Долг и совесть
Долг - одна из основных категорий этики, общественная необходимость, выраженная в нравственных требованиях в такой форме, в какой они выступают перед определенной личностью. Иными словами, это превращение требования нравственности, в равной мере относящегося ко всем людям, в личную задачу данного конкретного лица, сформулированную применительно к его положению и ситуации, в которой он находится в данный момент. Если в моральном требовании выражено отношение общества к отдельным его членам (оно формулируется обществом и предъявляется к ним), то долг - это отношение личности к обществу. Личность выступает здесь как активный носитель определенных моральных обязанностей перед обществом (субъект), который осознает их и реализует в своей деятельности. Выполняя требования долга, личность выступает носителем определенных моральных обязанностей перед обществом, реализуя их в совей деятельности. В долге обязателен побудительный момент. Долг – это такое отношение человека к общественным обязанностям, общественным делам, когда они осознанно выполняются по внутреннему побуждению.
Категория долга тесно связана с другими понятиями, характеризующими моральную деятельность личности, такими как ответственность, самосознание, совесть, мотив.
Психологически долг осознается личностью как необходимость совершать определенные действия. Однако в случае долга эта необходимость диктуется не внешними обстоятельствами, а осознается личностью как изнутри данная необходимость, как внутреннее побуждение. Долг только тогда становится нравственным феноменом, когда следование его требованиям является добровольным. Нравственный долг - это сознательное и свободное подчинение личности моральному повелению.
Таким образом, спецификой нравственного долга является его превращение из внешней необходимости определенного поведения в добровольно принимаемую на себя обязанность, становящуюся внутренней потребностью личности. По словам И.Канта, долг - это нравственный закон внутри нас, субъективный принцип нравственности. Он означает, что в случае долга нравственный закон сам по себе прямо и непосредственно становится мотивом человеческого поведения.
В повседневном опыте и общеупотребительной лексике долгом именуются разнообразные обязанности, вытекающие из совместной жизни людей, включая профессиональную деятельность и предписываемые правом, обычаем, традицией, служебными уставами и т.д. (воинский долг, долг врача, долг отца, долг соотечественника и т.п.). Моральный долг отличается от прочих обязанностей тем, что он претендует на безусловность. Через понятие долга той или иной конкретной обязанности придается безусловный характер и она поднимается на высоту нравственной обязанности.
В самом общем плане можно сказать, что содержанием морального долга является та совокупность моральных норм, принципов, моральных кодексов и идеалов, которые регулируют нравственную деятельность и нравственные отношения того или иного сообщества. В этой совокупности имеется безусловно стабильный компонент, который составляет содержание общечеловеческой морали. Вместе с тем, в нем имеется также относительный момент, связанный с историческими особенностями общества.
В рамках рассмотрения данной категории выделяется понятие профессионального долга, относящегося к профессиональной этике наряду с понятием профессиональной чести, которое будет рассмотрено далее. Профессиональный долг включает в себя не только практические результаты, но и мотивы деятельности. При выполнении профессионального долга важно выяснить степень ответственности человека за выполнение поставленной задачи и степень осознания ее служебно-деловой важности. Моральный критерий профессиональной деятельности ориентирует на максимальные возможности развития нравственных сил и основывается на углублении субъективной стороны профессионального долга. Иначе говоря, Выполнение профессионального долга носит скорее субъективный характер и зависит от наличия личностных качеств, позволяющих реализовывать свой профессиональный долг.
Далее рассмотрим категорию совести.
Совесть может проявляться не только в форме разумного осознания нравственного значения совершаемых действий, но и в форме эмоциональных переживаний, например в чувстве удовлетворенности или угрызений совести. Совесть - это субъективное осознание личностью своего долга и ответственности перед обществом за свое поведение, служащее руководством в оценке и выборе своих намерений и поступков. Но форма этого осознания такова, что они выступают как долг и ответственность человека перед самим собой. Руководствуясь личной совестью, человек судит свои поступки как бы от своего собственного имени. Эта субъективная форма проявления совести послужила источником множества идеалистических мистификаций данного понятия в истории этической мысли.
Совесть представляет собой способность человека формулировать моральные обязательства, критически оценивать свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать их несоответствие нравственным заповедям и принципам, требовать от себя поступать в соответствии с требованиями этих заповедей и принципов.
Основные функции совести - это самооценка и самоконтроль.
Очень важно отметить рефлексивный характер совести, т.е. ее направленность на собственное сознание. Совесть производит оценку действия и поступков индивида и выносит свой вердикт: добрые они или злые, находятся ли они в соответствии с долгом, нравственны или безнравственны. Совесть способна и поддержать индивида в тех случаях, когда он подвергается незаслуженным обидам, оскорблениям, оговорам. Человек противостоит этому негативному давлению извне, имея опору внутри себя - опираясь на голос своей совести, подтверждающей его правоту, нравственную чистоту.
Проблема развития нравственного сознания силы и глубины голоса совести нашла свое отражение в дискуссии о том, возможна ли вообще чистая совесть. По этому вопросу в этике были высказаны два противоположных взгляда. Один взгляд, выражаемый в частности выдающимся этиком XX в. Альбертом Швейцером, состоит в том, что чистая совесть как таковая невозможна. Так что уверенность в чистоте собственной совести есть либо лицемерие, либо знак нравственной неразвитости, слепоты в отношении собственных оплошностей и ошибок, неизбежных для каждого человека, либо свидетельство успокоенности и, значит, смерти души.
Другой взгляд состоит в том, что признавать свою совесть чистой возможно и нужно. Чистая совесть - это сознание того, что ты в общих чертах справляешься со своими моральными обязанностями, что за тобой нет существенных нарушений долга и крупных отступлений от нравственных ориентиров.
Более обоснованной представляется вторая точка зрения. Чистая совесть - это нормальное состояние человека, выполняющего моральный долг, это награда за нравственные усилия. Без чистой совести добродетель потеряла бы всякую ценность.
Совесть в значительной степени - эмоциональный феномен. Он проявляется через глубокие переживания, чаще всего негативного характера: самоупреки, укоры, тревожность и озабоченность человека моральностью и гуманностью своего поведения5.
Основой совести является понимание и переживание человеком нравственных ценностей. Формы проявления совести могут быть самыми разными:
- в форме нравственного удовлетворения (исполненный долг, помощь нуждающемуся, защита, забота и т.п. вызывают у человека чувство душевного удовлетворения, радости от содеянного);
- в форме стыда. Чувство стыда испытывается как перед другими людьми за безнравственное деяние, ставшее известным окружающим, так и перед самим собой – за поступки, о которых никто даже не догадывается. В последнем случае имеют место угрызения совести, как форма проявления совести;
- в форме сомнения. Сомнение – это результат незнания или неполного знания, поспешности. Как чувство долга, так и чувство совести имеют в своей основе самосознание, самооценку личного отношения к окружающему миру, к нравственным нормам в обществе.
Человек как высшая ценность раскрывается только во взаимоотношениях с обществом, выражаясь в категориях чести и достоинства.
Издавна эти категории привлекали к себе внимание разных философов. Говоря о данных категориях, на первое место обычно ставят честь. Это более древняя категория, чем достоинство. В обыденной жизни иногда одно понятие подменяют другим. Однако они не идентичны, достоинство более широкое понятие. Эти категории практически совпадают по своему объективному содержанию, но различаются по форме. Оценка чести – это оценка общественного мнения, а оценка достоинства – дело самой личности.
Достоинство –это форма индивидуальной самооценки, осознания собственной ценности. Это собирательное понятие. Другими словами, каждый человек является одновременно носителем нескольких достоинств:
- личное достоинство (ценность конкретной личности, с присущей ей совокупностью значимых свойств);
- групповое достоинство (ценность человека как представителя социальной группы (семьи, коллектива);
- профессиональное достоинство (ценность человека, связанная с его профессиональной принадлежностью);
- гражданское достоинство (ценность человека как представителя того или иного государства);
- человеческое достоинство (ценность человека вообще, как представителя человеческого рода).
Достоинство человека находится в тесной взаимосвязи с выполнением общественного долга. Чем добросовестнее выполняет человек свой долг перед обществом, тем выше его ценность и, наоборот, чем выше достоинство личности, тем полнее она его осознает, тем ответственнее она выполняет свои обязанности. Проверкой степени личного достоинства являются жизненные трудности, умение их преодолевать, выполнять свой долг.
Достоинство помимо манеры держать себя определенным образом в обществе выступает как реакция на то или иное отношение к человеку, поэтому можно говорить о нем как об понятии эмоциональном. Честь выступает как мировоззренческое понятие. В чувстве собственного достоинства немаловажную роль играет чувство гордости, основывающееся на осознании своих заслуг перед обществом и людьми. Чувство профессионального достоинства основывается на понимании человеком сложности, трудности и важности для общества своей профессии, чувстве гордости своей профессией.
Подобно достоинству категория честираскрывает отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества. Честь – это бескомпромиссное следование моральным принципам и нормам, ориентированным на нравственный идеал, это нравственная воспитанность, убежденность. В категории чести ценность человека связывается с конкретным положением в обществе, родом его деятельности, моральными заслугами. Честь оценивает людей дифференцированно, что отражается в их репутации. Честь- это положительная моральная репутация; социально-нравственная оценка человека или учреждения, авторитет; высшая степень порядочности, честности и благородства. Понятие о чести конкретного человека находится в сознании знающих его людей, в мнении коллектива. Если достоинство человека – это его ценность, то честность – признание достоинств человека.
Честь как стимул выполнения общественного долга выступает в форме профессиональной чести. Профессиональная честь – это признание общественным мнением и осознание самим человеком высокой социальной ценности и важности выполнения своего долга. В данном понятии отражается осознание общественной значимости профессии, любовь к ней и профессиональная гордость, побуждающие к высокому мастерству и творчеству. Профессиональная честь стимулирует, активизирует личность; требует добросовестного и ответственного отношения к выполнению профессиональных обязанностей, предполагая самокритичное отношение к себе. У человека в процессе социализации вырабатывается чувство чести – высокая восприимчивость к своей моральной репутации, стремление заслужить положительную оценку определенных групп людей, их уважение.
Как правило, развитое чувство чести заставляет человека вести себя в рамках нравственных норм даже тогда, когда он не находится под непосредственным контролем общественного мнения. Содержание чести как категории в значительной степени зависит от уровня общей культуры человека, его духовного и физического развития, умения масштабно (по-государственному) мыслить.
Чести противоположно честолюбие. Честолюбие отличается от чести тем, что оно проявляется в постоянном и настойчивом стремлении завоевать себе общественное признание, почет и славу любыми средствами, как социально полезными, так и социально вредными. Честь подчиняется долгу, если долг подчиняется чести, то это уже честолюбие.