База моделей

Метаданные

Метаданные − это любые сведения о данных. Метаданные имеют немаловажное значение в построении СППР. Одновременно – это один из наиболее сложных и недостаточно практически проработанных объектов. В общем случае можно выделить, по крайней мере, три аспекта метаданных, которые должны присутствовать в системе.

1. С точки зрения пользователей:

- метаданные для бизнес-аналитиков;

- метаданные для администраторов;

- метаданные для разработчиков.

2. С точки зрения предметных областей:

- структуры данных хранилища;

- модели бизнес-процессов;

- описания пользователей;

- технологические и пр.

3. С точки зрения функциональности системы:

- метаданные о процессах трансформации;

- метаданные по администрированию системы;

- метаданные о приложениях;

- метаданные о представлении данных пользователям.

В общем случае метаданные помещаются в централизованно управляемый репозиторий, в который включается информация о структуре данных хранилища, структурах данных, импортируемых из различных источников, о самих источниках, методах загрузки и агрегирования данных, сведения о средствах доступа, а также бизнес-правилах оценки и представления информации.

Присутствие трех перечисленных аспектов метаданных подразумевает, что, например, прикладные пользователи и разработчики системы будут иметь различное видение технологических составляющих трансформации данных из источников: прикладные пользователи − семантику, состав и периодичность пополнения хранилища данными из источника, разработчики − ER-диаграммы, правила трансформации и интерфейс доступа к данным источника.

Целью создания моделей является описание и оптимизация некоторо­го объекта или процесса. Использование моделей обеспечивает проведение анализа в систе­мах поддержки принятия решений. Модели, базируясь на математической интерпретации проблемы, при помощи определенных алгоритмов способствуют нахождению информации, полезной для принятия правильных решений.

Использование моделей в составе информационных систем началось с применения статистических методов и методов финансового анализа, которые реализовывались коман­дами обычных алгоритмических языков. Позже были созданы специальные языки, позво­ляющие моделировать ситуации типа «что будет, если?» или «как сделать, чтобы?». Такие языки, созданные специально для построения моделей, дают возможность построения моде­лей определенного типа, обеспечивающих нахождение решения при гибком изменении переменных.

Существует множество типов моделей и способов их классификации, например: по цели использования, области возможных приложений, способу оценки переменных и т. п.

По цели использования могут быть:

- оптимизационные модели, связанные с нахождением точек минимума или максимума некоторых показателей (напри­мер, управляющие часто хотят знать, какие их решения приводят к максимизации прибыли или минимизации затрат);

- описательные, описывающие поведение некоторой системы и не предназначенные для целей управления (оптимизации).

По способу оценки моделиподразделяются:

- на детерминистские, использующие оценку переменных одним числом при конкретных значениях исходных данных;

- стохастические, оценивающие переменные несколькими параметрами, так как исходные данные заданы вероятностными характеристи-ками.

Детерминистские модели более популярны, чем стохастические, потому что они дешевле, проще в построении и использовании. Кроме того часто позволяют получить вполне достаточную информацию для принятия решения.

По области возможных приложенийразличают следующие виды моделей:

- специа­лизированные – предназначены для использования только одной системой;

- уни­версальные – для использования несколькими системами.

Специализированные модели обладают большей точностью, но стоят дороже, поэтому обычно применяются для описания уникальных систем.

В системах поддержки принятия решения база моделей состоит из стратегических, тактических и оперативных моделей, а также математических в виде совокупности модельных блоков, модулей и процедур.

Стратегические модели используются на высших уровнях управления для установления целей организации, объемов ресурсов, необходимых для их достижения, а также политики приобретения и использования этих ресурсов. Они могут быть также применимы при выборе вариантов размещения предприятий, прогнозировании политики конкурен­тов. Для стра­те­гических моделей характерны значительная широта охвата, множество переменных, представление данных в сжатой агрегированной форме. Часто эти данные ба­зируются на внешних источниках и могут иметь субъективный характер. Горизонт плани­рования в стратегических моделях, как правило, измеряется в годах. Эти модели (обычно детерминистские, описательные, специализированные) созданы для использования какой-то опреде­ленной фирмой.

Тактические модели применяются управляющими среднего звена для рас­пределения и контроля по использованию имеющихся ресурсов. Среди возможных сфер их применения следует указать финансовое планирование, составление должностных инструкций, планирование увеличения продаж, построение схем компоновки предприятий. Эти модели применимы обычно лишь к отдельным частям фирмы (например, к системе производства и сбыта) и могут включать в себя агрегированные показатели. Времен­ной горизонт, охватываемый тактическими моделями, − от одного месяца до двух лет. Здесь могут потребоваться данные из внешних источников, но основное внимание при реализации данных моделей должно быть уделено внутренним данным фирмы. Обычно тактические модели реализуются как детерминистские, оптимизационные и универсальные.

Оперативные модели используются на низших уровнях управления для под­держки принятия оперативных решений с горизонтом, измеряемым днями и неделями, и применяются для ведения дебиторских счетов и кредитных расчетов, календарного производственного планирования, управления запасами и т. д. Оперативные модели обычно используют для расчетов внутрифирменных данных. Они, как правило, детерминистские, оптимизационные и универсальные (т. е. могут быть исполь­зованы в различных организациях).

Математические модели состоят из совокупности модельных блоков, моду­лей и процедур, реализующих математические методы. Сюда могут входить процедуры ли­нейного программирования, статистического анализа временных рядов, регрессионного анализа и т. п. − от простейших процедур до сложных пакетов прикладных программ. Модельные блоки, модули и процедуры могут использоваться как поодиночке, так и комплексно для построения и под­держания моделей.

Система управления базой моделей должна обладать следующими возможностями: создавать новые модели или изменять существующие, поддерживать и обновлять парамет­ры моделей, манипулировать моделями.