Аудит производства и реализации продукции
Аудит формирования и использования прибыли
Аудит затрат на производство и реализацию продукции, аудит себестоимости
Аудит производства и реализации продукции
Аудит затрат на производство и реализацию продукции и финансовых результатов
Тема 2.5.
При проверке готовой продукции аудитор должен обратить внимание на счета: 40 «Выпуск продукции», 43 «Готовая продукция», 45 «Товары отгруженные», 90 «Продажи».
При этом аудитору следует проверить:
— правильность организации складского хозяйства и охрану доступа к готовой продукции;
— наличие договора о материальной ответственности;
— соответствие применяемого на предприятии варианта учета выпуска продукции без применения или с применением счета 40 «Выпуск продукции» положениям, предусмотренным учетной политикой;
— правильность составления документов по учету движения готовой продукции. Существуют два способа:
1) при компьютерном учете ежедневно составляются оборотные ведомости учета выпуска из производства и движения готовой продукции в разрезе складов;
2) при ручном способе заполняются сортовые карточки складского учета на основании накладных на сдачу готовой продукции, требований на отпуск продукции, приказов-накладных на отгрузку (отправку продукции потребителям), актов, ведомостей. В бухгалтерии составляются или обрабатываются сгруппированные ведомости учета выпуска и движения готовой продукции по складам;
— проведение бухгалтерской проверки правильности и полноты записей в карточках количественного учета и заверяется ли это бухгалтером;
— случаи неполного оприходования продукции или полного оприходования, но в заниженной оценке реализации неучтенной продукции (в предыдущем отчетном периоде);
— полное укомплектование продукции, учтенной на счете 43 «Готовая продукция», а также прохождение испытаний и приемки;
— верность определения коммерческой производственной себестоимости продукции;
— правильность расчета отклонений фактической себестоимости от плановой;
— применяемый на предприятии способ оценки готовой продукции.
Используются несколько способов оценки:
1. По фактической производственной себестоимости (для предприятий, выпускающих крупное уникальное оборудование и транспортные средства).
2. По сокращенной производственной себестоимости (для тех же видов продукции).
3. По оптовым ценам реализации (оптовые цены выступают в качестве учетных цен). Используется при устойчивых оптовых ценах.
4. По плановой (нормативной) себестоимости. Преимущество этого способа — в единстве оценки в планировании учета.
5. По свободным отпускным ценам и тарифам, увеличенным на сумму НДС. Применяется при единичных заказах.
6. По свободным рыночным ценам. Применяется, когда невозможно определить себестоимость продукции.
Кроме того, аудитор проверяет:
— правильность определения выручки от реализации готовой продукции в зависимости от момента реализации установленной учетной политики предприятия;
— наличие и правильность оформления договора на поставку;
— правильность документирования операций по отгрузке товаров;
— случаи снижения рыночных цен на товары в течение года (при моральном устаревании или частичной потере первоначального качества);
— возврат товаров покупателями в связи с низким качеством;
— случаи отказа от акцепта;
— соблюдение сроков подачи документов на оплату в банк;
— использование в учете счета 45 «Товары отгруженные»;
— два варианта учета готовой продукции: с использованием счета 40 и без него.
Аудитор также должен проверить правильность составления проводок.
при проверке учета отгрузки и реализации продукции аудитору необходимо установить:
— наличие договоров на поставку готовой продукции и правильность их оформления;
— правильность оформления документов и применяемых цен;
— соблюдение способа определения выручки по счету 90 «Продажи»;
— ведение синтетического и аналитического учета по соответствующим счетам;
— ведение ведомостей и журналов.
При аудите операций по отгрузке и реализации продукции необходимо обратить внимание на учет расходов, связанных со сбытом продукции. Такие расходы называют коммерческими и учитывают на счете 44 «Расходы на продажу». К таким расходам относятся: затраты на тару и упаковку, транспортные расходы по сбыту продукции, комиссионные сборы и отчисления, затраты на рекламу, стоимость образцов товаров и т.д. При аудите ведения учета по счету 44 необходимо проверить:
а) обоснованность включения затрат в состав коммерческих расходов;
б) соблюдение норм расхода;
в) соблюдение основных положений по учету тары;
г) правильность отражения операций на счетах бухгалтерского учета.