Справедливость. Теория справедливости Ролза
Наряду с добром и долгом универсальным и важнейшим ценностным ориентиром морального сознания является справедливость.
На особую значимость справедливости в жизни человека указывали многие мыслители. В сочинении Платона «Государство» встречается мысль о том, что справедливость дороже всякого золота. Что несправедливость - величайшее зло, которое только может содержать душа, а справедливость - величайшее благо. Только те любезны богам, которым ненавистна несправедливость, писал Демокрит.
В самом общем плане понятие справедливости выражает идею правильного, должного порядка вещей в человеческих взаимоотношениях; который соответствует представлениям, о назначении человека, естественных и неотъемлемых правах и обязанностях. В наибольшей степени нравственный смысл понятия справедливости выражен в интерпретации справедливости как правды, справедливости как честности, справедливости как следования природе и исполнению долга.
Однако сознание справедливости, в отличие от сознания добра и долга, более конкретно увязано с жизненно важными повседневными интересами людей. В справедливости фиксируется характер отношений других людей к данному человеку, мера распределения различных благ. Образно говоря, если добро одно для всех, то справедливость поворачивается к каждому конкретному человеку по-разному, задевает каждого, вызывает самые различные переживания: от черной зависти и негодования до самой трепетной благодарности.
Поэтому понятие справедливости наряду с моральным имеет также социальный аспект. Часто говорят о социальной справедливости, имея в виду моральную оценку характера общественных отношений. В этом аспекте справедливость содержит в себе требование соответствия между деяниями и воздаяниями, трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием, заслугами людей и их общественным признанием. Несоответствие в этих соотношениях оценивается как несправедливость.
Исторически содержание понятия справедливости менялось. Первое в истории общественного сознания понимание справедливости было связано с признанием непререкаемости нравственных норм, в частности, норм первобытного общества. Справедливость в этом контексте - это простое следование общепринятому порядку. В социальной практике такое понимание справедливости имело негативный смысл - требование наказания за нарушение общей нормы. Одним из его практических выражений был институт родовой мести.
Более сложное позитивное понимание справедливости связано с идеей равенства. В период родового строя справедливость истолковывалась как уравнительное равенство, главным образом как равенство всех людей в пользовании средствами жизни и правами, а также полного соответствия деяния и воздаяния - око за око, зуб за зуб.
С возникновением частной собственности и общественного неравенства справедливость начинают отличать от равенства. Справедливость в новых общественных условиях начинает разделяться на уравнительную и распределительную. Новое понимание справедливости впервые было сформулировано в этике Аристотеля. Исходным принципом справедливости для Аристотеля является принцип равенства. Несправедливость же проявляется в неравенстве, когда люди наделяют себя больше, чем других различными благами. Однако, отмечает античный философ, люди сами неодинаковы и действуют в различных условиях. Поэтому чисто формальное исполнение принципа равенства не может быть справедливым. И Аристотель вводит дополнительный принцип - принцип пропорциональности. «Если справедливое - это равное, то пропорционально равное также будет справедливым». Пропорциональное равенство состоит в том, что имеющий большее имущество делает больший взнос, а имеющий малое - малый взнос; много потрудившийся получает больше, чем поработавший мало». «В целом, - заключает Аристотель, общественная жизнь держится справедливостью, и справедливое - то же, что пропорциональное».
Интерпретация Аристотеля справедливости как пропорционального равенства сохраняется в социальной этике в течение многих столетий. Через понятие пропорциональности Аристотель уточнил понятие справедливости. Теперь справедливость получила форму выражения как правильная мера равенства в смысле соответствия между правами и обязанностями людей, заслугами человека и их признанием, между деянием и воздаянием за него.
В либерально-демократической идеологии социальная справедливость осмысливается как создание для всех членов общества равных возможностей для реализации своих способностей и удовлетворения жизненных потребностей, соразмерность вознаграждения, получаемого людьми и их различными объединениями со стороны общества и его институтов, согласно их делам, поступкам, характеру жизнедеятельности. Реализация принципа социальной справедливости в социально-политической сфере предполагает фактическое равноправие (равенство прав и обязанностей) всех граждан независимо от их социальной и национально-расовой принадлежности. Это, в свою очередь, предполагает предоставление всем гражданам равных возможностей участвовать в управлении общественной жизнью общества в соответствии со своими интересами, возможность участия в принятии решений. В сфере культуры принцип справедливости находит свое выражение в создании все более благоприятных условий для приобщения всех членов общества к духовным ценностям и процессу их создания.
В сфере экономики принцип справедливости означает возможность свободного выбора при равных условиях и сводится к равенству «правил игры», возможность участия в производственной и коммерческой деятельности.
Развернутую концепцию справедливости, базирующуюся на идеологии либерализма, сформулировал Джон Ролз в книге «Теория справедливости».
Он выдвигает два главных принципа справедливости. «Первый принцип: каждый должен иметь равные права в отношении наиболее обширной схемы равных оснований свобод, совместимых с подобными схемами свобод для других.
Второй принцип: социальные и экономические неравенства должны быть устроены так, чтобы: а) от них можно было бы разумно ожидать преимущества для всех и б) доступ к положениям (статусам) и должностям был бы открытым для всех в условиях честного равенства возможностей». Таким образом, Д. Ролзом предполагается равенство в отношении основных свобод, определяющих исходное положение человека в обществе, задающее условие его деятельности и неравенство в отношении возможных результатов этой деятельности.
5 Каменская Е.Н. Этика. Эстетика. Конспект лекций. - -Ростов н/Д: Феникс, 2004. – с. 8-13.
5 Каменская Е.Н. Этика. Эстетика. Конспект лекций. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – с. 97-101.
5 Каменская Е.Н. Этика. Эстетика. Конспект лекций. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – с. 102-107.