Для оценки уровня и динамики доходов населения используются показатели номинального, располагаемого и реального дохода.
1. Номинальный доход (NT) - количество денег, полученное отдельными лицами в течение определенного периода также он характеризует уровень денежных доходов независимо от налогообложения.
2. Располагаемый доход (DI) - доход, который может быть использован на личное потребление и личные сбережения. Располагаемый доход меньше номинального дохода на сумму налогов и обязательных платежей, т.е. это средства, используемые на потребление и сбережение. Для измерения динамики располагаемых доходов применяется показатель «реальные располагаемые доходы», рассчитываемый с учетом индекса цен.
3. Реальный доход (RI) - представляет собой количество товаров и услуг, которое можно купить на располагаемый доход в течение определенного периода, т.е. с поправкой на изменение уровня цен.
4. Реально располагаемые доходы (РРД) населения характеризуются количеством потребительских товаров и платных услуг, которые могут быть приобретены на конечные доходы населения в целях удовлетворения своих личных потребностей.
Валовой доход(gross income) - сумма доходов, получаемых домохозяйством из всех источников, до того, как оно осуществляет какие-либо платежи.
Трудовой доход + Имущественный доход + Трансферты = Валовой доход.
Располагаемый доход (disposable income) -валовой доход домохозяйства за вычетом обязательных платежей и взносов.
Валовой доход – Налоги – Другие обязательные платежи = Располагаемый доход
Денежные расходы и сбережения населения – расходы на покупку товаров и оплату услуг, обязательные платежи и разнообразные взносы (налоги и сборы, платежи по страхованию, взносы в общественные организации, проценты за кредиты), прирост (уменьшение) сбережений во вкладах и ценных бумагах.
Расходы домохозяйства:
- потребление (consumption, C) - расходы на покупку товаров и услуг, предназначенных для потребления;
- сбережения (saving, S) - накопление денег или не денежных активов с расчетом на их использованиев будущем;
- трансферты (transfers) - остальные расходы домохозяйств, которые не используются на потребление или сбережения.
Различия в уровне доходов на душу населения или на одного занятого называется дифференциацией доходов. В основу дифференциации доходов населения положен размер среднедушевого совокупного дохода.
Неравенство доходов характерно для всех экономических систем. Чем больше население привлекается к рыночным отношениям, тем быстрее сокращается неравенство в доходах.
Дифференциация доходов складывается под влиянием различных факторов, связанных с личными достижениями или независимых от них, имеющих экономическую, демографическую, политическую природу.
Среди причин неравномерности распределения доходов выделяют:
v различия в способностях (физических и интеллектуальных),
v различия образования и квалификации,
v трудолюбие и мотивацию,
v профессиональную инициативность и склонность к риску,
v происхождение,
v размер и состав семьи,
v владение собственностью и положение на рынке,
v удачу,
v везение и дискриминацию.
10.2. Заработная плата: сущность, формы и системы
Заработная плата– это доля труда в общественном продукте, выраженная в денежной форме. Она равна предельному продукту труда. Оплата труда представляет совокупность средств, выплаченных работникам в денежной форме за выполненную работу, отработанное время, за неотработанное время, поощрительные выплаты, на питание, жилье, топливо.
Различают:
1) Основную плату – оплата, начисляемая работникам за качество и количество выполненных работ, за отработанное время, за сверхурочные работы.
2) Дополнительную оплату – оплата, выплачиваемая работникам за непроработанное время, предусмотренное законом: оплата отпусков, перерывы в работе, кормящих матерей, льготных подростков, за время выполнения общественных и государственных обязанностей, выходного пособия при увольнении.
Различают номинальную и реальную заработную плату.
Номинальная заработная плата – сумма денег, получают за труд.
Реальная заработная плата – то количество товаров и услуг, которое можно получить за номинальную заработную плату.
Разница между номинальной и реальной заработной платой определяется уровнем инфляции. Выше инфляция, выше цена на товары, значит мы купим меньше товаров за туже заработную плату.
Функции заработной платы:
1) Воспроизводственная – воспроизводство рабочей силы на социально-нормальном уровне потребления.
2) Статусная – размер оплаты труда должен соответствовать трудовому статусу работника. Высококвалифицированный работник получает больше.
3) Стимулирующая – заработная плата должна побуждать работника к труду, активности и повышению отдачи.
4) Регулирующая – заработная плата должна регулировать соотношение спроса и предложения рабочей силы (выше предложение, ниже заработная плата).
5) Производственно-долевая – определяет долю оплаты труда в образовании, цены товаров и услуг.
Различные формы и системы заработной платы:
1) Сдельная форма оплаты труда – зависит от количества и качества произведенной продукции в соответствии с установленными оценками.
Системы заработной платы:
а) Простая сдельная система З/п.
б) Сдельно-премиальная система - при выполнении нормы выработки выплачивается премия.
в) Сдельно-прогрессивная - когда расценки на оплату продукции повышается при достижении определенной выработки.
г) Аккордная система оплаты труда – з/п работника получается за весь объём выполненной работы
2) Повременная форма оплаты труда - когда з/п начисляется в соответствии с количеством отработанного времени.
Различают:
а) Простую повременную систему оплаты труда - по утвержденной расценки оплачивается единица отработанного времени.
б) Повременно-премиальная – за определенный период отработанного времени при наличии доходов у предприятия выплачивается премия.
3) Тарифная: включает тарифно-классификационные справочники, нормы выработки, тарифные сетки и дополнительные оклады.
Тарифные сетки –таблицы с почасовыми, дневными, месячными справками, начиная с 1-ого разряда.
Тарифная ставка – выражает размер оплаты труда за 1 единицу времени. Сегодня в Украине в основном используется тарифная система оплаты для работников бюджетной сферы.