Структура психики. Сущность сознания и его взаимоотношения с бессознательным. Самосознание.
II. Инновационные методы
I. Традиционный метод
Методы педагогических исследований
IV. Методы обработки данных
III. Методы психологической коррекции
II. Эмпирические методы (связаны с практическим опытом)
I. Организационные
Методы псих. исследований
Отрасли современной психологии и педагогики
Объект и предмет изучения психологии и педагогических наук
Объект изучения психологии – психика.
Психика – внутренний субъективный мир человека, который возникает в ходе активного отражения внешнего мира в виде образов, мыслей, чувств. Свойство мозга отражать окружающую действительность.
Содержанием психики выступают образы реальных предметов, которые являются индивидуальными. Материалистическое понимание психики выражается в том, что она рассматривается как явление вторичное, производное от материи.
Предмет психологии – конкретные факты психической жизни, закономерности и механизмы психики.
Академик В.В.Краевский считает, что объект изучения педагогики это педагогическая деятельность, т.е. воспитание и обучение.
Предмет педагогики – воспитание и обучение человека на всех возрастных этапах его развития как сознательно и целенаправленно организованный процесс. Цель воспитания – формирование личности, соответственно требованиям личности.
Общая педагогика включает: 1)общую теорию 2)дидактику 3)теорию воспитания
Отрасли психологии:
1) по видам человеческой деятельности: психология труда, инженер. психология, медицинская психология, юридическая психология, военная, педагогическая и т.д.
2) в зависимости от аспекта развития: возрастная психология, психология аном.развития.
Отрасли педагогики:
1)Дошкольная, 2)школьная, 3)педагогика профессионального технического обучения, 4)педагогика высшей школы, 5)педагогика непрерывного образования, 6)история педагогики, 7)предмет методики обучения, 8)специальная педагогика
- сравнительный
- метод поперечных срезов
- лонгитюдный (продольных срезов)
- наблюдение
- самонаблюдение
- эксперимент
- психодиагностический (тесты)
- анализ продуктивной деятельности
- биографический (дневник)
1. аутотренинг (самовнушение)
- групповой тренинг (навык общения0
- терапевтические воздействия (слов)
- коллективный (програм.комп)
- качественный (анализ материала)
- наблюдение
- беседы
- интервью
- тестирование
- анкетирование
- педагогический эксперимент
- педагогический консилиум
- метод рейтинга и самооценки
Структурный элемент психики – сознание, самосознание и бессознательное. Существенной особенностью человека является способность определять субъективную картину окружающего мира, представленному ему в форме образов, мыслей и т.д. от самого этого мира. Такое мировосприятие называется осознаваемым. Человек – осознаваемый как бы относит соответствующий субъективный образ к самому себе и рассматривает как часть своего «Я», отделяя от всего остального как не принадлежащий себе.
Сознание– это особая форма отражения, которая является общим качеством всех психических функции; высший уровень развития психики. Сознание – это осознанное бытие. Сознание изменяется одновременно в 3 направлениях: 1)в историческом плане 2)в онтогенетическом плане 3) в гностическом плане.
Сознание может быть направлено не только на окружающий мир, но и на самого субъекта, в таком случае оно принимает форму самосознания.
Самосознание – это особый, структурный компонент психики, выражающийся в способности человека выделять самого себя как некую самостоятельную и отличную от всего окружающую реальность. Самосознание тесно связано с самооценкой. Образ «Я» - это устойчивая система представлений о себе, на основе которых строятся взаимоотношения с другими.
Психологи фиксируют у человека множество образов «Я», попеременно выступающих на переднем плане самосознания.
1) реальное «Я» - представление о себе в момент переживания (текущее «Я»).
2) идеальное «Я» - то, каким субъект должен быть, чтобы соответствовать внутренним критериям успешности.
3) фантастическое «Я» - то, каким субъект хотел себя видеть, если бы это было возможно.
Осуществляя самооценку, личность ориентируется на референтную группу. Эта группа, идеалы и интересы которой, человек примет.
Механизмы психологической защиты: 1) вытеснение 2) рационализация 3) вымещение 4) компенсация.
Если у человека хорошо развиты механизмы психологической защиты, то это делает неуязвимым по отношению к травмирующим ситуациям и воздействиям. В зоне ясного сознания находятся лишь малая часть одновременно наступающих из внутренней и внешней среды сигналов (автоматизированное действие, интуитивный акт мышления), очень слабые подпороговые ощущения, ответные реакции.
Бессознательное связано с деятельностью подкорковых структур головного мозга, а сознание с корой больших полушарий головного мозга. В современном научном понимании проблемы бессознательного два направления: 1)психоанализ (рассматривает сознание и бессознательное как взаимоисключающие элементы), 2) теория неосознаваемой психологической установки, опирается на представление о единстве человеческой личности.