В истории государства выявил 4 типичные формы 1 страница

Шина.

Кольцевая.

Звездообразная.

Театр пронизан игрой. Театр окружен игрою. Сегодня театр стоит перед необходимостью сделать следующий шаг: стать солнцем игры — излучать ее, как солнце, согревать и заражать игрой и самих артистов и пришедших к ним зрителей.

 

 

 

1) демократия (верховная власть принадлежит народу; принцип – политическая добродетель (любовь к отечеству и равенству); общественное благо предпочитается частному; граждане желают служить отечеству);

2) аристократия (верховная власть находится в руках группы лиц; принцип – умеренность, удерживающая от произвола, побуждает аристократию действовать в соответствии с законами страны, позволяет народу забыть о своем бесправии);

3) монархия (верховная власть вручается одному лицу, соблюдающему основные законы государства; принцип – честь, связывающая и монарха, и подданных);

4) деспотия (антипод республик и монархий; отсутствие политико-правовых отношений между правителями и управляемыми (подменяются отношениями между господином и рабами); принцип – страх; подданные воспитываются в духе рабской покорности).

Противопоставление умеренных и неумеренных форм правления

1) умеренные (демократия, аристократия и монархия) (отношения между правительствами и гражданами осуществляются в правовой форме; государственная власть разделена и распределена между социальными силами, учреждениями и должностными лицами, осуществляющими взаимный контроль и сдерживающими друг друга от злоупотреблений и нарушения законов);

2) неумеренные (деспотия) (государственная власть осуществляется произвольно; нет четкого распределения власти, чаще всего концентрируется в одном лице, органе, сословии).

Разработка модели государства будущего (проект свободного государства, базирующегося на концепции разделения властей).

Цель теории разделения властей (гарантировать безопасность граждан от произвола и злоупотребления власти, обеспечить их политическую свободу, сделать право подлинным регулятором отношений между гражданами и правительством).

Различал естественную и политическую свободу:

1) естественная свобода существует только в дообщественном состоянии, как и равенство (в обществе люди утрачивают их, между ними начинаются войны, раздоры, борьба за власть);

2) политическая свобода – право делать то, что дозволено законами (возможна только в государстве с умеренной формой правления, где законы господствуют над волей правителей; мера свободы – право).

Разделение властей становится критерием деления форм правления на умеренные и неумеренные (в каждом государстве есть три рода власти – власть законодательная, власть исполнительная и власть судебная) (возводится в ранг конституционного принципа).

Разделение властей – это также соотношение социальных сил в обществе (чтобы придать формам правления большую стабильность, предложил провести разделение власти между различными социальными силами).

Законодательная власть (выражение общей воли; главное назначение – сформировать право в виде положительных законов, обязательных для всех граждан; принадлежать должна народу или его представителям).

Исполнительная власть (функция – осуществление законов, принятых законодательными органами; ограничена по своей природе; монарх или другие лица, но только не члены законодательного собрания).

Судебная власть (карает преступления и разрешает столкновения частных лиц; свобода и безопасность граждан зависят прежде всего от нее; должна передаваться лицам из народа, которые будут созываться по мере необходимости для выполнения судейских полномочий).

Стремится к равновесию не властей, а политических сил, короля, аристократии и буржуазии (поиски равновесия – свидетельство копромиссности и умеренности политико-правовой концепции).

Понятие права (отличие от закона; виды права).

Понимание права направлено против абсолютистских юридических доктрин (первый, кто стал разрабатывать систему правовых взглядов, светских по своему характеру и имеющих в основе идеалы просвещения).

Отрицал феодальное право (оценивал многие положения законодательства как произвол, как нормы, обеспечивающие свободу монарха и его окружения притеснять подданных; феодальному право противопоставлял естественное право).

Цель права – в свободе, равенстве, безопасности и счастье всех людей.

Обоснование зарождающегося буржуазного права понятиями и аргументами из прошлых исторических типов права (проявление умеренности и компромисса).

Положительные законы государства – не продукт произвольной деятельности законодателей, а результат закономерного воздействия факторов общественного развития на правотворческий процесс (обусловливают поведение законодателя).

Дух законов определяется факторами общественного развития (природа и принцип правления, физические свойства страны, образ жизни народа, религия, народный дух, численность населения, его богатство, своеобразие законодательного процесса).

Попытка реалистического анализа законодательного процесса.

Особенности теории.

Передовые методы познания государственно-правовых явлений (отверг теологическую картину мира; дал его научное истолкование на основе законов, понимаемых как необходимые отношения, вытекающие из природы вещей; замечал качественное отличие социальных явлений от явлений природы; указывал на более сложную организацию социального мира; отвергал фатальный характер действия общественных законов и обращал внимание на свободу воли в поступках людей).

Принцип историзма дополнен историко-сравнительным методом (использовался как средство обхода цензуры).

 

18. Политико-правовые взгляды Ж.-Ж. Руссо

Эпоха.

XVIII в. эпоха, предшествовавшая Великой французской революции.

Жан Жак Руссо (1712 – 1778) (родился в Женеве; принадлежал к мелкой буржуазии; не окончил школу; обучение у ремесленника; перебирается в Савойское княжество; занялся самообразованием; перебирается в Лион, а затем в Париж; сближается с просветителями.

«Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми».

«Об общественном договоре, или Принципы политического права».

«Исповедь савойского викария».

«Эмиль» (трактат о воспитании, в ребенке нужно культивировать естественные наклонности, прежде чем их вытравит цивилизация).

Происхождение государства.

Отделяет естественное неравенство, порождаемое различиями в силе, уме, энергии, от неравенства, основанного на социальных условиях.

Две фазы догосударственного, естественного состояния:

1) состояние дикости (люди жили поодиночке, контакты случайны, постоянно общение с природой; образ жизни – бродяжничество; разум спит, языка нет, нравственность неизвестна);

2) потребности охоты и рыболовства приводят к объединению людей (семейная жизнь; зачатки морали (правила поведения по отношению к другим людям); первые столкновения, конфликты; расширение умственных и эмоциональных горизонтов).

Возникают обработка земли, скотоводство, появляются металлы (возникновение частной собственности приводит к разладу в обществе и бедствиям; человечество подошло к порогу гражданского общества (государства).

Частная собственность побуждает людей жить за счет других (оправдана только при соблюдении равенства и допустима только в размерах, необходимых человеку-труженику) (Руссо – эгалитарист (он за равное, справедливое распределение частной собственности).

Создание гражданского общества (государства) (необходимо, чтобы покончить со взаимной борьбой и нестабильностью; не считал, что общественный договор отвечает интересам всех его заключивших (богатые навязали большинству договор, превращавший бедных из их противников в защитников, а правила, благоприятные для них, возводил в ранг закона; нормы естественного право попраны, так как противоречили их интересам)).

Государство, начало которому положил общественный договор – результат обмана (дает четкие социальные характеристики, рассматривая государство как форму и средство господства богатых и угнетения бедных – предмарксистские мотивы).

Вступив в общественный договор, обманутый народ не сумел отстоять свою свободу (его пассивность привела к деспотизму, при котором все сводится к закону силы; но тирания не вечна, гнев народа должен обрушиться на деспота).

Характеристика государства (определение государства).

Права личности приносятся в жертву народному суверенитету, в жертву диктатуре общей воли (общественный договор дает политическому организму власть над всеми его членами; суверен не должен отягощать одного подданного более другого) (общая воля всегда права).

Абсолютная власть государства распространяется на действия и мысли граждан (подданные должны отдавать отчет суверену в своих убеждениях).

Отношение к религии (вера в верховное существо; возражает против религиозного фатализма, догматики, его идеал – вдохновенная религия, которая должна быть подчинена интересам государства).

Христианство проповедует лишь рабство и зависимость, дух его слишком выгоден для тирании (истинные христиане созданы для того, чтобы быть рабами, это их не смущает (земная жизнь для них малоценна).

Государство, заинтересованное в том, чтобы каждый гражданин имел религию, заставлявшую его любить свои обязанности, имеет право установить статьи гражданского символа веры (гражданская вера предполагает существование предусмотрительного и заботливого божества, будущую жизнь, счастье для справедливых, святость общественного договора и законов; исключает нетерпимость) (идеал государственной религии).

Народный суверенитет (сувереном всегда является только народ; всякое правительство получает власть от народа; суверенитет народа – суть общественного договора; форма управления зависит от воли народа).

Формы государства (идеальное государство).

«Об общественном договоре, или Принципы политического права» (справедливое общественное устройство; как добиться того, чтобы при заключении общественного договора народ не утратил, а приобрел власть и свободу).

Это возможно, только если верховная власть принадлежит совокупному народу (объединившись в государство люди отказываются от своей естественной свободы в пользу общей воли, в которой каждый имеет равную долю; в общей воле выражено органическое единство государства; создав в результате объединения новый организм, люди подчиняются его воле, выражающей их интересы).

Общая воля (не тождественна воле всех; не всегда предполагает единодушное согласие; кроме первоначального общественного договора решение большинства обязывает всех остальных; общая воля выявляется путем голосования; все участники договора об ассоциации должны выражать свое мнение непосредственно).

Не абсолютизирует принцип равенства (степень власти и богатства не должна быть одинаковой у всех, но должна быть ограничена).

Пытается реально обеспечить народный суверенитет на основе свободы и равенства (оберегает суверенитет высшей законодательной власти от посягательств власти исполнительной; учреждение правительства – установление сувереном закона, создающего правительственный орган, и назначение должностных лиц, исполняющих его функции).

Суверенитет не отчуждаем (заключается в общей воле, а воля не может быть представлена) (функции народа-законодателя не должны передаваться его представителям).

Средство от узурпации (периодические собрания граждан, решающие среди прочих вопросы о сохранении существующей формы правительства и об оставлении власти в руках тех, на кого она возложена).

Защита прав личности (ограничивается софистическими аргументами, что подчинение общей воле не означает ограничения свободы; закон не может быть несправедлив (нельзя быть несправедливым к самому себе)).

Демократия (непрактична – невозможно держать народ постоянно в сборе (противник представительной демократии)).

Монархия (сильная, но легче всего поддается частным желаниям).

Предпочтение отдает (демократической форме государства и аристократической форме правительства).

Понятие права (отличие от закона; виды права).

Закон сочетает всеобщность воли с всеобщностью объекта (предмет, относительно которого делается постановление, так же всеобщ, как и воля, которая постановляет; не может быть общей воли, направленной на частный объект).

Закон понимается как норма, распространяемая на всех граждан (придает логическую убедительность утверждению о том, что нельзя быть несправедливым по отношению к себе).

Допущения возможности злоупотребления суверенитетом не препятствуют полной неограниченности верховной власти (нет такого закона, который суверен не мог бы нарушить, который бы связывал его волю).

Особенности теории.

Радикальные тенденции в политической мысли предреволюционной Франции (идеи равенства, социальной справедливости, народного суверенитета, законности сопротивления тирании).

Влияние теории велико (сделал шаг от просветительства к революции, к массовым действиям, к свержению тирании посредством народного восстания; провозгласил суверенитет народа на основе полного равенства; призвал к открытому сопротивлению тирании).

Многие социалистические школы выросли из представлений Руссо о собственности как основе неравенства и конфликтов.

Отдает приоритет интересам целого над правами человека, над личностью.

 

19. Политико-правовые взгляды Т. Джефферсона

Эпоха.

Эпоха, предшествовавшая Войне за независимость; Война за независимость, образование США.

Томас Джефферсон (1743 – 1826) (из семьи зажиточного фермера; хорошее образование; избирают депутатом законодательной ассамблеи Виргинии; с началом Войны за независимость выступил инициатором создания Комитета связи (революционный орган власти в штате); избран депутатом Континентального конгресса; создал Декларацию независимости; по его инициативе принята Декларация о правах, ставшая прообразом Билля о правах; занимал должность госсекретаря в правительстве Дж. Вашингтона; был послом во Франции; избирался вице-президентом и дважды президентом США).

Происхождение государства.

Декларация независимости (отказывается от доктрины божественного права королей и отстаивает теорию общественного договора и естественных, неотчуждаемых прав человека (жизнь, свобода и стремление к счастью)).

Характеристика государства (определение государства).

В основе Декларации независимости права человека (краеугольный камень – идеи свободы и равенства; к неотчуждаемым правам относились свобода мысли и право предавать гласности свои мысли, а также свобода совести).

Неотъемлемая часть свободы мысли – свобода слова и печати (свобода мысли могла быть реализована только образованными людьми – просвещение; создал первую в колониях кафедру права и первый университет; разработал систему народного образования (от всеобщего начального до высшего)).

Противник тирании (религиозную ее форму полагал более отвратительной, чем политическая; в Виргинии добился закона об отделении церкви от государства).

Концепция государства (строилась на фундаменте естественных прав человека; государство – продукт общественного договора, создается людьми для максимально полной реализации своих прав; учредив государство народ остается единственным носителем суверенитета; из идеи народного суверенитета выводилось право народа на смену власти).

Пересмотрел взгляды (его симпатии склонились к регулярным и глубоким политическим реформам, приводящим государство в соответствие с потребностями каждого нового поколения американцев) (ни одно поколение не должно связывать потомков своими законами и учреждениями).

Форма правления (только республиканская).

Форма государственного устройства (конфедерация, в которой широкие права штатов поглощали полномочия центра) (идея Конституции США 1787, по которой страна стала федеративным государством, воспринята им критически).

Формы государства (идеальное государство). (–).

Понятие права (отличие от закона; виды права).

Разделял принцип верховенства права в широком смысле и закона – в более узком, а также принцип обеспечения прав и свобод личности.

Принцип разделения властей (видел в нем общий принцип, а не инструмент для достижения подлинного народовластия; признал распределение полномочий между исполнительной и законодательной ветвями власти, особые функции судебной власти вызывали его протест).

Особенности теории.

Сознательно воздерживался от систематического изложения своих взглядов на общество, государство и право (его идеи взяты из Декларации независимости и других документов; основывался на наследии античной и европейской мысли, а также на историческом опыте североамериканских колоний, их демократических традициях).

Внес значительный вклад в теорию и практику демократии в США (вся власть должна исходить от народа, отправляться в его интересах и формироваться из его представителей; только народ может быть гарантом свободы, его права необходимо расширять).

Признавал за народом естественное право совершать ошибки (здравый смысл людей в состоянии исправить их и извлечь из них урок на будущее).

Юридическое закрепление демократических прав и свобод (не вошли в Конституцию США 1878; выступил инициатором включения Билля о правах в текст Конституции (первые 10 поправок)).

Принцип мирного решения международных проблем (активной и самостоятельной внешней политике предпочитал игру на противоречиях между европейскими государствами).

 

20. Политико-правовые взгляды И. Канта

Эпоха.

Германия второй половины XVIII – начала XIX в.; прочное феодально-монархическое устройство; до наполеоновских войн не произошло политических потрясений.

Иммануил Кант (1724 – 1804) (родился в Кенигсберге в семье ремесленника; окончил Кенигсбергский университет; работал домашним учителем; профессором университета).

Философские произведения («Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения»).

Взгляды на этику, право, государство («Основы метафизики нравственности», «К вечному миру», «Метафизика нравов»).

Происхождение государства.

В традициях школы общественного договора (в естественном состоянии люди могли быть более счастливы, чем в государственном, но необеспеченность права, постоянная угроза насилия побуждают искать выход из естественного состояния и ведут к учреждению государства посредством общественного договора).

Создание государства – требование категорического императива.

Договор – не исторический факт, а объяснение того, о чем мы не можем иметь достоверных сведений.

Заключая договор, народ отказывается от своей естественной свободы, чтобы вновь приобрести ее в качестве граждан государства.

Характеристика государства (определение государства).

Возможность принуждения обеспечивается государством – объединением большего или меньшего числа лиц, подчиняющихся правовым законам.

Цель государства – торжество права (должно руководить правом, если не хочет потерять доверие граждан).

Суверенитет принадлежит только народу и выражается в его общей воле (прерогатива народа – установление правопорядка путем принятия конституции).

Главный принцип устройства государственной власти (разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную; законодательная должна принадлежать только народу; все три власти – выражение соединенной воли народа).

Государство не должно опекать подданных, посягать на их самостоятельность (идеал – гражданская свобода или обязанность повиноваться только тем законам, в создании которых гражданин принимал участие своим голосом, и равенство) (лозунг равенства имеет целенаправленный характер – упразднение сословных привилегий).

Проблема войны и мира (правомерные войны (оборонительные) и неправомерные).

Полное торжество мира возможно только при объединении всех государств в федерацию на началах права (общественный договор на государственном уровне; каждое государство, сохраняя свой суверенитет, было бы и членом мирового правового общения).

Формы государства (идеальное государство).

По количеству носителей высшей власти 3 формы государства (автократии; аристократии и демократии).

По критерию разделения властей (если этот принцип соблюдается – республиканское государство, если нет – деспотическое).

Идеал – республика (по традиционной типологии государств не делает выбора наилучшей; лучше всех та, которая наиболее проста).

Изменение форм государства – нормальное явление (должно происходить не путем народного бунта, а путем реформ, по воле суверена; не признает право на восстание).

Понятие права (отличие от закона; виды права).

Право и добродетель (мораль) – две части учения о нравах или метафизики нравов (нравственности) (в их основе лежат одни и те же принципы; их общая формулировка – категорический императив; различаются мотивы его соблюдения и способ обеспечения).

Если закон соблюдается в силу внутреннего убеждения – моральное поведение (если внешне, под влиянием мотивов, не связанных с категорическим императивом – легальное поведение) (мотив разграничивает сферы морали и законности (законность формальна, требует соблюдения правил; мораль – соблюдение правил по убеждению).

Право – совокупность условий, при которых произвол одного (лица)совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы (в праве главное не мотивы поступков, а их характер; нормы права очерчивают сферу, в которой человек может действовать свободно; выход за нее – покушение на свободу других лиц; право – определение меры (пределов) свободы человека, его автономии).

Равенство субъектов как принцип права (никому не дано посягать на свободу другого).

В праве выделяет различные явления (пласты) (естественное право (основано на априорных принципах, продиктованных разумом), положительное (статутарное) право (вытекает из воли законодателя)).

Право как моральная способность обязывать других делится на (прирожденное (принадлежит каждому от природы; приобретенное (для него требуется правовой акт)).

Частное право – совокупность законов, не нуждающихся во внешнем обнародовании.

Публичное право – совокупность законов, нуждающихся в нем.

Право в строгом смысле слова (гарантируется возможностью полного принуждения) (синоним позитивного права).

Право в широком смысле (явление, где правомочие принуждать не может быть определено никаким законом) (справедливость (допускает право без принуждения) и крайняя необходимость (допускает принуждение без права)).

Особенности теории.

На начальном периоде верил в способность человеческого разума познавать предметы и явления такими, как они существуют на самом деле (в дальнейшем отвергает такую возможность – воспринимаемые нашими органами чувств явления не дают представления об их подлинной природе; недоступные нашему сознанию сущности – вещи в себе).

Между восприятием и сущностью существует непреодолимая преграда (эмпирические знания способны расширяться, они полезны, но не гарантируют соответствия действительности).

Категории и приемы мышления, используемые человеком в процессе познания – не отражение объективно существующих связей, а только законы мышления, изначально заложенные в его уме.

Агностицизм (недоступность конечных тайн бытия человеческому сознанию) (ограничивая возможности разума, Кант наноси удар по рационализму, сознает при этом, что сферами, недоступными разуму, овладевает вера).

Невозможно ни доказать, ни опровергнуть существование Бога (не принадлежит к миру явлений, не дается нам в опыте).

Познание – функция чистого теоретического разума (действия – функция практического разума).

Человек принадлежит одновременно к миру явлений и миру вещей в себе (его действия предсказуемы и выводимы из ситуации на основе закона причинности; в то же время он наделен разумом и повинуется ему (вещь в себе) – принимает решения, делает выбор, его действия зависят от его воли).

Практический разум – способность человека к свободному действию на основе высших безусловных принципов (практический разум сам диктует себе нормы морального поведения – иначе не было бы свободы; в то же время эти нормы заложены как априорное внутреннее побуждение, свободное от внешних воздействий).

Нормы, порожденные разумом – императив (правило, характеризующееся долженствованием, выражающим объективное принуждение к поступку, и означающее, сто если бы разум полностью определял волю, поступок неизменно должен был бы быть совершен по этому правилу).

Императивы, диктуемые разумом (условные (гипотетические) и безусловные (категорические); соблюдение гипотетического связано с определенной целью; категорический с практической целью не связан, абсолютен и выполняется исключительно как требование нравственного долга).

Мораль строится на пренебрежении к утилитарности, сиюминутной пользе, выгоде (основа учения – безусловное соблюдение долга).

Формулировки категорического императива:

1) поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой, ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом;

2) поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству.

Категорический императив свойственен всем разумным существам (следование ему позволяет преодолевать противоречия между людьми, установит гармонию в обществе).

 

21. Политические взгляды Г.В.Ф. Гегеля

Эпоха.

Германия второй половины XVIII – начала XIX в.; прочное феодально-монархическое устройство; до наполеоновских войн не произошло политических потрясений.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 – 1831) (родился в Штутгарте; учился в Тюбингенском университете; одобрил антифеодальную и антидеспотическую направленность Французской революции, осуждал якобинский террор; симпатии к наполеоновскому режиму; работал домашним учителем, приват-доцентом и экстраординарным правителем (без жалования) Йенского университета; преподает философию и основы законоведения; работал профессором Гейдельбергского университета, ректором в Берлине).

«Феноменология духа»

«Наука логики» (изложение диалектического метода).

«Философия права» проблемы юриспруденции).

«Философия истории», «Философия религии», «Лекции по эстетике» (на основе прочитанных им лекций).

Происхождение государства.

Как возникло государство не объясняет, но отвергает теорию общественного договора (брак и государство не следует рассматривать как договорные отношения, это означает переносить отношения собственности в иную более высокую по своей природе сферу).

Объявляет государство божественным, проявлением божественной воли (призвано оправдать превращение государства в объект полурелигиозного поклонения).

Характеристика государства (определение государства).

Гражданское общество противопоставляется как антитезис семье (в нем отрицается принцип единства, на котором строится семья; ему свойственны разнообразие и обособленность; в него входит система потребностей, отправление правосудия, полиция и корпорации (социально-экономическая структура и некоторые элементы государства, связанные с обеспечением собственности и вмешательством государства в социально-экономические отношения)).