Задание 3.
Опишите общеизвестный предмет, не называя его. Используйте смысловые модели «род и вид», «разновидности», «свойства», «части и целое», «обстоятельства».
Род и вид (к какому роду вещей относится предмет): _______________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Разновидности (каковы разновидности предметов с таким названием):_________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Свойства (каковы существенные свойства предмета, зачем он нужен): _________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Части и целое (каковы наиболее яркие части предмета):______________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Обстоятельства (при каких обстоятельствах мы встречаемся с этим предметом): ________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Произнесите текст перед товарищами, не произнося название описываемого предмета. Отгадали ли они, какой предмет вы описали?
Задание 4.
Проанализируйте возможности использования топа «определение» в речи.
Память противостоит уничтожающей силе времени.
Это свойство памяти чрезвычайно важно.
Принято примитивно делить время на прошедшее, настоящее и будущее. Но благодаря памяти прошедшее входит в настоящее, а будущее как бы предугадывается настоящим, соединённым с прошедшим.
Память – преодоление времени, преодоление смерти.
В этом величайшее нравственное значение памяти. «Беспамятный» – это прежде всего человек неблагодарный, безответственный, а следовательно, и неспособный на добрые, бескорыстные поступки.
Безответственность рождается отсутствием сознания того, что ничего не проходит бесследно. Человек, совершающий недобрый поступок, думает, что поступок этот не сохранится в памяти его личной и в памяти окружающих. Он сам, очевидно, не привык беречь память о прошлом, испытывать чувство благодарности к предкам, к их труду, их заботам и поэтому думает, что и о нём всё будет позабыто.
Совесть – это в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершенного. Но если совершённое не сохраняется в памяти, то не может быть и оценки. Без памяти нет совести.
(Д.С. Лихачёв)