Организация и технология закупок товаров у поставщиков
Классификация поставщиков
Изучение и поиск коммерческих партнеров - поставщиков по закупке товаров
Вторым этапом коммерческой работы по оптовым закупкам является выявление и изучение источников поступления, выбор поставщиков и каналов продвижения товаров. Очень важно выявить, изучить и выбрать наиболее подходящие источники поступления товаров, в которых будет осуществляться закупка - с точки зрения ассортимента и объема производимых товаров, условий поставки и других факторов – в сочетании с заботой о конечных покупателях, их платежеспособности.
К источникам поступления товаров относятся предприятия производственной сферы, и, в первую очередь — предприятия промышленности.
· Основное место в производстве непродовольственных товаров занимает легкая промышленность (текстильная, швейная, меховую, кожевенно-обувная и галантерейная, трикотажная и парфюмерно-косметическая отрасли).
· Черная и цветная металлургия, тяжелое машиностроение, транспортное машиностроение, приборостроение, электроника и вычислительная техника и т.д. производят товары культурно-бытового назначения, электробытовые товары, аппаратуру, посудо-хозяйственные товары, часы и многое другое.
· Целлюлозно-бумажная промышленность и лесная промышленность дают сырье и производят мебельные товары, строительные товары, канцелярские и школьно-письменные товары и др.
Главным источником поступления продовольственных товаровв торговлю являются отрасли
· пищевой промышленности, сельское хозяйство,
· лесное хозяйство
· рыболовство.
Пищевая промышленность условно делится на две группы:
Ø отрасли, использующие необработанное сельскохозяйственное сырье (например: сахарная, мукомольная, крупяная, маслобойная, консервная, маргариновая, винодельная, ликероводочная, табачная).
Ø отрасли, использующие сырье, прошедшее переработку (например: хлебопекарная, макаронная, кондитерская).
Особое место в производстве продовольственных товаров занимает молочно-мясная промышленность, охватывающая мясообрабатывающую, мясоколбасную, молочную и маслосыродельную отрасли.
Существенным товарным источником служит рыбное хозяйство страны. Оно включает рыбодобывающую, рыбоконсервную и рыбообрабатывающую отрасли.
В связи сбольшим многообразием поставщиков товаров применяется их классификации по различным признакам.
I. По территориальному признаку:
— местные поставщики
— внутриобластные поставщики, которых зачастую поставляют товары непосредственно розничным торговым предприятиям, минуя оптовые базы;
— внеобластные поставщики;
— республиканские поставщики;
— внереспубликанские поставщики.
Оптовые предприятия чаще всего закупают товары у внеобластных и внереспубликанских поставщиков. Они учитывают тот фактор, что не во всех областях и республиках развито производство товаров и их приходится завозить.
II. По форме собственности:
—государственные поставщики;
—муниципальные поставщики;
—частные поставщики;
—кооперативные поставщики;
—поставщики иных форм собственности.
—
III. По функциональным признакам:
— Поставщики-изготовители
— поставщики-посредннки (оптовые предприятия) - они накупают товары у поставщиков-изготовителей, посредников и реализуют их оптовым покупателям (розничным торговым предприятиям, агентам, брокерам, розничным торговцам и т.д.)
Подразделение поставщиков на изготовителей и посредников зависит от канала сбыта.
Канал сбыта — это путь, по которому товары движутся от производителей к потребителям. Канал сбыта характеризуется числом составлющих его звеньев или уровней. На каждом уровне выполняются различные операции по приближению товара к конечному потребителю. Выбор оптимального варианта распределения зависит от многих факторов (например: от характера товаров, от назначения).
Договор купли-продажи является основным документом, определяющим права и обязанности сторон, участвующих в товарных отношениях, в том числе и поставках товара. Этот договор выполняет следующие функции:
—юридически закрепляет отношения между сторонами договора, придавая им характер обязательств, выполнение которых оговорено в законе;
—определяет порядок и способы их исполнения;
—предусматривает способы защиты обязательств от их неисполнения сторонами договора (см. п.4.2 Хозяйственные договоры).
Договор поставки является основной опорой хозяйственных связей с поставщиками товаров. В гражданском кодексе договор поставки определен как договор, по которому поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним или иным подобным использованием. Из этого определения следует, что договор поставки относится к предпринимательским договорам, поскольку стороной-поставщиком данного договора может быть только предприниматель (например: предприятие-изготовитель; оптовое предприятие, осуществляющее посредническую деятельность; граждане-предприниматели, производящие товары для оптовой продажи и т.п.). Сторона, выступающая в роли покупателя, может и не осуществлять предпринимательскую деятельность, но приобретенные товары должны применяться ею в целях, не связанных с личным использованием.
Договоры поставки при длительных хозяйственных связях могут быть краткосрочные или долгосрочные (заключаемые на срок более года). Передача товаров по договорам поставки происходит отдельными партиями.
Гражданский кодекс РФ регламентирует хозяйственные правонарушения, возникающие при заключении договоров купли-продажи, договоров поставки. При заключении таких договоров надо опираться на главу 30 Гражданского кодекса РФ, где даются практические рекомендации по его составлению.
1.Вводная часть договора поставки содержит следующие данные:
· наименование (название) договора
· номер, и дату заключения договора. Дата заключения договора может являться и датой вступления его в действие.
· полное наименование продавца и покупателя, их сокращенные наименования, далее употребляемые в тексте договора.
· должности, ФИО лиц, заключивших контракт и основание для действий — либо доверенность, либо устав.
2.Предмет договора. В нем определяется:
· вид сделки,
· объект операции (конкретный товар),
· основные условия поставки (сроки, место, условия оплаты),
· качество и цена товара.
Договор может быть заключен на куплю-продажу товара, имеющегося в наличии у продавца (поставщика) в момент заключения договора, а также товара, который будет создан или приобретен продавцом в будущем. При этом надо учитывать, что условия договора купли-продажи (поставки) о товаре считаются согласованными, если договор позволяет определить наименование и количество товара.
Качество товара — определяется совокупностью характеристик, дающих возможность использовать товар по его назначению.
Под сроками поставки понимается согласованный сторонами и предусмотренный в контракте период времени, в течение которого продавец должен передать покупателю товар (устанавливается фиксированная дата поставки или период времени, в течение которого должна быть произведена поставка) В договоре обязательно оговаривается возможность досрочной поставки товара либо долгосрочной.
3.Условия поставки,или базис,определяют конкретный объем, содержание и прочие параметры транспортных операций, осуществляемых в рамках заключаемого договора.
Транспортные условия сделки оговаривают обязанности сторон при погрузке, разгрузке и транспортировке товаров от продавца к покупателю. В случае необходимости оговаривается вопрос упаковки и маркировки: вида, размера, порядка оплаты, качества и пр.
Если при заключении договора поставки между сторонами возникли разногласия по отдельным условиям договора, стороны согласуют их в течение 30 дней. В случае несогласия следует письменно уведомить другую сторону об отказе от заключения договора. Невыполнение этих обязанностей стороной, получившей предложение по условиям договора, влечет для нее обязанность возместить другой стороне убытки, вызванные уклонением от согласования условий договора.
В отличие от других договоров по договорам поставки допускается возможность одностороннего отказа от исполнения или одностороннего изменения в случае существенного нарушения договора одной из сторон. Под существенным нарушением следует понимать такое нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны ущерб, вследствие которого она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора. При этом нарушение договора поставки поставщиком считается существенным в случаях:
— поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
—неоднократного нарушения сроков поставки;
—неоднократного нарушения сроков оплаты товаров;
—неоднократной невыборки товаров.
В этих случаях договор поставки считается измененным или расторгнутым с момента получения одной стороною уведомления другой стороны об отказе от исполнения договора полностью или частично. Следует отметить, что передача товара в обусловленный срок – один из признаков, по которому договора поставки составляют отдельный вид договора купли-продажи.
Второй особенностью договора поставки является исчисление убытков при расторжении договора. Так, например, в разумный срок после расторжения договора вследствие нарушения обязательства продавцом покупатель купил у другого лица товар по более высокой, но разумной цене. Покупатель вправе предъявить продавцу требование о возмещении убытков в виде разницы между договорной ценой и ценой по совершенной взамен сделке. Аналогичное право предоставлено поставщику в случае, когда он вследствие нарушения договора покупателем, продал товар по более низкой, но разумной цене. Если вместо расторгнутого договора одна из сторон не совершила иную сделку и текущая цена увеличилась, то сторона может предъявить требование о возмещении убытков в виде разницы между этими ценами. Текущей ценой считается цена, обычно взымавшаяся при сравнимых обстоятельствах за аналогичные товары в месте, где должна была быть осуществлена передача товара.
Исполнение договора поставки должно постоянно контролироваться по следующим показателям:
· по общему объему;
· по развернутому ассортименту;
· по срокам поставки;
· по качеству;
· по соблюдению расчетной дисциплины;
· по наличию и правильному оформлению сопроводительных документов.
Одним из основных документов является счет-фактура, которая выписывается продавцом на имя покупателя при отгрузке и является требованием продавца к покупателю оплатить указанную там сумму.
Оптовые закупки товаров являются важной составной частью коммерческой деятельности оптовых торговых предприятий. Они дают возможность сформировать необходимый торговый ассортимент товаров для снабжения розничной торговой сети, осуществлять воздействие торговли на производство в соответствии с требованиями покупательского спроса. Правильно организованные оптовые закупки товаров являются необходимым условием создания оптимальных товарных запасов, повышения товарооборачиваемости, получения прибыли и удовлетворения спроса населения.
Технология закупки товаров торговыми предприятиями зависит от источников поступления товаров:
· у производителей;
· у посредников;
· на товарных биржах.
Закупка товаров ведется на оптовых ярмарках, оптовых продовольственных рынках, на оптовых складах, в мелкооптовых магазинах-складах, у индивидуальных частных предпринимателей.