Обыденное мышление, которое достигло высокой степени обобщения.

ЭТАПЫ ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ

Как особой развивающейся системы, элементы которой (концепции, школы…) диалектично связаны спецификой концептуального и проблемного поля, то есть комплекса понятий и проблем.

Хронологически последовательно

История философии изучает развитие философской мысли от ее зарождения до наших дней. Предмет истории философии – философские концепции, школы, течения и направления.

Предмет и метод истории философии. Периодизация истории философии.

 

Главный метод истории философии – рассмотрение этих концепций (школ…)

- с учетом культурно-исторического фона;

Структурной основой истории философии является ее периодизация, т. е. разделение на периоды, этапы, а также направления и школы.

Историко-философский процесс характеризуется существованием множества философских учений, школ, течений и направлений. Первичной исходной единицей историко-философского процесса является философское учение того или иного мыслителя. Философское учение – это система определенных, логически связанных друг с другом воззрений. Философские школы – это совокупность философских учений, объединенных какими-либо идейными базовыми принципами. Совокупность модификаций одних и тех же принципов, развиваемых различными, нередко конкурирующими школами, принято называть течениями. Наиболее крупные и значительные образования в историко-философском процессе именуются философскими направлениями. Философское направление представляет собой совокупность философских течений (а следовательно, учений и школ), которые при всем расхождении друг с другом отстаивают некоторые общие, имеющие принципиальное значение, положения (материализм и идеализм, эмпиризм и рационализм и др.).

Движущей силой историко-философского процесса является столкновение философских подходов, борьба идей, принципов и личностей. При этом с развитием историко-философского процесса меняется предмет философского размышления и способ разрешения философских проблем.

 

1. Философия Древнего мира (VI до н.э. - V в.н.э.)

Для античной, как и для индийской и китайской ФФ, источниками возникновения нового метода осмысления мира послужили:

- мифология (основной круг проблем, которые решались философами, уже был обозначен в мифах: как устроен мир, каково место человека в нем и др.);

- частные науки, начинавшие развиваться и настраивавшие на рациональное объяснение мира, отличное от мифологического;

Индийская философия включает две большие группы:

1) ортодоксальные (т. е. признающие авторитет Вед - астика): веданта, миманса, санкхья, йога, ньяя, вайшешика;

2) неортодоксальные (не признающие авторитет Вед - настика): чарвака-локаята, джайнизм, буддизм),

Китайскаяфилософия, основные направления: даосизм, конфуцианство, моизм, легизм.

Античная философия - это первый этап становления европейской философии. Для этого этапа характерным является космоцентризм (греч. kosmos - вселенная) - стремление понять мир как целое, его происхождение и сущность. Первые натурфилософы искали первооснову мира (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Пифагор, Демокрит, Гераклит, Эмпедокл), Парменидом была введена категория Бытия. Были осмыслены первые диалектические идеи (противоположности как источник развития, изменчивость мира).

ПозднЕе внимание перемещается к проблемам человека, этики, общественного устройства. Философия становится антропоцентричной (греч. antropos - человек). В деятельности софистов и Сократа человек рассматривается как часть культуры (в качестве ценностей рассматриваются истина, добро и красота,, мужество, справедливость и др.), а не просто природы. Платон и Аристотель формируют целостные философские системы, включающие уже все основные разделы философии. Накапливается комплекс основных философских категорий.

При переходе к социуму Римской империи (период величайших социальных потрясений, переселения на­родов, накопления усталости и разочарования в этических идеалах классической (полисной) философии актуальными становятся проблемы индивидуального спасения, распространение космополитизма, сближение философских концепций с религиозными ценностями и идеалами.Эпикуреизм, стоицизм, кинизм и скептицизм — основные направления фи­лософии эллинизма.

2. Для религиозно-христианской философии средних веков (V-ХV вв.) характерна теоцентричность (греч. theos - Бог) - природа и человек рассматриваются как творение Бога (креационизм). Незыблемой основой ценностей является Бог, а главной ценностью - спасение души (сотериология). Получил основание для существования термин "религиозная философия". Основная черта средневековой философии - тесная связь со Священным писанием, которое являлось исчерпывающим знанием о мире и человеке. Важное место занимает теодицея – объяснение, почему в мире существует зло, если Бог добр и справедлив.

Главный спор средневековой ФФ – о месте общих понятий – универсалий. Реалисты(последователи Платона) считали что общие понятия существуют отдельно (как независимые от конкретных предметов сущности) объективно, реально, независимо от познающего их ума. Номиналисты, в отличие от них, признавали, что в действительности, объективно существуют только единичные предметы, а общие понятия - имена - создает познающий их субъект, путем абстрагирования признаков, что универсалии существуют не до, а после вещей.

Крупнейшие философы средневековья – Августин Блаженный, Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский, Уильям Оккам .

В период средневековья с распространением и утверждением христианства в странах Западной Европы меняются представления о назначении философии. Она утверждается как "служанка богословия". Культура носит символический характер, где каждый религиозный образ предстает как многозначный символ священной и человеческой истории.

 

3. В эпоху Возрождения (ХУ-ХУ1 вв.) философия взаимодействует с искусством и закладывает основы современного понимания антропоцентризма и гуманизма. Гуманисты верили, что через гуманистические занятия человек сможет реализовать все возможности, заложенные в индивидууме, культивировать свои «достоинства».В античном и средневековом обществе не было достаточных стимулов для развития науки. В Европе в ХУ1-ХУП вв. формируется наука как самостоятельный социальный институт. С этого времени частные науки осваивают отдельные области природы и общества. При этом они опираются на опытные, эмпирические методы исследования. Философия же, базируясь на конкретно-научном знании, видит свою задачу в синтезе разнообразных человеческих знаний, в формировании единой научной картины мира. Провиденциализм (рассмотрение исторических событий с точки зрения непосредственно проявляющегося в них Провидения, высшего Промысла, осуществления заранее предусмотренного Божественного плана спасения человека) сменяется пантеизмом (философское учение, отождествляющее бога и мир). Секуляризация проявляется в процессе Реформации, выделении протестантизма. Теория политики приближается к науке (Н,Макиавелли), появляются первые социальные утопии (Томас Мор и Кампанелла). Славные имена деятелей Возрождения: Данте, Петрарка, Пико делла Мирандола, Н. Коперник, Леонардо да Винчи, Галилео Галилей, И. Кеплер, Николай Кузанский, Джордано Бруно, Эразм Роттердамский, Мишель Монтеньи др

 

4. Философия Нового времени (XVII в.) подвергла резкой критике религиозные догматы, ориентацию на вымышленный, сверхъестественный мир. Ведь стремление людей средневековья спасти свои души имело и оборотную сторону: презрение к материальным ценностям, своему здоровью, продолжению рода, труду и познанию. Философская критика религиозных догматов способствовала возрождению науки и искусства и завершилась разработкой новой системы ценностей.

Потребностью Нового времени, эпохи развития капиталистического способа производства и социально-политических перемен, стало развитие научных знаний, открывающих законы природы, увеличивающих возможности человека в познании и практическом преобразовании природы. В центре внимания философии того времени - человек и его познавательные способности, проблема метода научного познания. Главной задачей философии считается создание метода естественных наук, обоснование философских принципов бытия и познания, создание системы научного знания. В период Нового времени осознание человеком себя в окружающем мире осуществляется на основе научного антропоцентристского подхода. Новоевропейский рационализм разделил мир на познающего активного субъекта и остальной мир – объект познания. В этот период утверждается представление безграничного господства человека в мире, что дало негативные практические последствия в XX –XXI вв.

Сформировались эмпиризм и рационализм. Эмпиризм считает основным источником достоверного научного знания опыт, рационализм основным источником знания считает рассудок, логическое рассуждение, теоретические обобщения. Главные фигуры в ФФ Нового времени - Ф.Бэкон, Р.Декарт, Г.Лейбниц, Б.Спиноза. Т.Гоббс и Дж.Локк, кроме гносеологических проблем, выдвинули ряд интересных идей в области социальной ФФ (общественный договор, права человека, роль государства и др.)

Предельное развитие эмпиризма привело к формированию концепций субъективного идеализма (Дж. Беркли и Д. Юма).

 

5. XVIII в. в европейских странах принято называть эпохой Просвещения. Просвещением называют течение в области культурной и духовной жизни, ставящее своей целью заменить воззрения, основывающиеся на религиозном или политическом авторитете, такими, которые вытекают из требований человеческого разума. Смысл "просвещения" (свет науки и культуры) в том, что оно должно приблизить такой государственный строй, который в корне изменит к лучшему жизнь человека. Представители философии Просвещения полагали, что недостатки общественного мироустройства происходят от невежества людей и что путем просвещения возможно переустроить общественный порядок на разумных началах. Типичной формой отношения к религии становится деизм(учение о боге как о существе, сотворившем мир, «запустившем его», но не управляющем его судьбами). Появляются и атеисты, материалисты, первым из которых был Жан Мелье. Главные деятели Просвещения: Вольтер, Жан-Жак Руссо, Монтескье, де Ламетри, Гольбах, Дидро, Д'Аламбер, Гельвеций. Один из виднейших представителей немецкого Просвещения И. Гердерв своем важнейшем сочинении "Идеи к философии истории человечества" рассматривает проблему общественного и исторического прогресса.

 

6. Немецкая классическая философия (ХУШ-Х1Х вв.) дает обоснование научного статуса философии. Гегель (1770-1831) характеризует философию как "объективную науку об истине", содержанием которой должны стать всеобщие принципы и законы. По Гегелю, философия есть познание Вселенной как единой органической целостности. Разработка диалектики как философского учения об универсальной связи и развитии(в рамках идеалистической философии) – в отличие от метафизики, рассматривающей мир вне проблем его взаимосвязи и развития способствовала превращению философии в методологию. Немецкая классическая философия представляет собой влиятельное течение философской мысли Нового времени. Она подводит итог ее развитию на данном отрезке западноевропейской истории. К этому течению относится философское учение И. Канта, И. Фихте, Г. Гегеля, Ф. Шеллинга, Л. Фейербаха. Они по-новому поставили многие философские и мировоззренческие проблемы, которые не в состоянии были решить ни рационализм, ни эмпиризм, ни просвещение. Этих мыслителей сближают общие идейно-теоретические корни, преемственность в постановке и разрешении проблем. Под "классической" понимается высочайший уровень ее представителей и значимость решаемых этой философией проблем, а также качество изложения этих идей (в сущности был выработан философский научный стиль как профессиональный подъязык, тогда как ранее философские тексты были ближе по стилю к эссе, к публицистике).

 

7. Далее, в постклассический период, гносеологический и онтологический вектор в большей мере перемещается на проблему сущности и бытийности человека.

Постклассическая европейская философия (Х1Х-ХХI вв.) представлена двумя направлениями: рациональным и иррациональным. К рациональным (сциентистским) можно отнести: марксизм, позитивизм, структурализм, прагматизм, феноменологию и др.; к иррациональным (антисциентистским) можно отнести: иррационализм (философию жизни), экзистенциализм, психоанализ, русскую религиозную философию и др. Последним по времени появления стал постмодернизм.

В марксизме в отличие от предшествующей философии материалистическое понимание общественного развития трактуется как естественно-исторический процесс. Диалектико-материалистический подход к проблемам развития мира позволил определить предмет философии: универсальные диалектические законы природы, общества и мышления.