I. Подходы к сходствам и различиям языков в истории языкознания.
СЕМИНАР №2 РАЗЛИЧНЫЕ ВЗГЛЯДЫ НА ЯЗЫК
Почему язык не относится к явлениям природы
Предмет языкознания. Языкознание, или лингвистика как наука о языке.
Проблема языка в теории познания.
СЕМИНАР №1 МЕСТО ЯЗЫКА В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРНО ЗНАЧИМЫХ СРЕДСТВ КОММУНИКАЦИИ
ВВЕДЕНИЕ В ЯЗЫКОЗНАНИЕ. ПРОБЛЕМЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ
ЧАСТЬ II
(обратно)
(обратно)
(обратно)
Теория познания. Процесс познания. Теория познания. Система отношений субъекта и объекта познания. Знание. Истина – цель человеческого познания. Субъект познания. Теория познания и язык. Интерес к языку был всегда присущ философии. Начиная с Платона и Аристотеля, постепенно все более четкое осознание мысли о связи языка и мышления, и повышение внимание к языку как к орудию мысли. Факторы, заставляющие нас обращаться к языковой проблематике. Опыт методологического рассмотрения перспектив лингвистической теории.
О связи языкознания с другими науками. О связи лингвистики с естественными науками. Аспекты языкознания. Круг задач, решаемых языкознанием. Древнегреческая философия, Аристотель.
3 Язык - важнейшее средство коммуникации.
Типология коммуникации. Единицы анализа коммуникации. Формы коммуникации. Виды коммуникации. Коммуникативная среда и сферы коммуникации.
Язык есть важнейшее средство человеческого общения. Без языка человеческое общение невозможно, а без общения не может быть и общества, а тем самым и человека. Без языка не может быть и мышления, то есть понимания человеком действительности и себя в ней.
5 Теории, сигнальные системы. Исследования И.П. Павлова.
(обратно)
1 Одна из сторон ‘мировой загадки’ языка – единство многообразия или разнообразие единства.
Язык является частью, если не основой самосознания индивида.
2 Два эйдетических подхода к сходствам и различиям языков.
Монолингвизм и полилингвизм. Разнообразие точек зрения. Эйдетическое знание.
3 Античные и средневековые взгляды на сходства и различия языков.
Античная философия. Средневековая Европа. Спор о месте и способе существования универсалий. Проблема членения окружающего мира разумом и языком, проблема единичного и общего, дискретного и континуального. Подходы, отличные от европейской традиции.
4 Интерес к вернакулярным языкам в эпоху Возрождения. Перевод.
Позднее средневековье и Возрождение были связаны в Европе с пробуждением интереса к неклассическим языкам: вернакулярным (нормотетическая деятельность Данте Алигьери, трубадуры и грамматики-поэтики, предназначенные для обучения, переводы Библии и других канонических текстов на понятный народный язык) и экзотическим, попавшим в сферу интересов исследователей после великих географических открытий
5 Две стороны единства в понимании Николая Кузанского.
Первичной и универсальнейшей природе во всем во Вселенной, во всех ее дискретных элементах: “единство каждой области, поглощенное континуумом инаковости таким образом, что оно не может существовать в простой абсолютности само по себе из-за недостатка актуальности или единства. Ключевая идея Н. Кузанского. Взгляды Джованни Пико делла Мирандола. Идея универсального божественного языка, как неартикулированного, немого в противовес артикулированному, дискретизированному языку людей Джамбаттиста Вико.
6 Harmonia Linguarum.
Переход к эпохе рационализма. Прием сопоставления канонических библейских текстов и их переводов на европейские языки. Расширение эмпирической и теоретической базы.
7 Port Royal и универсальная грамматика.
Попытки научного осмысления фактов. Идеи грамматики Арно и Лансло. Идеи Боз, Пор-Рояля, работы М.Кур де Жебелена.
8 Концепция континуума в Гермесе Хэрриса. Подход Хэрриса.
9 Концепция универсального языка Лейбница и универсальные трансцендентальные категории у Канта.
Связь всеобщей логики и всеобщего языка. Три крупных этапа в развитии филологии в связи с философскими течениями. Лингвофилософия начала XX века.
II. Взгляд на язык в истории культуры. История и филология: проблемы научной и образовательной интеграции на рубеже тысячелетий.
Толкование выражений "история науки", "история вопросов", внимание к "устаревшим" тезисам, "система взглядов", "родство языков". История лингвистических учений и история языкознания. Факты истории русской культуры.
Взгляд на лингвистику в начале первого, подготовительного периода. Второй – «методический» – период, период поиска эффективных методов и строгих процедур.
III. Теория познания. Теория познания и язык. СЕМИНАР №3 ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЯЗЫКА: ОБЗОР РАЗЛИЧНЫХ ТЕОРИЙ
1 Язык— одна из величайших загадок человеческого бытия.
Почему люди, в отличие от остальных видов живых существ, обитающих на Земле, способны общаться посредством языка? Как появился язык? Теории возникновения. Препятствия для возникновения языка эволюционным путем. Эволюционисты.
2 Гипотезы о происхождении языка.
Религиозные теории. Библейская теория происхождения языков. Миф о Вавилонской башне.
3 Первые опыты и научные гипотезы.
Античные гипотезы. Стоики. Гипотезы нового времени.
4 Язык животных.
Животные пользуются языком не преднамеренно. Сигналы выражают их эмоциональное состояние и не предназначены для своих сотоварищей. Язык у них - не орудие познания, а результат работы органов чувств. Коммуникация животных однонаправленная