Тема: Стратегия, бизнес - процессы и организационная структура п/п

Стратегический менеджер должен обладать следующими качествами

быть хорошо информирован

уметь управлять своим временем и энергией

быть хорошим политиком

не должен быть как эксперт, т.е. зацикленным

должен обладать способностью продвигать программы в частных направлениях

 

1. сравнительная характеристика организационных структур

2. основные тенденции развития организационных структур (компании будущего)

3. адоптация организационных структуры к стратегии: реинженеринг, реструктуризация, реорганизация

4. организационное обеспечение стратегического управления на п/п

 

1. Принцип: «стратегия определяет структуру» говорит о том, что любая организация, находящаяся в процессе непрерывно изменяется

Классическая теория управления выделяет следующие типы орг. стр-р:

- линейная

- функциональная

- линейн.-функцион.

- дивизионная (штабная)

- матричная

Сравнительная характеристика представлена в таблице.

характеристика линейная функциональная линейно-функциональная штабная матричная
1.форма управ. и тип принятия решений централизован., абсолютно авторитарный централ., олигарх. централ., авторит. децентрал., страт-ий децентрал., демократ
2.культура принцип единоначалия нарушение принц. единог., возникновение междоусобиц, соперничест. и конфликтов объединение принц. единства руководства с приецип. специализации руководства проблемотичность поддержания компании в усл-ях достаточной стратегической свободы вовлечение руководителей всех уровней и специалистов в активную творческую деятельность по совершенствованию права
3.профессионально – квалифицированный состав работников в аппарате управления широкопрофильные руководители, отсутствие специалистов по каждой функции управления высокая компетенция специалистов, отвечающих за выполнение конкретных функций «________» менеджеры стратегического уровня узко специализированные профессионалы высокого уровня
4.диапазоны ответственности четко определена ответственность за конечные рез-ты двойное подчинение – уменьшение уровня ответственности исполнителей линейные уровни принимают решения и контролируют, консультируют, информируют, планируют и организуют перенесение отв-ти за финансовые рез-ты на нижние уровни упр-я руководители проект. групп ответственны за обеспечение высоких конечных результатов, за полное использование ресурсов
5.связь между подразделениями четкие, простые трудности в поддержании постоянной взаимосвязи между разными функц. службами четкие подразделы автономны трудности в поддержании баланса между 2-мя линиями власти
6. неформальные св-зи перегрузка!!!!!! руководителей сложные, возможна ситуация отсутствия единого действия простые, однако существует перегрузка инфор-ции достаточно сложные, возможно дублирование и искажение инф-ции сложные, высока вероятность нерациональных затрат времени на коммуникации
7.тип коммуникации, обратная связь вертикальный, обратная связь отсутствует вертикальная присутствует «_________» «_________» вертикальная, горизонтальная присутствует
8. затраты на содержание органов управления неизменны неизменны неизменны повышаются повышаются

 

Функциональная структура – наиболее популярный подход с одним видом деятельности, ее вид находится в прямой зависимости от таких факторов, как потребитель, технология и товар.

Для широко диверсифицированных п/п целесообразно испытать дивизиональную стр-ру управления, так как она позволяет рационально использовать конкур. Преимущества и совершенствовать процессы стратегического планирования.

В условиях быстрого развития информационных технологий целесообразно использовать организационные структуры кластерного типа, где прямой административный контроль подчиненных заменяется информационным, т.е. кажд. кластер, реализуя собственные цели, информационно взаимодействует с координационным кластером посредством современной инф. технологий (пример децентрализации управления)

Одним из решений, обеспечивающих этот вариант разграничения деятельности п/п и связей внутри его, а так же оптим. пропорций между автономией и контролем явл. сетевая орг. стр-ра – гибрид функций дивиз. и метрической стр-ры .

Эффективность построения организационной структуры не может быть оценена каким-либо одним показателем целесообразно использовать следующий нормативной хар-ки аппарата управления:

1. производительность аппарата управления - к-во произ-й при конечной прибыли или выработанной в процессе управления информации.

2. экономичность аппарата управления – относительные затраты на его функционирование (удержание зарплаты на содержание аппарата управления, удельный вес управления работников в численности ППП, стоимость выполнения единицы объема отдельных видов работ)

3. адаптивность системы управления – ее способность эффективно выполнять заданные функции в определенном диапазоне изменяющихся условий (чем шире, тем адаптивней)

4. гибкость – при изменении условий п/п не меняет структуру

5. оперативность – принятие решений, своевременность и скорость

6. надежность аппарата управления – способность обеспечивать выполнение заданий в рамках установленных сроков и выделенных ресурсов(соблюдение нормативов, отсутствие отношений)

Конечным критерием эффективности при сравнении различных вариантов орг. стр-ры является наиболее полное и устойчивое достижение целей.

Прежде чем проводить значительное стратегическое изменение в конкретных системах п/п необходимо ответить на вопрос, в какой степени культура п/п и механизм принятия решений может помешать реформированию.

2. В настоящее время меняются принцип. основы деятельности компании – происходит переход от компаний базирующихся на рацион. орг-ции к компаниям базирующимся на знаниях и информации.

Основные направления модификации компании и структур управления:

переход от узкой функц. специализации к интеграции в содержании и характере управленческой деятельности

дебюрократизация, т.е. отказ от формализации

сокращение числа иерархических уровней – предпочтительными являются мелкие компании с гибкими специализированными формами труда, сети компаний

трансформация организационных структур из пирамидальной в плоские (горизонтальные организационные структуры)

осуществление децентрализации ряда функций управления

повышение роли нововведенческой деятельности, создание в рамках крупных компаний нововведенческой фирм, действующих на принципах рискового фин-ния

повышение статуса информационных и кадровых средств интеграции (комбинация персонала) по сравнению с о структурной интеграцией

установление филиальных форм связи между самой компанией

создание автономных групп (команд), постоянное повышение творческой отдачи персонала

В рамках глобализации бизнеса эффективно использовать компании горизонтального типа.

Пример:

Компания Nokia включает в себя 3 горизонтальной группы, которые поддерживают 4 бизнес- группы(СБЕ)

 

A B C D

                   
 
Customer and market operations
   
Mobile phone
 
Multimedia
 
Networks     пост-к сетевой инфраструктуры операторов мобильной связи
 
Enterprise solutions   предоставление мобильной связи корпоративным пользователям
 


 

 
 
Technology platforms


 

 
 
Research, Venturing, Business infrastructure and operating resource sourcing

 


 

1. Включает: структурные подразделения продаж и маркетинга, а так же отделы пр-ва, снабжения и закупок, поддерживает А,B, D и сохраняется собственный отдел продаж и маркетинга.

2. занимаются поставками ведущих технологий, как самой компании Nokia, так и внешним клиентам

3. исследовательский центр Nokia венчурная деятельность (полный цикл от этапа разработки до начала прибыльной деятельности)

Бизнес инфраструктура включает в себя бизнес процессы структуры управления и поддержки.

 

Операцион. аутсорсинг - включают подразделения, которые занимаются разработкой корпоративных стратегий, слияниями и поглощениями правами интеллектуальной собственности, службами совершенствования бизнеса Nokia, контролем качества.

 

 

Специалистами предполагается, что законченном виде корпорация будет иметь лишь несколько менеджеров высшего звена, в ведении которых будут централизованы ф-ли финансов и управление персоналом.

 

Основные признаки структуры горизонтального типа:

а) формируется вокруг базовых процессов со специфическими целями в каждом из них

б) плоская иерархия, сохраняется вертикальное администрирование

в) выявляются и устраняются работы, которые не обеспечивают получение добавленной стоимости

г) минимизация деятельности внутри каждого базового процесса

д) создание автономных межфункциональных раб. групп (команд), кажд. из которых имеет определенную цель и осуществляют четкий контроль за их достижением. Это сокращает число уровней иерархии и число управленческого персонала на 35%

е) основные критерии эффективной деят-ти компании – степень удовлетворения потребностей конкретных потребителей

 

структуры горизонтального типа:

- возросшая гибкость

- сокращение нерациональных затрат.

- мобилизация всех ресурсов

 

Однако создание организационной структуры горизонтального типа протекает как сложный, болезненный и длительный процесс, сложность заключается в выявлении базовых процессов.