Аварии с выбросом радиоактивных веществ в

К РЕАЛИЗАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ И МЕРОПРИЯТИЯ

Роль биоритмов в обеспечении жизнедеятельности

Характеристика основных анализаторов безопасности

Классификация источников опасности, опасных и

Основные понятия и определения в безопасности

Усилия правительства Украины по преодолению глобаль

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Овчаров А.В., ХНАМГ, 2007

 

 

Лекция 1. Введение............................................................................................. 6

1. История развития и этапы формирования БЖД как науки6

ной социоэкологической ситуации……………………………… 9

3. Место «Безопасности жизнедеятельности» среди наук…… 10

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………….. 12

Блок 1.1. Лекция 2. Безопасность жизнедеятельности как категория......... 12

1. Научные основы безопасности жизнедеятельности……….. 12

жизнедеятельности………………………………………………… 13

вредных факторов…………………………………………………. 15

Блок 1.2. Лекция 3. Системный анализ в безопасности

жизнедеятельности………………………………………………………………. 18

1. Системно-структурный подход и системный анализ –

методологическая основа безопасности жизнедеятельности… 18

2. Система «Человек – жизненная среда» и её компоненты… 21

3. Уровни системы «Человек – жизненная среда»…………….22

Блок 1.3. Лекция 4. Риск как оценка опасности................................................. 24

1. Общая оценка и характеристика опасностей………………..24

2. Оценка риска опасностей………………………………………24

3. Концепция приемлемого (допустимого) риска……………...26

4. Управление риском……………………………………………..27

5. Качественный анализ опасностей…………………………….30

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ 2. ЧЕЛОВЕК КАК ЭЛЕМЕНТ

СИСТЕМЫ «ЧЕЛОВЕК – ЖИЗНЕННАЯ СРЕДА»…………………………33

Блок 2.1. Лекция 5. Человек как биологический и социальный субъект…. 33

1. Человек, его биологические и социальные признаки………33

2. Деятельность человека………………………………………… 34

3. Среда жизнедеятельности человека…………………………. 37

3.1.Природная среда……………………………………………….. 37

3.2.Техносфера……………………………………………………… 40

3.3.Ноосфера………………………………………………………… 41

3.4.Социально-политическая среда……………………………… 43

Блок 2.2. Лекция 6. Физиологические особенности организма человека….. 45

1. Строение и свойства анализаторов……………………………45

жизнедеятельности………………………………………………….47

3. Общие представления об обмене веществ и энергии……….49

Блок 2.3. Лекция 7. Психологические особенности человека...........................52

1. Значение нервной системы в жизнедеятельности человека.52

2. Психика человека и безопасность жизнедеятельности……..53

3. Психические процессы…………………………………………54

4. Психические состояния…………………………………………56

5. Психические свойства…………………………………………..56

человека……………………………………………………………... 60

7. Основные положения эргономики…………………………….61

8. Медико-биологические и социальные проблемы здоровья..61

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ 3. ОПАСНОСТИ, КОТОРЫЕ ПРИВОДЯТ

УМЕНЬШЕНИЯ ИХ ПОСЛЕДСТВИЙ………………………………………..64

Блок 3.1. Лекция 8. Природные опасности...........................................................64

1. Значение природных опасностей в жизни человека……….64

2. Литосферные стихийные бедствия…………………………...64

3. Гидросферные стихийные бедствия………………………….69

4. Атмосферные стихийные бедствия…………………………..70

Блок 3.2. Лекция 9. Опасности техногенного характера...................................73

1. Техносфера и оказываемые ею влияния…………………….73

2. Антропогенное влияние на окружающую среду……………74

окружающую среду………………………………………………...75