Приемы творческого воображения

Воображение. Виды воображения

ПАМЯТЬ. ВИДЫ ПАМЯТИ И ПРОЦЕССЫ.

Память – запоминание, сохранение и воспроизведение человеком его опыта.

Выделяют:

1. по характеру психической активности, преобладающие в деятельности:

· двигательную память;

· образную память:

- слуховую, зрительную, вкусовую, осязательную, обонятельную

· словесно-логическую память;

· эмоциональную память.

2. по целям:

· непроизвольная;

· произвольная.

3. по продолжительности закрепления и сохранения материала:

· мгновенная (полное остаточное впечатление, которое возникает от непосредственного восприятия стимулов (0,1-0,5с));

· кратковременная (сохранение информации в течение 20 сек.);

· долговременная (в прцессе перехода в долговременную память материал перерабатывается, вербализуется и частично теряется. Время хранения материала в долговременной памяти практически неограниченно, хотя и невсегда его можно воспроизветси);

· оперативная (процессы, обслуживающие непосредственно осуществляемые человеком действия);

Процессы:

· заучивание – запоминание с целью сохранения в памяти материала

Виды заучивания:

1. по отношению к исходному тексту:

- дословное

- близкое к тексту

- смысловое

2. по характеру связей в апоминаемом материале:

- механическое

- смысловое

 

· сохранение – более или менее длительное удержание в памяти сведений, полученных в опыте.

· Воспроизведенеие – воссоздание в деятельности и общении схраненного материала

Виды воспризведения:

- Узнавание

- Собственное воспроизведение

- Припоминание

 

ВООБРАЖЕНИЕ – это познавательный процесс создания образов взаимозаменяющих человеческий опыт.

По степени выраженности, активности выделяют:

1) Пассивное воображение

- преднамеренное (грезы);

- непреднамеренное (сон).

С физиологической точки зрения сновидения обусловлены неравномерным торможением различных участков коры головного мозга и подкорки.

2) Активное воображение

- воссоздающее (создание образов, соответствующих написанию);

- творческое (создание нового образа или идеи).

 

1. Агглютинация – создание образа из двух не сходящихся идей (русалка, человек-амфибия).

2. Аналогия – создание образа по аналогии с другим (подводная лодка созд. по аналогии с дельфином).

3. Преувеличение и преуменьшение (Змей-Горыныч, Гулливер).

4. Типизация (придание или отнесение к какому-либо типу) (Дон Жуан, русская береза).

5. Придача – объекту приписываются несвойственные ему (чаще мистические) качества и функции (ковер-самолет, волшебная лампа Аладдина).

6. Перемещение – субъективное помещение объекта в новые ситуации.