Американская политология

Разделение антропологии и других наук

Антропология в США

Французская политическая антропология

Энергетическое» направление

Неоэволюционизм

60-е гг. возрастает внимание к эволюционным процессам (неоэволюционизм)
Дж. Стюарт – концепция мультилинейной эволюции
понятие общей/частной эволюции:

- общая – специализация человеческой деятельности, интенсификация производства)

- частная – историческая смена форм политической организации

политическая эволюция – классификация политических систем начиная от самых простых (baud → tribe → chiefdom →)
Л. Морган, Тейлор, Г. Мэн
каждый социум может проходить не все стадии

Адамс рассматривает общественное развитие с позиции соотнесения его с основными законами термодинамики, - при внешних условиях, препятствующих достижению системой равновесного состояния, стационарное её состояние соответствует минимальному производству энтропии. С этой позиции он объяснил появление вождества, как формы политической организации с высокой концентрацией власти. Более высокая концентрации власти требует управления большей энергии и автокатализаторы (передача богатства по наследству, наследие статуса по крови) – сохранение энергии в немногих руках.

Со 2/2 50-х гг. основываются не только на африканском материале

Французская политическая антропология – историзм, тесная взаимосвязь с социально-экономическими отношениями – Ж. Баландье, Маке, Ломбард.
Баландье – адаптация традиционных институтов власти к политико-административным структурам современного мира.

от социологии, политологии
«политическое поле»
внимание на цели, формы, процессы политической деятельности
Критика антропологии в США – применяемый понятийный аппарат политологии основан на европейском обществе, и не подходит для традиционных обществ

культура ↔ общество, антропология ↔ другие науки
понятие «культура» - идея Гиренко

1. Эпоха Просвещения: культура – образованность, просвещенность;

2. Культура – высшее проявление человеческого духа в области искусства, литературы, скульптуры и т.д.

3. Культура – конкретная реализация общественного (социального) бытия. Общество – абстракция – состоит из индивидов, которые в процессе своей жизнедеятельности создают общественные институты (которые имеют тенденцию к воспроизводству).

Культура – не рефлексия по сравнению с обществом
Общество в реальности материализуется в виде культуры, которую можно воспринимать, ощущать
Этнические культуры
На культуру влияют: традиции, климатические, экологические условия, демография
Социология – изучает общие общественные закономерности, а не конкретные особенности обществ, как антропология
Социология – почему? Антропология – как?
Культура обладает гораздо меньшей скоростью исторической динамики, чем общество. Общественные институты быстро меняются, а форма – если и меняется – то не быстро
Европа – культура осталась, а институт личности разросся
Россия – заимствование культур (немецкая, французская, английская/американская), а состояние культуры – как до крещения Руси; высокая степень бикультурности, которая существует органично
Типы развития исторической динамики:

- центральная – Западная Европа – европейский цивилизованный мир – не правило, а исключение; ранние появление конкуренции, частной собственности; это общество породило формы: разделение власти, правовые формы (личность), экономические формы (частная собственность)

- периферийная – остальной мир – заимствует формы, а сделать общество с такой культурой не получается, культуру трудно искоренить

Попытка изменить общество – реальное давление на культуру → деградация культуры и индивида
Современная социология использует качественные методы, используемые антропологией
Качественные методы – погружение, глубокие интервью
Политология- политическая система
Антропология – политическая культура – реализация отношений власти и подчинения

Политическая система (50-60-е гг. 20 в.) – под влиянием общей теории систем и кибернетики – автор Д. Истон, развил Г. Алмонд – некая совокупность элементов, которые составляют некую целостность

самоуправляемые / управляемые системы (программа управления закладывается искусственно)
центр управления / периферийные элементы
Кибернетика: любая система имеет одну и ту же структуру процесса управления – главный принцип – сохранение стабильности системы – упрочение интегративности
Этапы процесса управления:

1. принятие команды центром управления

2. по каналам связи

3. к элементам системы (для укрепления)

4. по каналам обратной связи

5. информация о реакции, к центру

Важна и негативная информация – для её исправления, для принятия правильного решения
Кибернетика: Закон – если отсутствует обратная связь, то процесс управления невозможен
Алмонд: как принимается решение?
Обратные связи: свобода слова, прессы, выборы
Авторитарный режим – обратная связь через систему безопасности
Демократия – более слабые обратные связи
Функции обратной связи:

- информирование центра о реакции элементов

- контроль за центром управления – чтобы центр отреагировал на эту информацию

Великобритания – лорды – информация по каналам обратной связи адекватна
Франция – бедные карьеристы – помехи, информация искажается
Политическая культура – индивидуализация политической системы
Политический процесс – деятельность, характеризуется:

- публичность – деятельность, воздействующая на окружающую среду

- целеполагание – основанная на изменениях взаимоотношений с окружающей средой

Реальные отношения осознаются только лидерами
Условие протекания – необходим дефицит благ (ресурсов), политический процесс направлен на распределение этих благ с согласия всех членов социума
политическое/параполитическое поведение
Если решение имеет последствие для всего общества – то оно политическое
Изучать политику – исследовать процессы, связанные с постановкой и достижением общественных целей, и использованием власти членами этого сообщества, связанного с этими целями
Власть – центральное понятие в обществоведении
Рассел: законы социальной определяются в терминах власти
Школа Анналов – история – как структура, осязание индивидуумом окружающего мира: изучение феномена власти с привлечением современных наук может стать ядром новой исторической науки
Фуко: понятие власти шире понятия государства