Вопрос 3. Иск как способ защиты субъективного гражданского права в Древнем Риме
Вопрос 2. Самозащита субъективных гражданских прав в Древнем Риме
Римский народ подобно многим другим народам до образования государственного суда пережил эпоху частной расправы с нарушителями права. Каждый, считавший, что неправомерно нарушено его право, расправлялся с обидчиком собственными силами и силами своей семьи (саморасправа). По мере развития общества такая форма борьбы с нарушением прав стала нетерпимой.
Переход от частной саморасправы к государственному суду происходил постепенно; посредствующими этапами явились: система регламентации частной расправы путем установления определенного порядка применения насилия к обидчику, система выкупов (добровольных, а затем обязательных) и передача дела защиты прав органам государства. Однако в развитом Римском праве еще сохранились некоторыё следы первоначальной эпохи саморасправы.
Самозащита, т.е. самоуправное отражение насилия, угрожающего нарушением права, являлась дозволенной: Viт vi rереllеrе liсеt, «насилие дозволяется отражать силой» и, таким образом, предупреждать нарушение права. При нарушении права запрещается применять силу для его восстановления, другими словами самоуправно восстанавливать нарушенное право запрещалось (самопомощь допускалась за редкими исключениями, например, если непринятие немедленно необходимых мер могло привести к значительным потерям или если должник пытался сбежать от кредитора, кредитору дозволялось его догнать и силой заставить уплатить долг).
За недозволенное самоуправство применялись соответствующие санкции: по декрету Марка Аврелия кредитор, захвативший вещи должника для удовлетворения своего права требования, должен эти вещи вернуть; одновременно он утрачивает свое право требования. Другим законом (конца IV в. н.э.) устанавливалось, что лицо, насильственно захватившее свою вещь у фактического владельца, лишается права собственности на эту вещь и должно ее вернуть тому, у кого она находилась во владении, а если выяснится, что в действительности захватчик не имел на данную вещь права собственности, он должен был не только вернуть вещь, но и уплатить ее стоимость лицу, у которого вещь была захвачена.
В классическом Римском праве иск –– это предусмотренное эдиктом претора средство добиться в результате судебного процесса вынесения решения, соответствующего интересам заявителя иска.
Важнейшими видами исков являются вещный иск (actio in rem) и личный иск (actio in personam).
Для защиты права собственности иск предъявляется против любого третьего лица, которое будет нарушать право данного лица. Иск в этом случае называется actio in rem. Этот термин показывает, что отвечает по иску тот, у кого находится вещь, или вообще тот, кто посягает на эту вещь (по современной терминологии это называется абсолютной защитой).
Иск, именуемый actio in personam, предъявляется для защиты правоотношения личного характера между двумя или несколькими определенными лицами (по современной терминологии это относительная защита).
Различались иск строгого права (action stricti juris) и иск, построенный на принципе добросовестности (action). При рассмотрении исков строгого права судья связан буквой договора, из которого вытекает иск. При рассмотрении исков bonae fidei положение судьи свободнее. Он имеет право принимать во внимание возражения ответчика, основанные на требованиях справедливости, хотя в формулу иска и не была включена особая эксцепция.
Одним из средств для осуществления правотворчества без изменения буквы закона служил actio utilis, т.е. иск по аналогии. Иск с фикцией (actio ficticia) предъявлялся в тех случаях, когда претор признавал необходимым распространить предусмотренную законом защиту на какое-то новое, не предусмотренное в законе отношение, и предлагал (в формуле) судье допустить существование некоторых фактов, которых в действительности не было, и с помощью такой фикции подвести новое отношение под один из существующих исков.
Различались иски штрафные и иски об удовлетворении или о восстановлении нарушенного состояния имущественных прав (реиперсекуторные —actions rei persecutoriae). Специальную категорию составляли кондикции (condictione). Можно определить кондикции как иски, основанные на цивильном праве, в которых не указывалось, из какого основания они возникали (абстрактные иски).