Лицо в системе политических отношений

История развития человечества выступает как деятельность человека, имеет свои собственные цели. Но категория " человек" определяется чертами , которые определяют специфику жизнедеятельности людей. Человек - это социальное качество всех индивидов , составляющих род человеческий . Эта социальная качество проявляется в том , что , в отличие от животного, которое обеспечивает свою жизнедеятельность , непосредственно взаимодействуя с природой , человек удовлетворяет свои жизненные потребности косвенно , через изготовление орудий труда , осуществления процесса труда и создание в результате этого общественных отношений , социальных и политических институтов , то есть общества как целого и взаимосвязанного организма.

Сущность человека не существует сама по себе . Реальноьвона находит свое выражение в жизнедеятельности индивида . Каждый индивид - это реальная , живой человек , реальная личность со всеми присущими ей биологическими и социальными особенностями. Лицо понимается как социальное качество индивида , форма проявления существования , функционирования , развития всей системы общественных отношений .

В зависимости от социальных ролей , которые играют в политике личности , выделяют такую ​​их типологию (по В. Бебик ) :

1 ) рядовой гражданин, имеющий статус объекта политики , то есть не проявляет активности , не интересуется политикой и не влияет на нее ;

2 ) гражданин, являющийся членом общественно - политической организации , движения , косвенно вовлечен в сферу политической практики именно благодаря членству в упомянутых организациях ;

3 ) гражданин - член политической партии , при этом степень его участия в указанной деятельности зависит от его стремлений , интересов и возможностей , обусловленных общественным весом этой организации и социальной ролью в ней гражданина ;

4 ) политический или общественный деятель;

5 ) профессиональный политик , для которого политическая деятельность является источником существования и содержанием жизни ;

6 ) политический лидер - институированный , духовный , интеллектуальный , формальный или неформальный, имеет определенный авторитет в обществе .

Жизнь в обществе превращает человека в политическую существо - homo politicus . Процесс ( социализация ) прошел количественную и качественную эволюцию от небольшого слоя свободных людей в общей участия в политических , процессах , от прямой к представительной демократии.

Важными для становления политического человека стали:

- Введение всеобщего избирательного права;

- Массовое участие в деятельности политических партий ;

- Формирование информационного общества ;

- Систематический рост участия женщин в политической жизни ;

- Привлечение к политике этнических и социальных меньшинств.

Политическая социализация - это процесс непрерывного приобретения человеком политических качеств , знаний , умений , навыков , достижений политической культуры . Политическая социализация функционирует на следующих уровнях:

1 ) социальном - общественный уровень в целом , когда человек приобщается к политике под действием проблем , с которыми сталкивается все общество ;

2 ) социально - психологическом - характерна для малых групп через межличностное общение ;

3 ) внутри- личностном - проходит через интересы и потребности личности , мотивы и ценностные ориентации .

Политические ценности , традиции , образцы поведения и другие элементы политической культуры усваиваются человеком непрерывно , и этот процесс может быть ограничен только продолжительностью его жизни.

 

12. Правовое государство: содержание, принципы формирования

Правовое государство - государство, в котором обеспечено верховенство права и верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, признаются и гарантируются права и свободы человека, а в основу организации государственной власти положен принцип разделения властей.

В отличие от обычного государства правовое связано правом, исходит из верховенства закона, действует строго в определённых границах, установленных обществом, подчиняется обществу, ответственно перед гражданами, обеспечивает социальную и правовую защищённость граждан.

Основные признаки правового государства:

1. Верховенство (господство, приоритет) права. В правовом государстве праву подчиняются не только граждане и организации, но и само государство, деятельность государственных органов основывается на нормах права. При этом законы и другие правовые акты должны быть правовыми, то есть должны соответствовать основным принципам права (приоритету прав человека, справедливости, демократичности, гуманности, разумности).

2. Верховенство закона. Законы, (правовые акты, принимаемые в установленном порядке законодательным органом или непосредственно народом), регулируют наиболее важные общественные отношения, обладают наибольшей юридической силой в системе права, другие нормативные правовые акты являются подзаконными и не могут противоречить закону. Закон должен быть преградой для произвола. Кроме того, в системе законодательства обычно выделяется Конституция - основной закон, обладающий высшей юридической силой, поэтому правовое государство - это, как правило, конституционное государство.

3. Разделение властей - распределение компетенции и государственно-властных полномочий между тремя основными ветвями власти (законодательной, исполнительной и судебной) и государственными органами, причём властные полномочия должны быть сбалансированы между государственными органами и "ветвями власти", исключается сосредоточение всех полномочий или большей их части в ведении единого государственного органа либо должностного лица, что может повлечь произвол и беззаконие. Организация и деятельность государственной власти в правовом государстве основывается на принципе разделения властей, причём независимые "ветви власти" могут сдерживать, уравновешивать, контролировать друг друга, это так называемая "система сдержек и противовесов". Для правового государства особое значение имеет сильная и независимая судебная власть, она играет решающую роль в обеспечении верховенства закона, прав и свобод человека.

4. Широкие права и свободы человека, причём не просто провозглашённые, но и гарантированные, реально обеспеченные. В правовом государстве существуют реальные политические, экономические и иные предпосылки для реализации прав и свобод человека и гражданина, обеспечивается их судебная защита. Однако допускаются и необходимые ограничения прав и свобод человека и гражданина. Кроме того, правовое государство устанавливает равноправие граждан, равенство всех перед законом и судом.

5. Взаимная ответственность гражданина и государства предполагает, что не только гражданин отвечает за совершённые правонарушения, но и государство, государственные органы и должностные лица несут юридическую ответственность за нарушение прав и свобод человека и гражданина.

Наряду с основными признаками права важное значение для его идентификации имеют принципы права. Они представляют собой основные идеи, исходные положения или ведущие начала процесса его формирования, развития и функционирования. Отражаясь, прежде всего в нормах права, отражают его внутреннее строение, статику, но и процесс его применения, его динамику.

В целях более глубокого изучения и более эффективного применения принципов права используется ряд критериев классификации принципов права и соответственно разделения их на различные группы.

Общие принципы правового государства - это социальная справедливость, гуманизм, равноправие, законность в процессе создания и реализации норм права, единство юридических прав и обязанностей, демократизм.

Межотраслевые правовые принципы охватывают 2 или более отрасли права, преимущественно смежных (конституционное и административное, уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное и другое).

Отраслевые принципы распространяются лишь на конкретные отрасли права - конституционное, гражданское, уголовное, земельное, трудовое и др. Соответственно на их основе создаются и реализуются нормы, составляющие только данную отрасль права.

Принцип разделения властей - это разделение власти между законодательными, исполнительными и судебными органами государства. Данный принцип означает, что ни одному из государственных органов не принадлежит вся государственная власть в полном объёме.

 

13. Политическая элита: понятие, функции, классификация

Политическая элита — это относительно немногочисленный слой людей (своего рода управляющий класс), занимающий руководящие посты в органах государственной власти, политических партиях, общественных организациях и т.п. и влияющий на выработку и осуществление политики в стране.

Политическая элита есть властвующая часть общества, правящий слой. Данным понятием обозначаются группы лиц, имеющих высокое положение в обществе, активных в политической и иных сферах деятельности, обладающих авторитетом, влиянием, богатством. В основном это профессиональные политики высокого ранга, наделенные властными функциями и полномочиями. Это также высшие государственные служащие, подготовленные к участию в разработке и реализации политических программ, к выработке и осуществлению стратегии общественного развития.

Существование политической элиты обусловлено следующими факторам:

— психологическими и социальными особенностями людей, их неодинаковыми способностями, возможностями и желанием участвовать в политике;

— законом разделения труда, который требует профессионального занятия управлением, определенной специализации;

— высокой социальной значимостью управленческого труда и его соответствующим стимулированием;

— широкими возможностями использования управленческой деятельности для получения социальных привилегий (ибо она прямо связана с распределением ценностей);

— практической невозможностью осуществления всеобъемлющего контроля за политическими руководителями;

— политической пассивностью широких масс населения, главные интересы которых обычно лежат вне политики (В.П. Пугачев, А.И. Соловьев).

Политическая элита не простая сумма лиц, силой случая оказавшихся наделенными властью, а социальная группа, которая формируется в результате “естественного отбора”, слой людей, который создается из личностей, обладающих определенными способностями, профессиональными знаниями, навыками, умениями. Поэтому политическая элита является центральным звеном государственного управления, от деятельности которого в значительной степени зависит направление и ход политического развития общества, функционирование политической системы.

Функции политической элиты:

— стратегическая (определение политической программы действий путем генерирования новых идей, отражающих интересы общества, классов, слоев и т.п.);

— организаторская (осуществление на практике выработанного курса, воплощение политических решений в жизнь);

— интегративная (укрепление стабильности и единства общества, устойчивости его политической и экономической систем, недопущение и разрешение конфликтных ситуаций).

Типы элиты:

Современные политические элиты, как правило, имеют сложную структуру и заметно различаются в разных странах. По этой причине существуют разнообразные классификации политической элиты.

1) Элита, непосредственно обладающая государственной властью, называется правящей. Ей противостоит оппозиционная или контрэлита.

2) В зависимости от характера рекрутирования элиту подразделяют на открытую и закрытую. Открытая элита может пополняться представителями разных слоев населения. В закрытую элиту доступ не возможен для представителей других социальных групп.

3) П. Шаран выделил традиционную и современную элиту. В традиционную элиту входят религиозные элиты, аристократия, военное руководство развивающихся стран. Современную элиту он характеризует как рациональную. Она состоит из четырех групп:

- высшая элита принимает все важнейшие в обществе решения. В её состав ходит высшее руководство страны и их ближайшее окружение. Принято считать, что в западных странах на каждый миллион жителей приходится примерно 50 представителей высшей элиты.

- в среднюю элиту включают лиц, характеризующихся тремя признаками – уровнем дохода, профессиональным статусом, образованием. Эта часть элиты составляет примерно 5% взрослого населения.

- группы, у которых отсутствует один из трех показателей, образуют маргинальную элиту.

- высший слой государственных служащих составляет административную элиту. Административная элита осуществляет исполнительные функции.

 

14. Политический экстремизм: понятие, виды

Политический экстремизм - сложнейший социально-политический феномен, сопровождающий человечество на протяжении веков. В современных условиях в связи с усилением противоречий в обществе, кризисным состоянием общественных отношений происходит резкая активизация политического противоборства, использование в практике разрешения политических конфликтов, наряду с цивилизованными, правовыми методами, антиконституционных форм политической борьбы. Политический экстремизм сегодня переходит в ряд явлений, представляющих реальную угрозу национальной безопасности России, жизненно важным интересам личности, общества и государства. В настоящее время системный характер приобретают такие его действия, как террористические акты, призывы к насильственному захвату власти, угрозы государственным и общественным деятелям, политическим лидерам и активистам, захваты заложников, блокирование административных зданий и учреждений, пикетирование и обстрел иностранных представительств, массовые беспорядки и другие акты насилия. Возникновение и активная деятельность незаконных вооруженных формирования, проведение террористами широкомасштабных боевых операций в Буденовске и Кизляре, осуществление целой серии террористических акций, в том числе с использованием взрывных устройств, показали, что важнейшими объектами политического экстремизма стали конституционные права личности, жизнь, здоровье и свобода людей.

Политический экстремизм - это явление международного масштаба. Среди известных своей активностью экстремистских организаций левой ориентации за рубежом имеются такие, как "Красные бригады" (Италия), "Фракция Красной армии" - РАФ (ФРГ), "Аксьон директ" (Франция), ЭТА (Испания) и другие. К правым относятся "Национал-социалистический фронт действий (ФРГ), "Группа Пайпера" (Италия), "Партия новых сил" (Франция), "Международная лига победы над коммунизмом" (Япония) и др. Несмотря на различие их идейных платформ, формы и методы экстремистской деятельности этих организаций схожи.

Некоторые исследователи предлагают различные классификации политического экстремизма, выделяют его конкретные типы, виды и формы, выдвигая в качестве критерия такой классификации учет субъектов экстремистской деятельности, в соответствии с позициями которых проявления политического экстремизма можно разделить на следующие типы: международный экстремизм, осуществляемый на территории нескольких государств; государственный экстремизм - проводимый с участием государственных органов на международном и внутригосударственном уровнях; внутренний экстремизм - совершаемый государственными органами и оппозиционными политическими структурами внутри страны.

В научных исследованиях широкое распространение получила типология экстремизма, в основе которой находятся цели и мотивы насильственных проявлений, идеологическая платформа, на которой базируется деятельность его субъектов. Соответственно выделяют: криминальный экстремизм; экстремизм, совершаемый по психологическим мотивам и на основе религиозного фанатизма; военный экстремизм; политический и националистический экстремизм.

В научной литературе политический экстремизм подразделяют на три основных вида:. политический экстремизм на государственном уровне, характерный, как правило, для стран с авторитарным, недемократическим режимом правления, представляет более высокую степень общественной опасности, затрагивая жизненно важные интересы абсолютного большинства граждан своей страны, угрожая безопасности международного сообщества. Государственный политический экстремизм, как отмечается в научно-теоретических исследованиях, в зависимости от объектов воздействия, имеет внешнюю направленность, включающую осуществление государством насилия в отношении международных органов, иностранных граждан, правительств или государств и внутреннюю направленность, состоящую в применении насилия к своим политическим оппонентам, к населению страны в целом для поддержания или укрепления своей власти. Также выделяют такой вид политического экстремизма, как организационно-групповой, связанный с деятельностью политических образований, экстремистских групп или сообществ и индивидуальный экстремизм, содержанием которого являются действия экстремистов-одиночек.