Приемы творческого воображения
Воображение. Виды воображения
ПАМЯТЬ. ВИДЫ ПАМЯТИ И ПРОЦЕССЫ.
Память – запоминание, сохранение и воспроизведение человеком его опыта.
Выделяют:
1. по характеру психической активности, преобладающие в деятельности:
· двигательную память;
· образную память:
- слуховую, зрительную, вкусовую, осязательную, обонятельную
· словесно-логическую память;
· эмоциональную память.
2. по целям:
· непроизвольная;
· произвольная.
3. по продолжительности закрепления и сохранения материала:
· мгновенная (полное остаточное впечатление, которое возникает от непосредственного восприятия стимулов (0,1-0,5с));
· кратковременная (сохранение информации в течение 20 сек.);
· долговременная (в прцессе перехода в долговременную память материал перерабатывается, вербализуется и частично теряется. Время хранения материала в долговременной памяти практически неограниченно, хотя и невсегда его можно воспроизветси);
· оперативная (процессы, обслуживающие непосредственно осуществляемые человеком действия);
Процессы:
· заучивание – запоминание с целью сохранения в памяти материала
Виды заучивания:
1. по отношению к исходному тексту:
- дословное
- близкое к тексту
- смысловое
2. по характеру связей в апоминаемом материале:
- механическое
- смысловое
· сохранение – более или менее длительное удержание в памяти сведений, полученных в опыте.
· Воспроизведенеие – воссоздание в деятельности и общении схраненного материала
Виды воспризведения:
- Узнавание
- Собственное воспроизведение
- Припоминание
ВООБРАЖЕНИЕ – это познавательный процесс создания образов взаимозаменяющих человеческий опыт.
По степени выраженности, активности выделяют:
1) Пассивное воображение
- преднамеренное (грезы);
- непреднамеренное (сон).
С физиологической точки зрения сновидения обусловлены неравномерным торможением различных участков коры головного мозга и подкорки.
2) Активное воображение
- воссоздающее (создание образов, соответствующих написанию);
- творческое (создание нового образа или идеи).
1. Агглютинация – создание образа из двух не сходящихся идей (русалка, человек-амфибия).
2. Аналогия – создание образа по аналогии с другим (подводная лодка созд. по аналогии с дельфином).
3. Преувеличение и преуменьшение (Змей-Горыныч, Гулливер).
4. Типизация (придание или отнесение к какому-либо типу) (Дон Жуан, русская береза).
5. Придача – объекту приписываются несвойственные ему (чаще мистические) качества и функции (ковер-самолет, волшебная лампа Аладдина).
6. Перемещение – субъективное помещение объекта в новые ситуации.