Аудит в условиях компьютерной обработки данных
Аудиторская проверка кредитных организаций (банков)
Аудит арендных, малых и кооперативных предприятий
Аудит в условиях компьютерной обработки данных
Аудиторская проверка кредитных организаций (банков)
Аудит арендных, малых и кооперативных предприятий
Аудит отдельных сфер рыночной экономики проверок в организациях различного профиля
Тема 2.6.
При осуществлении аудиторских проверок на арендных, малых и кооперативных предприятиях необходимо установить правильность:
— определения категорий для отнесения к малым предприятиям. Это определяется путем проверки фактической численности работающих на данном предприятии, в том числе работающих по совместительству, а также лиц, не состоящих в штате предприятия (выполняющих работы по договорам гражданско-правового характера);
— отнесения малого предприятия к соответствующему профилю, который определяется по наибольшей доле продукции в объеме ее реализации;
При этом следует иметь в виду, что от вида предприятия, формы собственности зависит организация бухгалтерского учета и налогообложения;
— ведения бухгалтерского учета на малом предприятии.
Малое предприятие самостоятельно определяет форму бухгалтерского учета. При этом предприятия могут самостоятельно приспосабливать принимаемые регистры бухгалтерскою учета к специфике своей деятельности, однако при этом должны соблюдаться общие методологические принципы, установленные Положением о бухгалтерском учете и отчетности в РФ: принцип двойной записи, тождество данных синтетического и аналитического учета, сплошного отражения на основании и систематизации данных первичных документов в разрезе показателей, необходимых для управления, контроля и составления бухгалтерской отчетности.
Малые предприятия могут использовать сокращенный рабочий план счетов бухгалтерского учета и упрощенную форму учета. При этом хозяйственные операции должны отражаться в учете в соответствии с типовой корреспонденцией счетов.
В соответствии с законодательством малые предприятия (МП) имеют право вести бухгалтерский учет с применением следующих регистров:
1) единой журнально-ордерной формы счетоводства;
2) журнально-ордерных форм счетоводства для небольших предприятий;
3) формы бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета имущества МП;
4) простых форм бухгалтерского учета без использования регистров учета имущества МП;
5) форм бухгалтерского учета с использованием ПЭВМ.
Аудиторская проверка кредитных организаций (банков)
Источниками информации для проверки являются:
1) учетная политика предприятия;
2) регистры синтетического и аналитического учета;
3) бухгалтерская отчетность;
4) первичные документы по разделу учета.
При аудиторской проверке кредитных организаций проводится анализ учредительных документов:
— соответствие их законодательству;
— законность внесения в них изменений;
— наличие решений собрания пайщиков (акционеров), совета и правления банка по вопросам, регулирующим деятельность кредитной организации; правомочность их решений, соответствие действующему законодательству и уставу кредитной организации.
Важное место при проверке занимает аудит собственного капитала банков. Аудитор проверяет формирование, изменения и отражения в учете уставного капитала банка, резервного капитала и других фондов.
Главное внимание уделяется уставному капиталу банка, который определяется учредительным договором, уставом банка. Учитываются особенности формирования уставного капитала.
Аудитор проверяет:
— законность создания и регистрацию банка;
— соответствие банковских операций законодательству, уставу и лицензии;
— полноту перечисления заявленного взноса;
— операции по изменению уставного капитала;
— правильность расчетов с акционерами по начислению и выплате дивидендов;
— особенности формирования уставного капитала для вновь созданных банков и т. д.
Далее оценивается организационная структура кредитной организации.
Осуществляется проверка расчетных операций: активных операций банка и других операций.
Аудитор выявляет ошибки (или нарушения) при проверке кредитных операций. К ним относятся:
— отсутствие кредитного договора;
— отсутствие выписок банка со ссудного счета;
— отсутствие дополнительных соглашений к кредитному договору, изменяющих процентную ставку по кредиту, срока возврата кредита, других условий кредитного договора;
— ряд нарушений, связанных с включением в себестоимость продукции процентов по кредитам, которые не могут быть в нее включены;
— ошибки, связанные с нарушением принципов оценки имущества.
Следовательно, аудитор обращает внимание на специфику проверки кредитных организаций выявляет типические ошибки.
Основными целями внедрения компьютерной обработки данных являются:
- повышение эффективности работы аудитора (аудиторской организации);
- сокращение численности аудиторов, проводящих аудиторскую проверку;
- сокращение времени на проведение аудиторской проверки.
Компьютерная обработка данных может охватывать все аспекты хозяйственной деятельности или могут быть автоматизированы отдельные виды работ.
Существуют две основные группы рисков, связанных с использованием системы компьютерной обработки данных:
- концентрация функций управления;
- концентрация данных и программ для их обработки.
Вопросы концентрации функций управления непосредственно связаны с системой внутреннего контроля организации.
Для повышения эффективности ее функционирования необходимо распределять между различными лицами следующие функции:
- непосредственный доступ к активам экономического субъекта;
- разрешение на осуществление операций с активами;
- непосредственное осуществление хозяйственных операций;
- отражение хозяйственных операций в бухгалтерском учете.
Системы компьютерной обработки данных имеют следующие специфические черты:
- заданность – свойство компьютерных систем исключать случайные технические и математические ошибки;
- автоматический контроль;
- однократный ввод информации в несколько файлов одновременно;
- автоматическая запись;
- трудности в обеспечении сохранности записей.
Информационное обеспечение аудита с применением компьютеров включает два основных источника:
1. данные бухгалтерского учета экономического субъекта на бумажных носителях или в виде базы данных бухгалтерии;
2. нормативно–справочную базу и систему форм рабочей документации аудитора (аудиторской организации).
При составлении плана аудиторской проверки с применением компьютеров каждый этап планирования должен быть уточнен с учетом влияния на процесс аудита применяемых экономическим субъектом информационных технологий и системы компьютерной обработки данных.
Эффективность аудиторских процедур может быть повышена за счет использования компьютеров при проведении аудита, если:
- аудиторской проверки подвергаются большие однородные массивы данных;
- у проверяемой организации используется унифицированная стандартная система оформления бухгалтерских операций.