I. Подходы к сходствам и различиям языков в истории языкознания.

СЕМИНАР №2 РАЗЛИЧНЫЕ ВЗГЛЯДЫ НА ЯЗЫК

Почему язык не относится к явлениям природы

Предмет языкознания. Языкознание, или лингвистика как наука о языке.

Проблема языка в теории познания.

СЕМИНАР №1 МЕСТО ЯЗЫКА В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРНО ЗНАЧИМЫХ СРЕДСТВ КОММУНИКАЦИИ

ВВЕДЕНИЕ В ЯЗЫКОЗНАНИЕ. ПРОБЛЕМЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

ЧАСТЬ II


(обратно)

(обратно)

(обратно)

Теория познания. Процесс познания. Теория познания. Система отношений субъекта и объекта познания. Знание. Истина – цель человеческого познания. Субъект познания. Теория познания и язык. Интерес к языку был всегда присущ философии. Начиная с Платона и Аристотеля, постепенно все более четкое осознание мысли о связи языка и мышления, и повышение внимание к языку как к орудию мысли. Факторы, заставляющие нас обращаться к языковой проблематике. Опыт методологического рассмотрения перспектив лингвистической теории.

О связи языкознания с другими науками. О связи лингвистики с естественными науками. Аспекты языкознания. Круг задач, решаемых языкознанием. Древнегреческая философия, Аристотель.

3 Язык - важнейшее средство коммуникации.

Типология коммуникации. Единицы анализа коммуникации. Формы коммуникации. Виды коммуникации. Коммуникативная среда и сферы коммуникации.

Язык есть важнейшее средство человеческого общения. Без языка человеческое общение невозможно, а без общения не может быть и общества, а тем самым и человека. Без языка не может быть и мышления, то есть понимания человеком действительности и себя в ней.

5 Теории, сигнальные системы. Исследования И.П. Павлова.

(обратно)

 

1 Одна из сторон ‘мировой загадки’ языка – единство многообразия или разнообразие единства.

Язык является частью, если не основой самосознания индивида.

2 Два эйдетических подхода к сходствам и различиям языков.

Монолингвизм и полилингвизм. Разнообразие точек зрения. Эйдетическое знание.

3 Античные и средневековые взгляды на сходства и различия языков.

Античная философия. Средневековая Европа. Спор о месте и способе существования универсалий. Проблема членения окружающего мира разумом и языком, проблема единичного и общего, дискретного и континуального. Подходы, отличные от европейской традиции.

4 Интерес к вернакулярным языкам в эпоху Возрождения. Перевод.

Позднее средневековье и Возрождение были связаны в Европе с пробуждением интереса к неклассическим языкам: вернакулярным (нормотетическая деятельность Данте Алигьери, трубадуры и грамматики-поэтики, предназначенные для обучения, переводы Библии и других канонических текстов на понятный народный язык) и экзотическим, попавшим в сферу интересов исследователей после великих географических открытий

5 Две стороны единства в понимании Николая Кузанского.

Первичной и универсальнейшей природе во всем во Вселенной, во всех ее дискретных элементах: “единство каждой области, поглощенное континуумом инаковости таким образом, что оно не может существовать в простой абсолютности само по себе из-за недостатка актуальности или единства. Ключевая идея Н. Кузанского. Взгляды Джованни Пико делла Мирандола. Идея универсального божественного языка, как неартикулированного, немого в противовес артикулированному, дискретизированному языку людей Джамбаттиста Вико.

6 Harmonia Linguarum.

Переход к эпохе рационализма. Прием сопоставления канонических библейских текстов и их переводов на европейские языки. Расширение эмпирической и теоретической базы.

7 Port Royal и универсальная грамматика.

Попытки научного осмысления фактов. Идеи грамматики Арно и Лансло. Идеи Боз, Пор-Рояля, работы М.Кур де Жебелена.

8 Концепция континуума в Гермесе Хэрриса. Подход Хэрриса.

9 Концепция универсального языка Лейбница и универсальные трансцендентальные категории у Канта.

Связь всеобщей логики и всеобщего языка. Три крупных этапа в развитии филологии в связи с философскими течениями. Лингвофилософия начала XX века.

 

II. Взгляд на язык в истории культуры. История и филология: проблемы научной и образовательной интеграции на рубеже тысячелетий.

Толкование выражений "история науки", "история вопросов", внимание к "устаревшим" тезисам, "система взглядов", "родство языков". История лингвистических учений и история языкознания. Факты истории русской культуры.

Взгляд на лингвистику в начале первого, подготовительного периода. Второй – «методический» – период, период поиска эффективных методов и строгих процедур.

 

III. Теория познания. Теория познания и язык. СЕМИНАР №3 ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЯЗЫКА: ОБЗОР РАЗЛИЧНЫХ ТЕОРИЙ

1 Язык— одна из величайших загадок человеческого бытия.

Почему люди, в отличие от остальных видов живых существ, обитающих на Земле, способны общаться посредством языка? Как появился язык? Теории возникновения. Препятствия для возникновения языка эволюционным путем. Эволюционисты.

2 Гипотезы о происхождении языка.

Религиозные теории. Библейская теория происхождения языков. Миф о Вавилонской башне.

3 Первые опыты и научные гипотезы.

Античные гипотезы. Стоики. Гипотезы нового времени.

4 Язык животных.

Животные пользуются языком не преднамеренно. Сигналы выражают их эмоциональное состояние и не предназначены для своих сотоварищей. Язык у них - не орудие познания, а результат работы органов чувств. Коммуникация животных однонаправленная