Вопрос 3. Законы как источник Римского частного права

Вопрос 2. Обычное право

Вопрос 1. Понятие источников Римского частного права

В древней и современной юридической литературе выражение «источник права» употребляется в различных смыслах:

· как источник содержания правовых норм;

· как способ, форма образования (возникновения) норм права;

· как источник познания права.

Сущностным источником содержания права, той материей, из которой проистекает содержание юридического правила, являются материальные условия жизни общества.

При изучении Римского частного права необходимо учитывать, что объектом исследования выступает правовое явление рабовладельческого общества. Основой экономических отношений при рабовладельческом строе является собственность рабовладельца на средства производства и на работников (рабов). Материальные условия жизни римского рабовладельческого общества –– источник содержания норм Римского частного права[5].

Основное значение, в котором употребляется в юридической литературе выражение «источник права» –– формально-юридическое, оно отвечает на вопрос, какими путями, по каким каналам возникает, образуется та или иная норма права. В этом смысле речь идет о формах правообразования, о формах выражения права, о формах существования права.

В Римском праве на протяжении его истории такими формами были:

1) обычное право;

2) закон;

З) эдикты магистратов;

4) деятельность юристов (юриспруденция).

Что касается источников познания римского частного права, то к ним относятся любые, дошедшие до нас, юридические памятники Древнего Рима, независимо от формы их содержания (книги, папирусы, надписи на различного рода предметах и т.п.).

Обычное право — это совокупность неписаных правил поведения (обычаев), которые сложились в древнем Риме в результате их неоднократного традиционного применения и санкционирования (признания и защиты) государством.

Различают:

· обычаи предков (mores maiorum);

· обычную практику (usus);

· практику жрецов (commentarii pontificum);

· практику магистратов (commentarii magistratuum).

В отличие от простого обычая обычное право признается и защищается государством. Обычное право является самой древней формой образования и выражения Римского частного права. Это неписанное право.

Обычаи и обычное право страдали противоречивостью, неопределенностью, не соответствовали централизаторским устремлениям власти и потому стали вытесняться другими источниками права. Свою роль в этом процессе сыграли и массовые жалобы плебеев на отсутствие писанного права. Предпочтение стало отдаваться писанным формам права – законам и иным нормам, исходящим от органов власти и зафиксированных ими в определенной редакции. Одним из наиболее ранних и значительных источников писанного римского частного права являлись Законы ХII Таблиц (451-450 гг. до н.э.). Как полагают многие исследователи данный письменный источник представлял в своей основе редакцию предшествовавших его появлению обычаев и обычного права. Законы ХII Таблиц почитались в Риме священным правом и подкреплялись религиозными санкциями. Историк Тит Ливий назвал Законы ХII Таблиц источником всего частного права.

Законами (lex) в узком смысле слова считались общие постановления предписывающего характера, в республиканский период предлагаемые магистратом и одобренные народным собранием. Законы принимались только целиком, частичные изменения могли быть внесены лишь самим магистратом. Обычно закон получал название по имени предложившего его магистрата (Аквилиев закон, например). Структура закона включала в себя три части:

· praes criptio –– содержала имя инициатора закона и указание на народное собрание, его принявшее;

· rogatio – существо нормативного предписания;

· sanctio – правовые последствия нарушения закона.

В эпоху принципата народные собрания потеряли былое значение, и Законы стали издаваться сенатом («сенатусконсульты»). По существу же это были распоряжения императора, лишь прикрывавшегося видимостью республиканских форм.

Окончательное укрепление императорской власти и наступление эпохи абсолютной монархии (с III в. н.э.) привело к тому, что законом стало считаться только единоличное распоряжение императора («конституции»). Различают четыре вида императорских распоряжений («конституций»):

1) эдикты (носили общий характер и обращались к населению);

2) рескрипты (распоряжения императора по отдельным делам и вопросам);

3) мандаты (инструкции, дававшиеся чиновникам);

4) декреты (решения императора по спорным делам).