Аудит операций по оплате труда и расчетам с персоналом организации

Аудит кредитов и займов

Аудит реальности дебиторской и кредиторской задолженностей

Аудит расчетов по возмещению материального ущерба

Аудит подотчетных сумм

Аудит операций по оплате труда и расчетам с персоналом организации

Аудит расчетных операций

Тема 2.4.

Целью аудита является установление соответствия применяемой в организации методики учета и налогообложения операций по оплате труда и расчетов с персоналом действующим в Российской Федерации в проверяемом периоде нормативным документам, для того чтобы выявить имеющиеся ошибки или нарушения и степень их влияния на достоверность бухгалтерской отчетности.

Основные задачи аудита:

¾ оценка существующей в организации системы расчетов с персоналом и ее эффективности;

¾ оценка состояния синтетического и аналитического учета операций по оплате труда и расчетов с персоналом организации в проверяемом периоде;

¾ оценка полноты отражения совершенных операций в бухгалтерском учете;

¾ проверка соблюдения организацией налогового законодательства по операциям, связанным с расчетами по оплате труда;

¾ проверка соблюдения организацией законодательства по расчетам с внебюджетными фондами, по социальному страхованию и обеспечению.

Законодательные и нормативные документы.

1. Гражданский кодекс РФ, ч. 1 и 2.

2. Инструкция о составе фонда заработной платы и выплат социального характера.

3. Трудовое законодательство РФ.

Источники информации:

— приказы о приеме, увольнении, передвижении, переводе, предоставлении отпусков и пр.;

— табель учета рабочего времени;

— наряды, рапорты, маршрутные листы;

— листки на доплату, рапорты о выработке, акты на брак;

— лицевые счета работников (бухгалтерия);

— личные карточки работников (отдел кадров);

— расчетно-платежные ведомости;

— сводные ведомости распределения зарплаты;

— журналы-ордера, главная книга, баланс.

К основным задачам по проверке соблюдения трудового законодательства относятся:

а) положения Закона о труде, состояние внутреннего контроля по трудовым отношениям;

б) учет и контроль выработки и начисления заработной платы рабочим-сдельщикам;

в) учет начисления зарплаты повременщикам и правильность расчета других видов оплат;

г) расчеты удержаний из зарплаты физических лиц;

д) аналитический учет по работающим;

е) сводные расчеты по зарплате, расчет налогооблагаемой базы, учет расчетов с бюджетом по налогам.

На предприятии, прежде всего, проверяется соблюдение трудового законодательства. В связи с этим аудитор должен проверить, как ведется оформление сотрудников при приеме на работу и увольнении; учет рабочего времени сотрудников; как построена система оплаты труда и т. д.

Правильность оформления (прием на работу и увольнение) проверяется по приказам, контрактам и трудовым соглашениям.

Что касается систем оплаты труда, принято, что в основном используются сдельная и повременная системы оплаты.

Учет рабочего времени, соблюдение установленного режима работы и начисления заработной платы работающим, состоящим на повременной оплате труда, организуется в табеле учета использования рабочего времени и расчета заработной платы (форма № Т-12). По этому документу можно проверить все необходимые данные по каждому работающему, включая отработанное время, дни отпуска, время нахождения в командировке, дни болезни и др.

Определяются доплаты к основной заработной плате в связи с отклонениями от нормативных условий труда; оплата простоев и брака не по вине рабочего; за работу в ночное время; сверхурочную работу; в праздничные дни; начисление отпускных, расчет пособия по временной нетрудоспособности; удержания и вычеты из зарплаты. Могут производиться удержания аванса, по исполнительному листу, взносов по заявлению работника, по распоряжению администрации, отпускных за неотработанные дни использованного отпуска при увольнении.

Проверяется обоснованность выплаты премий; не применяются ли премиальные системы, не утвержденные в установленном порядке. При этом аудитору необходимо иметь в виду, что одни виды премий выплачиваются за счет и в пределах фонда оплаты труда, другие — из фонда материального поощрения и иных источников.

Аудиторская проверка выявляет факты злоупотреблений, допускаемых бухгалтером в преступном сговоре с кассиром. Такие случаи возможны, когда при правильности итогов по каждой фамилии работников в расчетно-платежной ведомости общие итоги этой ведомости бухгалтер умышленно завышает. Для выявления таких факторов аудитору целесообразно осуществить лично либо поручить другому работнику проверку подсчетов горизонтальных и вертикальных итогов расчетно-платежных ведомостей (выборочно), которые должны совпадать.

Проверяя правильность отражения в учете начисленных, но невыплаченных сумм, необходимо обратить внимание на то, что иногда создается нереальная депонентская задолженность, которую потом получают по ордерам с поддельными подписями и которая подлежит отнесению на счет 99 «Прибытки и убытки».

Особое значение имеет проверка правильности удержания налога на доходы физических лиц (НДФЛ) как со штатного персонала, так и с лиц, привлекаемых к работе на условиях договора.

Контроль заключается в проверке соблюдения требований ст. 207 НК РФ гл. 23 НК РФ, согласно которой плательщиками налога являются физические лица:

— являющиеся налоговыми резидентами РФ;

— не являющиеся налоговыми резидентами РФ и получающие доходы от источников, расположенных в России.

Проверяя правильность расчета налога, необходимо иметь в виду, что освобождаются от налогообложения следующие виды доходов физических лиц: пособия по беременности и родам, пособия по безработице; государственные пенсии, назначаемые в порядке, установленном действующим законодательством; выходное пособие при увольнении работников в связи с ликвидацией организации или сокращением штатов; суммы единовременной материальной помощи независимо от размера, оказываемой в связи со стихийными бедствиями, террористическими актами, на погребение, а в других случаях — не более 2000 руб. за налоговый период (календарный год); стоимость подарков, полученных от организаций или индивидуальных предпринимателей, но не более 2000 руб. в год; алименты, получаемые налогоплательщиками, и другие доходы в соответствии со ст. 217 НК РФ.

Для целей налогообложения доход, полученный физическим лицом в календарном году, уменьшается на определенные суммы — налоговые вычеты. Эти вычеты поделены на четыре группы: стандартные, социальные, имущественные и профессиональные в соответствии со ст. 218, 219, 220, 221 Налогового кодекса РФ.

Если налогоплательщик имеет право более чем на один стандартный вычет (кроме расходов на содержание детей), ему предоставляется только один максимальный из них. Стандартные налоговые вычеты предоставляются одним из работодателей по выбору налогоплательщика на основании его письменного заявления и документов, подтверждающих право на эти вычеты. При смене физическим лицом в течение календарного года места работы стандартные налоговые вычеты по новому месту работы предоставляются с учетом дохода, полученного с начала налогового периода по другому месту работы, в котором налогоплательщику предоставлялись налоговые вычеты. Сумма полученного дохода подтверждается справкой о полученных налогоплательщиком доходах по старому месту работы. Если в течение налогового периода стандартные налоговые вычеты налогоплательщику не предоставлялись или были предоставлены в меньшем размере, чем предусмотрено ст. 218 НК РФ, то по окончании налогового периода на основании заявления налогоплательщика, прилагаемого к налоговой декларации, документов, подтверждающих право на такие вычеты, налоговым органом производится перерасчет налоговой базы с учетом предоставления стандартных налоговых вычетов.

Аудитор проверяет сроки перечисления налога. По истечении каждого месяца, но не позднее срока получения в банке средств на заработную плату, предприятия обязаны перечислить в бюджет сумму налога.

Аудитору следует выборочно проверить правильность записей по счету 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению». На нем отражают информацию по начислениям и выплате за счет средств социального и медицинского страхования, а также расчеты с Пенсионным фондом России. Эти начисления должны производиться с сумм оплаты труда по всем основаниям, включая трудовые соглашения, договоры подряда и другие разовые документы.

При начислении страховых взносов в расчет не принимаются.

— компенсация за неиспользованный отпуск;

—выходное пособие при увольнении;

— компенсационные выплаты (доплаты взамен суточных, в возмещение ущерба за увечье или иное повреждение здоровья);

—различные виды денежных пособий, выдаваемых в качестве материальной помощи;

— поощрительные выплаты в связи с юбилейными датами, днями рождения, производимые за счет фонда потребления, денежные награды, присуждаемые за призовые места на соревнованиях, смотрах, и т.д.;

— стипендии, выплачиваемые предприятием учащимся и аспирантам, направленным на обучение с отрывом от производства;

— пособия молодым специалистам за время отпуска после окончания ими учебных заведений;

—вознаграждения за выполнение работ по договорам гражданско-правового характера;

— стоимость спецодежды, спецобуви, молока, лечебно-профилактического питания, дотации на обеды, стоимость путевок в доме отдыха за счет фонда социального развития и др.

Часть средств (в среднем до 74%) начисленной суммы остается в распоряжении предприятия. Эту долю устанавливают по согласованию с региональным или отраслевым отделением фонда социального страхования России.

Правильность начислений в указанный фонд проверяют одновременно с проверкой достоверности учета затрат на производство (издержек обращения) \ начислений сумм по оплате труда, а также при аудите безналичных расчетов и кассовых операций. Должны быть проанализированы практика составления расчетной ведомости по страховым взносам, в Пенсионный фонд Российской Федерации и взаимоотношения с органами страхования и занятости.

При аудировании расчетов по оплате труда проводят следующие мероприятия:

1. Проверка ведения учета по рабочим-сдельщикам.

Аудитор проверяет оформление первичных документов (наряды, маршрутные листы и др.), правильность применения норм и расценок, наличие подписей должностных лиц, заполнение всех реквизитов, обращает внимание на имеющиеся исправления. Особое внимание уделяется расчетам сдельного заработка при бригадной форме оплаты труда, правильность переноса итоговых сумм по работающим в расчетно-платежные ведомости. Важно установить, нет ли случаев повторного начисления сумм по ранее оплаченным нарядам.

2. Контроль аналитического учета.

Он может быть сплошным или выборочным. Обычно применяется выборочный метод контроля. Вначале проверяется правильность справочных данных (льгот по подоходному налогу, данные по другим удержаниям, размер оклада и др.), затем — правильность расчета начислений и удержаний. По начисленным видам оплат можно проверить: начисление повременной оплаты; расчеты по среднему заработку; за дни пребывания в отпуске; премий и других видов оплат.

Например, проверка начисленной повременной оплаты ведется по следующей формуле:

— оклад работающего;

— отработанные часы за месяц по графику рабочего времени;

— месячный фонд рабочего времени (по табелю).

При несовпадении данных, получаемых аудитором, с бухгалтерскими записями необходимо установить причину расхождения и если выяснится, что бухгалтер-расчетчик неправильно произвел расчеты, отметить ошибки, исправления и принять решение о необходимости пересчета начисления и по другим работающим.

Контроль за состоянием расчетно-платежной дисциплины непосредственно влияет на финансовое положение предприятия, его платежеспособность.

При проверке необходимо анализировать состояние расчетов:

с поставщиками и подрядчиками (счет 60), с покупателями и заказчиками (счет 62), с бюджетом (счет 68), с персоналом по оплате труда (счет 70) и др.

Сверяя балансовые показатели с главной книгой, журналами-ордерами, машинограммами и другими учетными регистрами, надо установить, не допущено ли «свертывания» сальдо долгов, когда из большей суммы остатка (по данным аналитических счетов) вычитают меньшую, «приукрашивая» отчетные данные.

Инвентаризация расчетов с покупателями, поставщиками, подотчетными лицами и другими дебиторами и кредиторами заключается в выявлении по документам остатков и тщательной проверке обоснованности сумм, числящихся на балансовых счетах. Аудитор и члены инвентаризационной комиссии устанавливают даты возникновения задолженности, ее реальность и лиц, виновных в пропуске сроков исковой давности. Результаты инвентаризации расчетов оформляются актом. В нем следует указать суммы:

— несогласованной дебиторской и кредиторской задолженности;

— безнадежных долгов;

— кредиторской и дебиторской задолженности, по которой истекли сроки исковой давности.

По этим видам задолженности к акту инвентаризации расчетов должна быть приложена справка, в которой приводятся:

— наименование и адреса дебиторов и кредиторов;

— сумма задолженности (указано, за что она числится, с какого времени и на основании каких документов).

По суммам дебиторской задолженности, по которым истекли сроки исковой давности, в справке указываются лица, виновные в пропуске этих сроков.

Важным вопросом проверки являются правильность списания задолженности вследствие неплатежеспособности должника. Этот долг может быть отнесен на убыток, однако это не должно являться аннулированием задолженности. Ее следует отражать за балансом в течение 5 лет с момента списания для наблюдения за возможностью взыскания в случае изменения имущественного положения должника.