История развития и этапы формирования БЖД как науки
Усилия Правительства Украины по преодолению глобальной социоэкологической ситуации.
История развития и этапы формирования БЖД как науки.
План
Структура надзорных органов гражданской защиты
Управление и контроль вопросов охраны труда,
Организация жизнеобеспечения населения в
Представления информации об их угрозе или
Определение уровня чрезвычайных ситуаций, регламент
Предупреждение возникновения чрезвычайных
Причины возникновения и классификация чрезвычайных
Шумовое, вибрационное и электромагнитное загрязнение
Аварии с вытеканием сильнодействующих ядовитых
веществ………………………………………………………………77
5. Аварии на транспорте………………………………………….79
6. Пожары и взрывы………………………………………………81
Блок 3.3. Лекция 10. Социально-политические опасности...............................82
1. Социально-политические опасности и пути их реализации82
2. Войны…………………………………………………………….83
3. Терроризм………………………………………………………..85
4. Экстремальные ситуации криминогенного характера…....87
5. Социальные опасности: алкоголизм, курение……………...90
Блок 3.4. Лекция 11. Комбинированные опасности...........................................94
1. Антропогенные факторы природных стихийных бедствий94
2. Природно-техногенные опасности……………………………94
3. Природно-социальные опасности…………………………….96
Блок 3.5. Лекция 12. Опасности в современной урбанизированной среде..107
1. Урбанизация и её последствия………………………………107
2. Загрязнение атмосферы городов…………………………… 109
3. Загрязнение воздуха городских помещений……………….110
городов……………………………………………………………...112
Блок 3.6. Лекция 13. Предупреждение чрезвычайных ситуаций...................114
ситуаций……………………………………………………………114
ситуаций……………………………………………………………117
Блок 3.7. Лекция 14. Организация устранения негативных последствий
чрезвычайных ситуаций………………………………………………………..122
возникновении…………………………………………………….122
чрезвычайных ситуациях………………………………………..126
3. Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций………127
Блок 3.8. Лекция 15. Правовые основы безопасности жизнедеятельности.129
1. Основы БЖД в Конституции Украины…………………… 129
2. Законодательство Украины об охране здоровья…………129
3. Охрана труда в законодательстве Украины………………131
Блок 3.9. Лекция 16. Нормативные и организационные основы внедрения безопасности жизнедеятельности.......................................................................133
1. Пожарная безопасность и безопасность дорожного
движения…………………………………………………………...133
2. Гражданская защита и защита населения Украины от
влияния ионизирующих излучений…………………………….134
3. Законодательство Украины о защите окружающей
среды………………………………………………………………..135
Блок 3.10. Лекция 17. Управление в области безопасности
жизнедеятельности………………………………………………………………138
1. Государственные органы управления в области БЖД…..138
здравоохранения…………………………………………………. 138
Блок 3.11. Лекция 18. Надзор за безопасностью жизнедеятельности........... 141
1. Органы надзора за здравоохранением……………………...141
и защиты населения в условиях ЧС……………………………142
3. Госконтроль за охраной окружающей природной среды.. 143
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...................................................................................145
Лекция 1. ВВЕДЕНИЕ
3.Место „безопасности жизнедеятельности” среди наук.
Проблема защиты человека от опасностейвозникла вместе с появлением на Земле человечества. На протяжении всей истории цивилизации каждый отдельный человек заботился о собственной безопасности и безопасности своих близких, равно как и человечеству приходилось проявлять заботу о безопасности своего существования.
Первобытный человек был тесно связан с природой. Наши предки не просто поклонялись растениям, животным, птицам, солнцу, ветру, воде и т.п., а и использовали свои знания о них для жизни в единстве с природой, поскольку именно природные опасностипредставляли наибольшую угрозу.
Второй группой опасностей, которые начали представлять угрозу человеку со времени существования ее на нашей планете, были действия других людей. Войны, вооруженные конфликты, убийства, похищения, угрозы, террористические акты и другие насилия сопровождали и в наше время продолжают сопровождать развитие общества.
Третьей на Земле появилась группа опасностей, которые исходят от объектов, созданных людьми, так называемых антропогенных факторов.То есть: машин, механизмов, химических и взрывчатых веществ, источников разного рода излучений, макро- и микроорганизмов, и т.п. Эти опасности, связанные со стремлением человека глубже познать себя и окружающий мир, создавать материальные блага и, как это не парадоксально, с поиском большей опасности.
На протяжении всей своей истории человечество стремится сделать жизнь удобной. В человеческом стремлении к познанию очень часто средства вытесняют цель, человек становится придатком к созданному им же, а его творения представляют угрозу для него самого.
Можно привести немало примеров, которые, казалось бы, свидетельствуют о том, что благодаря приобретенным знаниям с развитием цивилизации уровень безопасности людей возрастает. Человечество преодолело эпидемии тифа, холеры, оспы, чумы, полиомиелита. Средняя продолжительность жизни в развитых странах мира уже приблизилась к 80 годам и продолжает расти. Эти результаты достигнуты благодаря развитию медицины, берущей своё начало со времен Гиппократа(460-370гг.н.э.), который реформировал античную медицину, и Аристотеля(384-322 гг. н.э.), который уже в те далекие времена изучал условия работы.
Одной из опаснейших отраслей человеческой деятельности была и остается во многих странах, в том числе в Украине, горное дело. Последние свидетельства этому — постоянная гибель украинских горняков в шахтах Донбасса. Поэтому уже со времен средневековья ученые исследовали опасности, связанные с горнодобывающим делом. Георг Агрикола (1494-1555 гг.) в 1545 г. первым сделал запись о случае выделения и взрыва рудникового газа. Известному врачу эпохи Возрождения Парацельсу(1493-1544гг.), который тоже изучал опасности, связанные с горным делом, принадлежат слова: «Все есть яд и все есть лекарство. Лишь определенная доза делает вещество ядом или лекарством». Это выражение можно считать основой принципа нормирования вредных веществ, который используется и до сих пор.
Значительный вклад в дело развития безопасности труда сделал М. В. Ломоносов (1711-1764гг.). В 1763 г. он издал трактат по основам металлургии и рудных дел, в котором рассмотрел различные вопросы гигиены и безопасности труда горняков, организации их работы и отдыха, укрепления грунтов, отвода рудниковых вод, опасных концентраций газа и пыли, рациональности одежды.
В 1847 г. А. М. Никитин издает книгу «Болезни рабочих и упреждающие меры», где описал мероприятия, которые должны предупреждать профессиональные заболевания и аварии.
В ХІХ-ХХ ст. в связи с интенсивным развитием промышленности проблемами безопасности на производстве занималось много ученых. Отметим, прежде всего, ученых, деятельность которых связана с Украиной. Это первый ректор Харьковского технологического и Киевского политехнического институтов В. Л. Кирпичов (1845-1913гг.), который в своих работах связал вопрос безопасности промышленного оборудования с теоретическими вопросами прикладной механики и сопротивления материалов, и академик АЛ.Скочинский (1874-1960гг.), который сделал большой вклад в развитие техники безопасности на угольных шахтах.
Существенная роль в обеспечении БЖД принадлежит индивидуальным средствам защиты. Одним из показательных примеров этих средств есть противогаз, созданный академиком М. Д. Зелинским в 1915г., который почти без принципиальных изменений используется и сегодня.
Можно привести еще много примеров, которые свидетельствуют о человеческих усилиях, направленных на собственную безопасность, и вместе с тем можно привести не меньше примеров, которые дали основание Жану Батисту Ламарку почти двести лет тому назад, а именно в 1809г. заявить: «Иногда кажется, что предназначение человека заключается в том, чтобы уничтожить свой род, предварительно сделав земной шар не пригодным для жизни». Но катастрофические потрясения XX ст. превзошли все самые страшные опасения относительно судьбы человечества и могут рассматриваться не иначе как война на уничтожение, которую объявила современная цивилизация феномену человека.
В XX ст. человечество вошло в сложный период истории своего развития, когда оно овладело огромным научно-техническим потенциалом, но еще не научилось осторожно и рационально им пользоваться. Быстрая урбанизация и индустриализация, резкий рост населения планеты, интенсивная химизация сельского хозяйства, усиление многих других видов антропогенного давления на природу нарушили биологический круговорот веществ в природе, повредили ее регенерационные механизмы, вследствие чего началось ее прогрессирующее разрушение. Это поставило под угрозу здоровье и жизнь современного и будущих поколений людей, существование человеческой цивилизации.
Человечеству начала угрожать опасность медленного вымирания вследствие непрерывного ухудшения качества окружающей среды, а также исчерпания природных ресурсов. Стало понятным, что для устранения этой опасности необходимо пересмотреть традиционные формы природопользования и коренным образом перестроить хозяйственную деятельность большинства стран мира. Одним из первых в мире обратил внимание на эту проблему первый президент Академии наук Украины В. И. Вернадский(1863-1945 гг.).
Основой учения академика Вернадского было «живое вещество», в состав которого входят все живые организмы, которые живут на планете. Несмотря на малый объем — 0,25% от массы всей биосферы, — благодаря геохимической активности и способности к размножению живое вещество, используя и превращая световую энергию, развивает огромную свободную энергию, из-за чего его функции проявляются в планетарном масштабе. В состав живого вещества Вернадский включил также человека, рассматривая природу и человеческое общество как одно целое. Он обосновал положение о том, что облик современной Земли сформирован человеком, и показал, что деятельность современного человека вызывает движение основных химических элементов в масштабах, которые сравнимы с естественными циклами движения этих элементов. По определению Вернадского, человек стал мощнейшей геологической силой на планете, человеческая деятельность начала превышать масштабы мощнейших стихийных бедствий.
Такое состояние окружающей среды и прогнозы относительно глобальной социоэкологической ситуации побуждали к проведению специальных исследований и к выполнению мероприятий, которые бы позволили решить двуединую задачу - сохранить равновесие в природе и удовлетворить требования жизни, которые все время возрастают. Первые положения, которые получили всемирное признание, изложены в работах так называемого Римского клуба. Римский клуб — это неформальная организация ученых математиков, экономистов, экологов, социологов, специалистов по управлению и т.п., созданная в 1968 г. Основная цель работ, которые выполнялись членами этого клуба, заключалась в разработке научных методов описания мира как сложной биосоциальной системы. Результаты работ, выполненных в рамках Римского клуба, показали, что надо пересмотреть систему общепринятых ценностей и целей и переходить от узконациональных, региональных целей к оценке и восстановлению глобального мирового равновесия, которое обеспечит безопасность жизнедеятельности всего человечества.
38-ая сессия Генеральной Ассамблеи ООН в 1983 г. создает Международную комиссию по вопросам окружающей среды и развития, которая призвана анализировать состояние окружающей среды в контексте глобальных перспектив. На основе оценок авторитетных экспертов в 1987г. эта комиссия подготовила фундаментальное исследование «Наше общее будущее». На современном уровне объективных знаний в нем отображено понимание мировым сообществом остроты социоэкологическойпроблематики, необходимость глобальной переориентации социально-политического, экономического, технического, технологического и культурного развития, осуществление для этого соответствующих национальных и общепланетарных проектов.
В 1992 г. в Рио-де-Жанейро состоялась конференция ООН, посвященная Концепции стабильного развития мирового сообщества. Конференция приняла документ «Повестка дня XXI столетия» и сделала вывод о необходимости глобального партнерства всех государств для достижения стабильного социального, экономического и экологического развития общества.