мотивировать к предстоящей работе. Развить интерес и творческую активность, психологическое мышление.