Аудит в условиях компьютерной обработки данных

Аудиторская проверка кредитных организаций (банков)

Аудит арендных, малых и кооперативных предприятий

Аудит в условиях компьютерной обработки данных

Аудиторская проверка кредитных организаций (банков)

Аудит арендных, малых и кооперативных предприятий

Аудит отдельных сфер рыночной экономики проверок в организациях различного профиля

Тема 2.6.

 

 

При осуществлении аудиторских проверок на арендных, малых и кооперативных предприятиях необходимо установить правильность:

— определения категорий для отнесения к малым предприятиям. Это определяется путем проверки фактической численности работающих на данном предприятии, в том числе работающих по совместительству, а также лиц, не состоящих в штате предприятия (выполняющих работы по договорам гражданско-правового характера);

— отнесения малого предприятия к соответствующему профилю, который определяется по наибольшей доле продукции в объеме ее реализации;

При этом следует иметь в виду, что от вида предприятия, формы собственности зависит организация бухгалтерского учета и налогообложения;

— ведения бухгалтерского учета на малом предприятии.

Малое предприятие самостоятельно определяет форму бухгалтерского учета. При этом предприятия могут самостоятельно приспосабливать принимаемые регистры бухгалтерскою учета к специфике своей деятельности, однако при этом должны соблюдаться общие методологические принципы, установленные Положением о бухгалтерском учете и отчетности в РФ: принцип двойной записи, тождество данных синтетического и аналитического учета, сплошного отражения на основании и систематизации данных первичных документов в разрезе показателей, необходимых для управления, контроля и составления бухгалтерской отчетности.

Малые предприятия могут использовать сокращенный рабочий план счетов бухгалтерского учета и упрощенную форму учета. При этом хозяйственные операции должны отражаться в учете в соответствии с типовой корреспонденцией счетов.

В соответствии с законодательством малые предприятия (МП) имеют право вести бухгалтерский учет с применением следующих регистров:

1) единой журнально-ордерной формы счетоводства;

2) журнально-ордерных форм счетоводства для небольших предприятий;

3) формы бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета имущества МП;

4) простых форм бухгалтерского учета без использования регистров учета имущества МП;

5) форм бухгалтерского учета с использованием ПЭВМ.

 

Аудиторская проверка кредитных организаций (банков)

Источниками информации для проверки являются:

1) учетная политика предприятия;

2) регистры синтетического и аналитического учета;

3) бухгалтерская отчетность;

4) первичные документы по разделу учета.

При аудиторской проверке кредитных организаций проводится анализ учредительных документов:

— соответствие их законодательству;

— законность внесения в них изменений;

— наличие решений собрания пайщиков (акционеров), совета и правления банка по вопросам, регулирующим деятельность кредитной организации; правомочность их решений, соответствие действующему законодательству и уставу кредитной организации.

Важное место при проверке занимает аудит собственного капитала банков. Аудитор проверяет формирование, изменения и отражения в учете уставного капитала банка, резервного капитала и других фондов.

Главное внимание уделяется уставному капиталу банка, который определяется учредительным договором, уставом банка. Учитываются особенности формирования уставного капитала.

Аудитор проверяет:

— законность создания и регистрацию банка;

— соответствие банковских операций законодательству, уставу и лицензии;

— полноту перечисления заявленного взноса;

— операции по изменению уставного капитала;

— правильность расчетов с акционерами по начислению и выплате дивидендов;

— особенности формирования уставного капитала для вновь созданных банков и т. д.

Далее оценивается организационная структура кредитной организации.

Осуществляется проверка расчетных операций: активных операций банка и других операций.

Аудитор выявляет ошибки (или нарушения) при проверке кредитных операций. К ним относятся:

— отсутствие кредитного договора;

— отсутствие выписок банка со ссудного счета;

— отсутствие дополнительных соглашений к кредитному договору, изменяющих процентную ставку по кредиту, срока возврата кредита, других условий кредитного договора;

— ряд нарушений, связанных с включением в себестоимость продукции процентов по кредитам, которые не могут быть в нее включены;

— ошибки, связанные с нарушением принципов оценки имущества.

Следовательно, аудитор обращает внимание на специфику проверки кредитных организаций выявляет типические ошибки.

 

Основными целями внедрения компьютерной обработки данных являются:

- повышение эффективности работы аудитора (аудиторской организации);

- сокращение численности аудиторов, проводящих аудиторскую проверку;

- сокращение времени на проведение аудиторской проверки.

Компьютерная обработка данных может охватывать все аспекты хозяйственной деятельности или могут быть автоматизированы отдельные виды работ.

Существуют две основные группы рисков, связанных с использованием системы компьютерной обработки данных:

- концентрация функций управления;

- концентрация данных и программ для их обработки.

Вопросы концентрации функций управления непосредственно связаны с системой внутреннего контроля организации.

Для повышения эффективности ее функционирования необходимо распределять между различными лицами следующие функции:

- непосредственный доступ к активам экономического субъекта;

- разрешение на осуществление операций с активами;

- непосредственное осуществление хозяйственных операций;

- отражение хозяйственных операций в бухгалтерском учете.

Системы компьютерной обработки данных имеют следующие специфические черты:

- заданность – свойство компьютерных систем исключать случайные технические и математические ошибки;

- автоматический контроль;

- однократный ввод информации в несколько файлов одновременно;

- автоматическая запись;

- трудности в обеспечении сохранности записей.

Информационное обеспечение аудита с применением компьютеров включает два основных источника:

1. данные бухгалтерского учета экономического субъекта на бумажных носителях или в виде базы данных бухгалтерии;

2. нормативно–справочную базу и систему форм рабочей документации аудитора (аудиторской организации).

При составлении плана аудиторской проверки с применением компьютеров каждый этап планирования должен быть уточнен с учетом влияния на процесс аудита применяемых экономическим субъектом информационных технологий и системы компьютерной обработки данных.

Эффективность аудиторских процедур может быть повышена за счет использования компьютеров при проведении аудита, если:

- аудиторской проверки подвергаются большие однородные массивы данных;

- у проверяемой организации используется унифицированная стандартная система оформления бухгалтерских операций.