Блокировочные контакты ПК-163А, ПК-162А

Технические данные

Таблица 5

Технические данные

Технические данные

Технические данные

Таблица 2

Тип предохранителя Параметры предохранителя Обозначение по схеме Назначение предохранителя
ПП-28 750В, 30А П4 Защищает цепь ДИП, ББЭ
ПП-28 750В, 10А П2 Защищает цепь МК
ПП-28 750В, 10А П10 Защищает цепь НР, KV, печи

 

 

 

Рис.14 Ящик ЯП-60А

 

Ящик подвешен к раме вагона на изоляторах слева. Над ящиком установлен резиновый козырек, защищающий аппарат от попадания влаги.

 

2.8 Заземляющее устройство ЗУМ-1

 

Устройство заземляющее предназначено для отвода силового тока через ось на ходовой рельс путем нажатия щеток на кольцо оси колесной пары.

Общий вид токоотвода ЗУМ представлен на рис.15.

ЗУМ состоит из:

- двух щеткодержателей (2), соединенных между собой;

- двух щеток с шунтами (1);

- двух пружин (5).

Подвод тока осуществляется по проводу через болт и кабельный наконечник (3), закрепленный на скобе. Нажатие щеток на ось колесной пары регулируется пружинами.

 

 

Рис.15 ЗУМ-1

 

ЗУМ устанавливается под вагоном на корпусе каждого редуктора колесной пары с помощью шпильки (4) (см. рис.15,16).

 

 

 

 

Рис.16 Расположение ЗУМ-1 на корпусе редуктора

 

1. Ток длительный, А -100;

2. Нажатие щетки, кГс -1,0-1,6;

3. Высота щетки не менее, мм -30;

4. Масса, кг -1,9.

2.9 Однополюсный разъединитель ГВ-10Ж

 

Главный разъединитель предназначен для ручного подключения силовой цепи вагона к токоприемникам.

Главный разъединитель представлен на рис.17.

Включение и отключение разъединителя осуществляется реверсивной рукояткой контроллера машиниста, которая может быть вставлена или вынута только на фиксированном положении разъединителя «Вкл» или «Выкл».

Главный разъединитель смонтирован в металлическом ящике с откидной верхней крышкой. На изоляционной панели (1) установлены два зажима (2,3) для крепления наконечников силовых проводов.

В верхнем зажиме (2) крепится неподвижный контакт – металлическая стойка, соединенная проводом с токоприемником.

Подвижным контактом является нож (4), состоящий из двух медных пластин, шарнирно связанный с нижним зажимом. Во включенном положении пластины ножа обхватывают с обеих сторон контактную стойку (10). Для обеспечения надежного контакта между стойкой и ножом на ноже установлены пружинящие шайбы с пластинами, стянутые болтом.

Переключение ножа из одного положения в другое осуществляется при помощи ручного привода, состоящего из вала (5), изоляционной планки (6) и П-образной скобы (7). При повороте вала вращение через изоляционную планку передается на П-образную скобу, обхватывающую нож с обеих сторон, которая поворачивает нож и происходит замыкание или размыкание разъединителя.

 

 

Рис.17 ГВ-10Ж

 

На конце валика, выходящего за стенку ящика, имеется паз (8), куда вставляется реверсивная рукоятка КВ. Паз закрывается предохранительным колпаком (9), который не дает возможность вставить и вынуть реверсивную рукоятку КВ, если нож полностью не включен или не выключен.

1. Зазор между ножом и скобой, мм -1-2;

2. Выработка контактной стойки в местах

соприкосновения ножей, мм, не более -0.3;

3. Величина усилия на выключение ножа, кГс -12-13;

4. Величина длительного тока, А -400.

5.Масса, не более , кг -10,8

 

Аппарат подвешен к раме вагона слева на трех ушках не изолированно, для обеспечения безопасности локомотивной бригады при включении и отключении разъединителя. Корпус аппарата соединен проводом с корпусом вагона.

Над ящиком ГВ-10Ж к раме кузова крепится резиновый козырек для исключения попадания влаги внутрь аппарата.

 

2.10 Резисторы

По своему назначению резисторы подразделяются на: пуско-тормозные, ослабления поля, демпферные и добавочные.

2.10.1 Ящик с резисторами КФ–47А-6

Комплект пуско-тормозных резисторов КФ-47А-6 включен последовательно в цепь тяговых электрических двигателей (ТЭД) и предназначен для ограничения тока в силовой цепи при пусковом и тормозном режимах.

Одни и те же резисторы используются как в режиме тяги, так и в режиме электрического реостатного торможения, поэтому они называются пуско– тормозными резисторами.

Один из ящиков с резисторами, входящих в комплект, представлен на рис.18.

Комплект пуско – тормозных резисторов состоит из 8 ящиков, в которых установлены по 8 элементов типа КФ(1). Элемент представляет собой спираль из фехралевой ленты (сплав железа, хрома и алюминия), намотанной на ребро на специальные фарфоровые изоляторы, установленные на держателе из листовой стали.

Фехралевые резисторы отличаются высокой механической прочностью и допускают значительные нагревы до 600 град. В эксплуатации обычно не допускают перегрев свыше 450 град. по соображению пожарной безопасности и сохранности окраски оборудования, находящегося в близи резисторов. В тепловом отношении фехралевые резисторы отличаются более высокой теплоотдачей. Большим преимуществом фехраля является меньшее изменение его сопротивления при нагреве.

По концам фехралевой спирали припаиваются плоские медные выводы с отверстиями под болты(2). Элементы в ящике располагаются по два в горизонтальном ряду и по четыре в вертикальном ряду и укрепляются на изолированных шпильках(3). Шпильки крепятся к металлическим стойкам (7) гайками. Между собой и от стоек элементы изолированы фарфоровыми изоляторами (4) с асбестовыми прокладками. Расстояние между двумя соседними элементами на шпильке фиксируется металлическими втулками (5).

Между собой элементы в ящике соединены медными горизонтальными и вертикальными перемычками (6) и горизонтальными стальными скобами согласно монтажной схеме.

Наконечники подходящих проводов закреплены болтами на выводах. Общее сопротивление всех элементов составляет 4,176 Ом.

Данные ступеней пуско-тормозных резисторов приведены в табл.3

Указанные в таблице 3 ступени являются в основном проходными, т.к. за время вращения РК они кратковременно находятся под током и не успевают нагреваться, и температура этих ступеней, как правило, не превышает установленных 450ºС.

 

 

Рис. 18 Ящик КФ-47А-6

 

Следует обращать внимание на ступени Л8-Л13 и Р10-Р42, которые работают только на тормозном режиме. Температура указанных резисторов при токах подтормаживания, может достигать значительных величин 500-600ºС. Все ящики с пуско-тормозными резисторами установлены под вагоном на изоляторах. Между этими ящиками и кузовом расположены защитные тепловые экраны, исключающие перегрев элементов оборудования вагона.

 

 

Таблица 3

Ступень Сопротивление, Ом Ступень Сопротивление, Ом
Р17-Р20 0,149 Р9-Р8 0,126
Р20-Р25 0,189 Р8-Р7 0,199
Р25-Р21 0,246 Р7-Р1 0,246
Р21-Р22 0,199 Р1-Р4 0,189
Р22-Р23 0,126 Р4-Р3 0,149
Р13-Р11 0,492 Л13-Л8 0,294
Р11-Р12 0,738 Р10-Р42 3,900
Р12-Р9 1,128    

2.10.2 Ящик с резисторами КФ–50А

Ящик с резисторами КФ-50А предназначен для ослабления магнитного поля обмоток возбуждения ТЭД методом шунтировки. Резисторы, соединенные последовательно с обмоткой индуктивного шунта, подключаются параллельно обмоткам возбуждения групп ТЭД.

Комплект КФ 50А состоит из одного ящика, в котором установлено два элемента типа КФ, имеющие несколько выводов, приваренных к элементам. По конструкции ящик аналогичен КФ – 47А.

В цепь ослабления поля установлено по два резистора величиной 0,194Ом с отпайками для реализации четырех ступеней ослабления поля в каждой группе ТЭД.

Регулирование магнитного поля обмоток возбуждения ТЭД происходит путем выведения кулачковыми элементами РК ступеней резистора ослабления поля, уменьшая величину его сопротивления.

Электромонтажная схема ящиков КФ-47А и КФ-50А представлена на рис19.

Комплект КФ – 47А, КФ – 50А подвешен к раме вагона на изоляторах слева.

Данные ступеней резисторов ослабления поля приведены в таблице 4.

 

Таблица 4

Ступень Сопротивление, Ом Ступень Сопротивление, Ом
Р28–Р29 0,007 Р35–Л18 0,007
Р29–Р30 0,014 Р36–Р35 0,014
Р30–Р31 0,028 Р37–Р36 0,028
Р31–Л6 0,063 Л74–Р37 0,063

 

 

Рис. 19 Электромонтажная схема ящиков КФ-47А и КФ-50А

2.10.3 Блок ограничивающих резисторов БОР-4

 

Аппарат состоит из металлического ящика, в котором установлены восемь элементов типа КФ, два из которых, соединенные последовательно, включены в вспомогательную цепь напряжения контактной сети и предназначены для ограничения тока короткого замыкания (общее сопротивление 3,84 Ом), и шесть резисторов, соединенные также последовательно включены в цепь электродвигателя моторкомпрессора, ограничивающих пусковой ток и ток короткого замыкания в цепи моторкомпрессора (общее сопротивление -19,62 Ом).

Аппарат по конструкции аналогичен КФ-47А., закрыт металлическим кожухом с отверстиями для самовентиляции.

Электромонтажная схема блока представлена на рис.20.

 

 

 

 

 

Рис.20….Электромонтажная схема ящика БОР-4

1. Сопротивление резисторов в цепи Л20-Л21, Ом -3,84;

2. Сопротивление резисторов в цепи МК1-МК2, Ом -19,62;

3. Номинальное напряжение. В -750;

4. Масса, кг -52.

 

Ящик подвешен к раме вагона на изоляторах слева.

2.10.4 Ящик с резисторами ЯС-44Г

 

Ящик с резисторами ЯС-44Г и блок с резисторами ПС-82 предназначен для размещения в них добавочных резисторов, применяемых в «низковольтных» цепях управления вагонов и вспомогательного оборудования.

Добавочные резисторы включены в «низковольтные» вспомогательные цепи, цепи управления и предназначены для уменьшения величины напряжения, подаваемого на сигнальную лампу, катушки реле и контакторов.

Применяются резисторы типа ПЭ, ПЭВ, ПЭВР на 75 и 150 Вт.

Резисторы изготавливают из константановой проволоки, намотанной на талько-шамотные цилиндры. Проволока припаивается к держателям. Держатели крепятся при помощи фарфоровых втулок, стянутых стержнем и гайкой. Для защиты проволоки от повреждений и замыкания витков между собой трубку покрывают стеклоэмалью. На корпусе каждого резистора указана величина его сопротивления. Добавочные резисторы установлены в ящиках ЯС-44Г и в блоке ПС-82, изображенных на рис.21 и на рис.102.

Аппарат ЯС-44Г состоит из металлического ящика (4), в котором на изоляционной панели крепятся добавочные резисторы (1) типа ПЭ на 150 и 75 Вт. Между собой резисторы соединяются медными шинами (3). Ввод проводов осуществляется через сальники (5) в корпусе ящика. Ящик закрывается металлической крышкой.

Ящик ЯС-44Г подвешен к раме вагона на изоляторах (2) слева около первой колесной пары.

Величины сопротивлений резисторов в ящике ЯС-44Г указаны в таблице 5,. электромонтажная схема представлена на рис.22.

В ящике ЯС-44Г установлены резисторы, которые используются в цепи нулевого реле в качестве балласта и цепи тиристорного регулятора РТ300/300 в качестве делителя напряжения.

 

Обозначение ступени СП1-НР1 Л44-Л43 Л45-Л43 Л25-Л42 Л28-Л42 Л6- Л42 Л42-Л43 Л43-Л81
Сопротивление, Ом ПЭ75 ПЭ75 ПЭ75 ПЭ75 ПЭ75 ПЭ150 ПЭ150 ПЭ150

 

 

 

Рис. 21 Ящик ЯС-44Г.

 

 

Рис.22…Электромонтажная схема ЯС-44Г

 

2.11 Индуктивный шунт ИШ-15А

 

Индуктивный шунт предназначен для шунтирования совместно с активным сопротивлением обмоток возбуждения групп двигателей, для обеспечения одинаковой скорости изменения тока якорей и обмоток возбуждения при всплесках напряжения.

Индуктивный шунт представлен на рис.23.

 

 

Рис.23 Индуктивный шунт ИШ-15А

 

Состоит из стального сердечника (1), на который намотаны шесть катушек (2) из шинной меди. Катушки соединены в две группы, в каждой группе по три последовательно. Сердечник крепится болтами (3) к боковинам (4). Шунт имеет четыре вывода (5), к которым крепятся болтами силовые провода, а место соединения надежно изолируется лакотканью.

Индуктивность шунта близка к индуктивности обмоток возбуждения. При ослаблении магнитного поля двигателей методом шунтировки создается замкнутый контур, в который включены катушки главных полюсов, обладающие большой индуктивностью.

Индуктивный шунт во время движения вагона на моторном режиме с ослабленным полем предотвращает прохождение больших токов через якоря двигателей во время кратковременного отрыва токоприемника вагона от контактного рельса.

При отсутствии индуктивного шунта отрыв токоприемника от контактного рельса сопровождается следующими явлениями: до отрыва токоприемника от контактного рельса, ток, пройдя якорь ТЭД, разветвляется и частично проходит по обмоткам главных полюсов и частично по шунтирующему резистору. При отрыве токоприемника сначала исчезает ток в обмотке якоря а затем в обмотках главных полюсов. Как только токоприемник снова коснется контактного рельса, ток в первый момент вследствие большого индуктивного сопротивления главных полюсов пойдет через якорь и шунтирующий резистор в «землю». Противо-ЭДС якоря из-за отсутствия тока, а следовательно и магнитного потока главных полюсов будет ничтожно мала, и ток, проходящий через якорь и шунтирующий резистор, может достигнуть опасной для двигателя величины. Чаще всего приводит к возникновению «кругового огня» по коллектору.

Индуктивный шунт, включенный последовательно с резистором ослабления поля, имеет значительную самоиндукцию, поэтому обе параллельно включенные цепи одинаково сопротивляются нарастанию тока и между ними не происходит недопустимого перераспределения нагрузки, а следовательно, и дополнительного ослабления магнитного потока тягового двигателя.

 

1. Номинальное напряжение, В- -750;

2. Длительный ток, А -160;

3. Сопротивление при 20º С, Ом -0,0038;

4. Масса аппарата, не более, кг -135;

5. Число катушек, шт -6.

 

 

Рис.24 Электромонтажная схема ИШ-15А-

Аппарат подвешен к раме вагона на изоляторах посередине около второй колесной пары.

 

2.12 Контакторы

 

В процессе работы вагонов в электрических цепях происходит большое количество различных переключений аппаратами ЛК-761, ПР-772, ЭКГ-39Б, ПКГ-761Д, ЯК-37Е. Эти переключения необходимы для осуществления процесса пуска, регулирования скорости, установлению необходимого режима работы электрооборудования.

Переключения схемы разными аппаратами изменяют построение электрической цепи- создают последовательное, последовательно-параллельное включение ТЭД, режим ослабления поля, перевод схемы в тормозной режим.

Переключение электрических цепей в основном осуществляется контакторами, являющимися основными коммутирующими аппаратами. При помощи контакторов реализуется дистанционное управление электрооборудованием.

Различают контакторы с индивидуальным приводом (электропневматические и электромагнитные) и контакторы, установленные в аппаратах с двух и многопозиционным приводом (кулачковые контакторы).

Ниже рассмотрены конструкции основных аппаратов и их элементов.


 

 

2.12.1 Электропневматические контакторы ПК-162А, ПК-163А

 

Электропневматические контакторы предназначены для подключения тяговых двигателей к контактному рельсу на ходовом режиме и для образования тормозного контура, с отключением ТЭД от контактного рельса на тормозном режиме. Имея дугогасительную камеру, они могут разрывать силовые электрические цепи с нормальным током, так и при коротком замыкании по команде реле перегрузки.

Контактор (рис.25) состоит из: изолированного стального стержня (1), на котором крепится подвижный (5) и неподвижный (4) контакт с дугогасительной катушкой (3). Держатель подвижного контакта (13), удерживаемый пружиной, поворачивается на оси относительно рычага, осуществляя притирание контактов. Ось тяги (7) сцепляет подвижный контакт с пневматическим приводом, который состоит из цилиндра (11) и штока с поршнем (9). Поршень имеет уплотнение из кожаных манжет (10). Внутри цилиндра расположена пружина, которая давит на поршень, вызывая отключение контактора, если в цилиндре нет воздуха. Цилиндр трубопроводом связан с электропневматическим вентилем включающего типа. Шток перемещает тягу (7) и направляющую скобу, которая удерживает колодку блокировочных контактов (8).

Контактор ПК-163А, в отличие от контактора ПК-162А, имеет полностью изолированный стальной стержень (в контакторе ПК-162А стальной стержень по краям не изолирован) и видоизмененную дугогасительную камеру, вследствие чего коммутационная способность контактора ПК-163А составляет 3000А, вместо 1500А у контактора ПК-162А.

При отключении контактора возникает дуга, для гашения которой используется дугогасительная камера (2). Она состоит из асбоцементных стенок со стальными полюсами.

Под действием магнитного потока дугогасительной катушки, дуга перемещается на края контактов, все более растягиваясь. Затем дуга переходит на дугогасительные рога и происходит ее выхлоп через дугогасительную камеру.

Чтобы обеспечить хороший контакт между контактами во время включения контактора, подвижный контакт имеет притирающий ход (притирание). Притирание создается специальной притирающей пружиной (5).

После соприкосновения контактов (см. рис.26) начинается процесс притирания. Рычаг (4) под действием сжатого воздуха продолжает двигаться вверх и заставляет держатель контакта (3) поворачиваться на своей оси.

Подвижный контакт (1) накатывается на неподвижный контакт (2) и происходит притирание, которое продолжается до момента пока держатель (3) не получит, упора в рычаг (4) и движение рычага вверх не прекратится. Во время притирания контактов также происходит проскальзывание поверхности одного контакта относительно другого, в результате этого стирается пыль и слой окисла, который может образоваться на контактных поверхностях и увеличить переходное сопротивление.

 

 

 

Рис.26 Положение контактов при включении

Применение электропневматических контакторов в силовой схеме связано с тем, что для значительных токов (400–500А) более надежно достигаются большие нажатия контактов при пневматическом приводе, чем при других системах (например, электромагнитный привод).

Большие нажатия контактов необходимы , чтобы уменьшить величину сопротивления в месте соприкосновения контактных поверхностей и тем самым уменьшить нагревание контактов.

 

Рис.25 Контактор ПК-162А

 

Для обеспечения последовательности включений и работы отдельных аппаратов электропневматические контакторы снабжены блокировочными контактами, которыми производится размыкание и замыкание проводов управления других аппаратов. Блокировочные контакты состоят из ряда неподвижных пальцев (2), соединенных с проводами управления и медных сегментов (1), укрепленных на подвижных электроизоляционных колодках (3).

Вследствие различной конфигурации сегментов и различной их расстановки на колодке могут быть получены разнообразные комбинации соединений между пальцами. Одна из разновидностей конфигурации сегментов и их расположение на подвижной колодке показаны на рис.27

 

 

Рис.27 Вариант расположения блокировочных контактов ПК-163А

 

Давление блокировочных пальцев должно быть 1,0 - 2,5 кГс., рассчитаны на пропуск тока 20-25А.

Блокировочные контакты подразделяются на нормально-замкнутые – размыкающие- и нормально-разомкнутые – замыкающие. При включении контактора и замыкании силового контакта, нормально-замкнутые блокировочные контакты - размыкаются, а нормально-разомкнутые блокировочные контакты – замыкаются.