Осуществление социальной политики в Казахстане в условиях демократического режима

Главный результатом реформ в экономическом секторе для современного Казахстана является переход к рыночной экономике и этот результат необратим. Казахстан преодолел экономический спад, вышел из социально-экономического кризиса. Вместе с тем вхождение в рыночную экономику породило также сопутствующие негативные проявления как глубокое имущественное расслоение, бедность и безработицу, коррупцию на всех уровнях. В этой связи чрезвычайно важны вопросы формирования социальной политики, основные направления которой могут быть сгруппированы по трем блокам: 1) борьба с нищетой;2) сохранение человеческого капитала; 3) адаптация человеческого капитала требованиям рынка.

В Казахстане складывается социальный слой, отвечающий всем критериям среднего класса в экономически развитых государствах. Формирование и функционирование среднего класса в стране как социальной базы стабильности переходного общества требует изменения приватизационной политики нормативно-правовой базы, а также продолжения устойчивого экономического роста.

Переходный период в РК был обусловлен прежде всего уникальностью отечественной модели президентской системы правления. В условиях ограниченности исторической почвы экономических, социальных, культурных, политических и иных предпосылок для установления парламентской системы правления, усиление полномочий главы государства является закономерным и целесообразным, так как позволяет достаточно эффективно решать главную задачу политического режима в переходный период – поддерживать политическую стабильность. Для переходных обществ, правильней говорить о необходимости сильной власти, при этом, понимая ее не как монопольно-централизованную власть, которая существовала в недавнем прошлом. Современные рыночные общества предполагают конфликтность и конкурентность и в этих условиях именно сильная власть способна эффективно проводить государственную политику максимально быстро и с наименьшими потерями разрешать возникающие конфликты исходя из интересов народа и государства. Основой сильной власти является четкая система разделения государственной власти, основанная на механизме сдержек и противовесов. Ее компонентами выступают сильное дееспособное правительство, профессиональный парламент, независимый суд, эффективная и ответственная местная власть, дополняя друг друга, все эти составляющие в совокупности представляют собой единую систему государственной власти, венчаемую главой государства как высшим должностным лицом, определяющим внешнюю и внутреннюю политику страны. При таком устройстве президент обеспечивает согласованное функционирование всех ветвей власти и ответственность органов власти перед народом.

Можно отметить, что функциональные и структурные характеристики первого двухпалатного профессионального парламента РК, как представительного и законодательного органа в системе государственной власти соответствуют и отвечают требованиям начальной стадии в становлении политической системы демократической направленности.

В Конституции Республики Казахстан 1995 года определены не только статус человека, гражданина, государственного и общественного строя, но и стратегические правовые идеи. Это, в частности, выражается в положении Основного Закона о том, что Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством.

Исключительно важной для государства и его граждан является его приверженность идеалам равенства и согласия. Здесь имеется в виду равенство не только всех граждан, но и всех социальных и национальных групп с позиции закона. Важными принципами функционирования гражданского общества являются достижение согласия между людьми различных групп в процессе их жизнедеятельности, недопущение конфронтации и конфликтов.

А для этого у нас имеются все предпосылки. Ведь общность исторической судьбы народа Казахстана сложилась в течение десятилетий в результате совместного проживания на единой территории. В разное время различными путями и способами переселились в Казахстан национальные группы, представители более ста наций и народностей. Все они вместе с казахским народом были участниками и свидетелями политических, экономических, социальных, культурных событий, которые происходили в Казахстане в течение жизни многих поколений. Они вместе строили фабрики и заводы, школы и театры и т.д., осваивали природные богатства Казахстана. Трагические события, происходившие в Советском Союзе в 20-30 годах, коснулись всех. Все вместе они боролись за победу над фашизмом на фронтах Отечественной войны и трудились в тылу, отстаивая свою независимость. После образования независимой Республики Казахстан все граждане Казахстана признали новое государство. Тем самым они не только подтвердили общность исторической судьбы в прошлом, но и выразили желание и готовность совместно строить новое общество, новую государственность.

Контрольные вопросы(обратная связь):

1. Что такое политический режим?

2. Охарактеризуйте тоталитарный режим.

3. Что общего между тоталитаризмом и авторитаризмом и в чем существенное отличие?

4. В чем заключается суть демократического режима?

5. Особенности политического режима в Казахстане.

Литература:

1. Актуальные проблемы политологии. Сборник статей. – Алматы, 1996.

2. Понеделков А.В. и др. Основы политологии. Москва – Ростов-на-Дону, 2007.

3. Горелов А.А. Политология в вопросах и ответах. Учебное пособие. Москва, 2007.

4. Амелин В.Н. Социология политики. М.: Изд-во МГУ, 1992.

5. Громыко А.Л. Политические режимы.- М., 1994.

6. Политология: Учеб. пособие/ Под ред. Д.С. Климентьева. М., 1997.