Задачи занятия.
Технологическая карта занятия
Приложение № 1
Вопросы для самоконтроля:1.Особенности диагностики вирусных инфекций.
2.Общая характеристика орто - и парамиксовирусов. Основные представители.
3.Вирус гриппа, его особенности: морфология, химический состав, антигенные свойства, резистентность.
4.Изменчивость вируса гриппа. Антигенный шифт и антигенный дрейф.
5.Эпидемиология и патогенез гриппа.
6.Методы диагностики гриппа. Индикация и идентификация вируса гриппа.
7.Вирус кори, его основные свойства. Патогенез и лабораторная диагностика кори.
Специфическое лечение и профилактика кори.
8. Вирус эпидемического паротита, его основные свойства. Патогенез, лабораторная диагностика и специфическая профилактика паротита.
9.Общая характеристика и классификация арбовирусов.
10. История открытия вируса клещевого энцефалита. Л.А. Зильбер, Е.Н. Левкович, М.П. Чумаков.
11.Основные свойства вируса клещевого энцефалита.
12. Эпидемиология и патогенез клещевого энцефалита.
13.Лабораторная диагностика клещевого энцефалита.
14.Специфическое лечение и профилактика клещевого энцефалита.
15. Основные свойства рабдовирусов.
16. Патогенез бешенства. Источники инфекции и пути передачи вируса бешенства.
17. Лабораторная диагностика бешенства.
18.История открытия вакцины против бешенства. Л. Пастер, Э. Ру и Ч. Шамберлан.
19. Экстренная специфическая профилактика бешенства.
Тема: «Общая микробиология. Введение в микробиологию. Микроскоп и микроскопические методы исследования»
Время:- 90 минут
Цели занятия:
Образовательная–обобщить знания учащихся по строению микроскопа и оптических приборов
Развивающая- формировать умения: выделять главное в изученном материале, проводить сравнение процессов жизнедеятельности анализировать результаты опытов.
Воспитательная – воспитание личности, умеющей создавать собственную модель здорового образа жизни.
Иметь представление:
· об общей микробиологии
· о строении микроскопа
· о микроскопических методах исследования
Используемые педагогические технологии:
· критическое
Методы:
· информационно-рецептивный
Требования к знаниям, умениям, практическому опыту:
Учащиеся должны знать:
· мир микробов и его роль в жизни человека;
· мир микробов и его роль в жизни человека;
определение понятий микробиология и вирусология
Учащиеся должны уметь:
- обработать рабочее место и руки дезинфицирующим раствором;
- настроить свет в микроскопе;
- работать с иммерсионной системой микроскопа
Средства обучения профессионального модуля:
- Учебно-наглядные пособия, раздаточный материал: тестовый контроль знаний, ситуационные задания, лекционный материал, таблицы и схемы по теме.
- Технические средства обучения: персональный компьютер.
Литература основная:
1.Алешукина А.В.Медицинская микробиология. Ростов-на–Дону 2003
2. Аллер М. Азбука СПИДа. М. Мир. 1991
3. Беклемишев Н.Д., Цой И.Г. Иммунопатогенез в инфекционном процессе. Алма-Ата. Ғылым. 1992. С.336
Литература дополнительная:
15. Кочемасова З.Н. и др. Санитарная микробиология и вирусология.М. «Медицина» 2987. 16. Красноженов Е.П. Микробиологическая диагностик инфекционных заболеваний. Уч.пос.Ростов-на-Дону, Феникс, 2006.
Хронологическая карта практического занятия по теме «Общая микробиология. Введение в микробиологию. Микробиологическая лаборатория. Микроскоп и микроскопические методы исследования»
Этапы | Содержание этапов | Время | Методическое обоснование |
1.Организационный момент. | Приветствие учащихся, проверка готовности к занятию, отметка отсутствующих. Сообщение темы, цели, хода занятия. | 5 мин. | Активизировать внимание на предстоящую работу, подготовить к восприятию данной темы. Заинтересовать учащихся в важности полученной информации, ориентировать на выполнение необходимых требований и объема работы. |
2. Актуализация опорных знаний. | 1.Проведение устного фронтального опроса по основным понятиям темы: -Что изучает микробиология? - Основатель микробиологии? - Этапы развития микробиологии - Микробы на сколько делятся? - Что такое прионы? | 20 мин. | Определить уровень теоретической подготовки учащихся, развить навыки делового общения, сотрудничества, работы в команде, побудить к осознанию изучаемого материала. |
3.Выполнение практических работ | Выполнение практического задания 1. Заполнение таблицы по этапам развития микробиологии 2. Зарисовать микроскоп, указать части микроскопа 3. Правила работы с микроскопом 4. Рассмотреть под микроскопом одноклеточных и зарисовать | 45 мин. | С целью расширения и углубления знаний по теме, концентрации внимания, включения зрительной памяти. |
4. Закрепление нового материала. Самостоятельная работа учащихся. | Ответить на следующие вопросы: 1.Развитие микробиологии 2. Перечислите основные части микроскопа 3. Основная часть микроскопа 4. Строение простейших | 10 мин. | Развить мыслительную деятельность, способность самостоятельно принимать решения, навыки самоконтроля и самоанализа. Закрепление полученных знаний (по типу фронтального опроса). |
5. Подведение итогов занятия. | Отметить подготовленность учащихся к уроку, анализ и оценка работы каждого, и в целом группы. | 5 мин. | Развить чувство ответственность за себя и за других. Создать благоприятный фон для совместной деятельности преподавателя и учащихся. |
6. Объяснение домашнего задания. | Тема следующего занятия:«Основы классификации и морфология микроорганизмов». Составить контрольные вопросы по теме: «Строение микроскопа» | 5 мин. | Мотивировать к предстоящей работе. Развить интерес и творческую активность, психологическое мышление. |