Аудиторские доказательства и их роль при аудиторской проверке
Оценка системы внутреннего контроля
Аудиторская выборка
Оценка существенности и риска в процессе аудиторской деятельности. Мошенничество и ошибки в бухгалтерском учете и отчетности, выявляемые в ходе аудиторской проверки, их виды
Аудиторские доказательства и их роль при аудиторской проверке
Методические подходы к аудиторской проверке
Тема 1.4.
В ходе аудиторской проверки аудиторам необходимо собрать исчерпывающие доказательства для составления объективного заключения о достоверности бухгалтерской отчетности.
Аудиторские доказательства – это информация, полученная аудиторами в ходе проверки от аудируемого лица и третьих лиц или в результате анализа, позволяющая сделать выводы и выразить мнение по отчетности.
Аудиторские доказательства представляют собой документальные источники данных, документацию бухгалтерского учета, заключения экспертов, сведения из других источников.
В соответствии со стандартом «Аудиторские доказательства» количество информации, необходимой для аудиторских оценок, жестко не регламентируется.
Аудиторы на основе своего профессионального опыта самостоятельно определяют достаточный объем информации для выражения мнения о достоверности бухгалтерской отчетности.
При этом во внимание принимаются следующие факторы:
степень аудиторского риска;
наличие свидетельств от третьих лиц;
получение доказательств на основе данных системы внутреннего контроля;
получение информации в результате самостоятельно выполненных аудиторских процедур;
получение доказательств в форме документов и письменных показаний;
возможность сопоставления выводов, сделанных на основании доказательств.
Аудиторские доказательства делятся на три вида:
внутренние, включающие информацию, полученную от аудируемого лица в письменном или устном виде;
внешние, содержащие информацию, полученную от третьих лиц в письменном виде;
смешанные – это информация от аудируемого лица, подтвержденная информацией от третьих лиц.
Наиболее важными являются внешние доказательства.
Источниками получения аудиторских доказательств являются:
— первичные документы аудируемого лица и третьих лиц;
— регистры бухгалтерского учета аудируемого лица;
— результаты анализа его хозяйственной деятельности;
— устные показатели сотрудников аудируемого лица и третьих лиц;
— сопоставление данных различных документов;
— результаты инвентаризации имущества и обязательств;
— бухгалтерская отчетность.
В соответствии со стандартом «Аудиторские доказательства» одним из источников аудиторских доказательств являются разъяснения руководства аудируемого лица по вопросам, возникшим у аудитора. Аудитор должен использовать такие разъяснения, пока они не получат опровергающих их фактических данных.
И все же наиболее ценными доказательствами считаются для аудитора сведения, собранные им в результате самостоятельного изучения хозяйственных операций аудируемых лиц.
Для сбора аудиторских доказательств применяются различные процедуры.
1. Фактическая проверка (инвентаризация) – прием, позволяющий получить точную информацию о состоянии имущества и финансовых обязательств аудируемого лица.
2. Подтверждение (сверка расчетов) – приём, используемый для получения в письменном виде информации от третьих лиц о реальности остатков на счетах учета денежных средств, счетах учета расчетов, дебиторской и кредиторской задолженности. Запросы на подтверждение готовят в виде документа от имени руководства аудируемого лица в адрес третьей стороны.
3. Документальная проверка заключается в установлении реальности определенных документов и правильности их оформления. Для этого аудиторам рекомендуется выбрать определенные записи в учетных регистрах и проследить их движение вплоть до того первичного документа, который
должен подтвердить реальность и целесообразность этой операции. Разновидностями данного метода являются: формальная, логическая и арифметическая проверка.
4. Опрос персонала, руководства предприятия и третьих лиц может проводиться на всех стадиях проверки и имеет целью познакомиться с особенностями работы сотрудников, выяснить уровень из квалификации, состав выполняемых работ и т.п.
5. Проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций позволяет аудиторам проконтролировать учетные работы, выполняемые бухгалтерией предприятия.
6. Проверка механической точности расчетов аудируемого лица заключается в проверке данных документов и учетных регистров (записей) путем независимого выборочного пересчета.
7. Прослеживание (сканирование) – это процедура, в ходе которой аудиторы проверяют отдельные первичные документы, полноту их отражения в учете, правильность указанной корреспонденции счетов.
8. Аналитические процедуры – это анализ и оценка полученной аудитором информации, изучение важнейших финансовых и экономических показателей с целью выявления необычных и неверно отраженных в учете хозяйственных операций, а также установления причин таких ошибок и искажений. Аналитические процедуры наиболее эффективны с точки зрения трудозатрат. Наиболее распространенными являются:
— сопоставление остатков по счетам за различные периоды;
— сопоставление показателей бухгалтерской отчетности с плановыми;
— оценка соотношения между различными статьями отчетности и сопоставление их с данными предыдущих периодов;
— сопоставление финансовой и нефинансовой информации (например, сведений об объеме выпуска продукции в денежном и натуральном выражении).
Полученные в ходе аудита доказательства следует отражать в рабочих документах аудитора. Требования к содержанию, оформлению и порядку хранения рабочей документации аудита определены в стандарте «Документирование аудита». К рабочей документации аудита относятся:
— планы и программы проведения аудита;
— материалы изучения и оценки систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля;
— записи о характере и объеме проведенных аудиторских процедур и их результатов;
— записи устных обсуждений, возникших в ходе аудита вопросов с сотрудниками администрации предприятия;
— письменные разъяснения, полученные от руководства предприятия;
— информация для руководства предприятия;
— заключения экспертов, выводы и рекомендации аудиторской организации и др.
Состав, количество и содержание рабочей документации аудиторская организация определяет самостоятельно с учетом характера и сложности проведенной работы, состояния бухгалтерского учета и внутреннего контроля, уровня руководства деятельностью аудиторов.
Рабочие документы должны иметь следующие реквизиты: наименование и дату составления документа; наименование аудируемого лица; период, за который проводится аудит; содержание документа; подпись лица, составившего документ; дату проверки и подпись лица, проверившего документ.
Письменные разъяснения руководства аудируемого лица могут быть предоставлены аудиторской организацией в форме официального письма.
После окончания аудита рабочая документация подлежит сдаче в архив аудиторской организации, где хранится скомплектованной в пачки не менее 5 лет.
Аудиторская документация является собственностью аудиторской организации. Однако, содержащаяся в ней информация конфиденциальна и не подлежит использованию без согласия аудируемого лица.