Типологиия политических систем, их функции
Если рассматривать политическую систему как совокупность взаимодействующих подсистем, то среди них можно выделить следующие: институциональную, информационно-коммуникативную и нормативно-регулятивную.
Институциональная подсистема включает в себя комплекс политических институтов: государство, политические партии, массовые общественные организации – движения, группы интересов. Среди них центральным является государство, представляющее собой высокоорганизованную форму политического сообщества и формирующее социальные отношения власти и контроля в обществе.
Значительная роль в функционировании политической системы принадлежит политическим партиям, объединяющим наиболее активную часть общества и способным влиять на государственную политику. Общественные организации и движения (профессиональные, творческие, молодежные, оборонные и др.) способствуют развитию политической, трудовой, социальной активности своих членов, удовлетворению и защите их потребностей и интересов.
Информационно-коммуникативная подсистема устанавливает связи между институтами политической системы. Активным элементом подсистемы являются средства массовой информации (печать, радио, телевидение). Сейчас в мире насчитывается более 150 информационных и телеграфных агентств, 100 тыс. телевизионных станций, 70 тыс. радиостанций, более 2 млрд. телевизоров, 3 млрд. радиоприемников. Космическое телевидение используют свыше 100 государств.
Не случайно средства массовой информации называют четвертой властью, ведь люди часто способны оценивать политические действия лишь при наличии определенного объема знаний и информации. Исторический опыт показывает, что средства массовой информации являются в той или иной мере независимыми в демократических обществах, а в тоталитарных они, как правило, действуют по заказу правящей элиты.
Всевозможные кормы, которые определяют поведение людей в политической жизни, образуют нормативно-регулятивную подсистему. Так, нормы и законы определяют процесс законодательства, регламентируют участие граждан в политическом процессе, устанавливают права: свободу создания организации, голоса и т. д. Без норм и законов, регламентирующих политическую жизнь, было бы невозможно избежать беспорядка или хаоса.
Под нормами-привычками чаще всего подразумевают традиционные политические принципы, сложившиеся под влиянием конкретной социальной и политической практики. Элементом подсистемы служит политическая культура, которая формирует отношение человека к окружающей действительности и политической деятельности, способствует пониманию целей и содержания политики государства, единению (или разъединению) всех слоев населения, создавая тем самым социальную базу для поддержки власти или ее дестабилизации.