Долг и совесть

Долг - одна из основных категорий этики, обще­ственная необходимость, выраженная в нравственных требованиях в такой форме, в какой они выступают пе­ред определенной личностью. Иными словами, это пре­вращение требования нравственности, в равной мере относящегося ко всем людям, в личную задачу данного конкретного лица, сформулированную применительно к его положению и ситуации, в которой он находится в данный момент. Если в моральном требовании выраже­но отношение общества к отдельным его членам (оно фор­мулируется обществом и предъявляется к ним), то долг - это отношение личности к обществу. Личность выступа­ет здесь как активный носитель определенных мораль­ных обязанностей перед обществом (субъект), который осознает их и реализует в своей деятельности. Выполняя требования долга, личность выступает носителем определенных моральных обязанностей перед обществом, реализуя их в совей деятельности. В долге обязателен побудительный момент. Долг – это такое отношение человека к общественным обязанностям, общественным делам, когда они осознанно выполняются по внутреннему побуждению.

Категория долга тесно связана с другими понятиями, характери­зующими моральную деятельность личности, такими как ответственность, самосознание, совесть, мотив.

Психологически долг осознается личностью как не­обходимость совершать определенные действия. Однако в случае долга эта необходимость диктуется не внешни­ми обстоятельствами, а осознается личностью как изнут­ри данная необходимость, как внутреннее побуждение. Долг только тогда становится нравственным феноме­ном, когда следование его требованиям является добровольным. Нравственный долг - это сознательное и сво­бодное подчинение личности моральному повелению.

Таким образом, спецификой нравственного долга яв­ляется его превращение из внешней необходимости опре­деленного поведения в добровольно принимаемую на себя обязанность, становящуюся внутренней потребностью личности. По словам И.Канта, долг - это нравствен­ный закон внутри нас, субъективный принцип нравствен­ности. Он означает, что в случае долга нравственный за­кон сам по себе прямо и непосредственно становится мо­тивом человеческого поведения.

В повседневном опыте и общеупотребительной лек­сике долгом именуются разнообразные обязанности, вы­текающие из совместной жизни людей, включая профес­сиональную деятельность и предписываемые правом, обы­чаем, традицией, служебными уставами и т.д. (воинский долг, долг врача, долг отца, долг соотечественника и т.п.). Моральный долг отличается от прочих обязанностей тем, что он претендует на безусловность. Через понятие дол­га той или иной конкретной обязанности придается безус­ловный характер и она поднимается на высоту нравствен­ной обязанности.

В самом общем плане можно сказать, что содержа­нием морального долга является та совокупность мо­ральных норм, принципов, моральных кодексов и идеа­лов, которые регулируют нравственную деятельность и нравственные отношения того или иного сообщества. В этой совокупности имеется безусловно стабильный ком­понент, который составляет содержание общечеловечес­кой морали. Вместе с тем, в нем имеется также относительный момент, связанный с историческими особеннос­тями общества.

В рамках рассмотрения данной категории выделяется понятие профессионального долга, относящегося к профессиональной этике наряду с понятием профессиональной чести, которое будет рассмотрено далее. Профессиональный долг включает в себя не только практические результаты, но и мотивы деятельности. При выполнении профессионального долга важно выяснить степень ответственности человека за выполнение поставленной задачи и степень осознания ее служебно-деловой важности. Моральный критерий профессиональной деятельности ориентирует на максимальные возможности развития нравственных сил и основывается на углублении субъективной стороны профессионального долга. Иначе говоря, Выполнение профессионального долга носит скорее субъективный характер и зависит от наличия личностных качеств, позволяющих реализовывать свой профессиональный долг.

Далее рассмотрим категорию совести.

Совесть может проявляться не только в форме разум­ного осознания нравственного значения совершаемых дей­ствий, но и в форме эмоциональных переживаний, на­пример в чувстве удовлетворенности или угрызений со­вести. Совесть - это субъективное осознание личностью своего долга и ответственности перед обществом за свое поведение, служащее руководством в оценке и выборе своих намерений и поступков. Но фор­ма этого осознания такова, что они выступают как долг и ответственность человека перед самим собой. Руковод­ствуясь личной совестью, человек судит свои поступки как бы от своего собственного имени. Эта субъективная форма проявления совести послужила источником мно­жества идеалистических мистификаций данного понятия в истории этической мысли.

Совесть представляет собой способность человека фор­мулировать моральные обязательства, критически оцени­вать свои поступки, мысли, желания, осознавать и пере­живать их несоответствие нравственным заповедям и принципам, требовать от себя поступать в соответствии с требованиями этих заповедей и принципов.

Основные функции совести - это самооценка и са­моконтроль.

Очень важно отметить рефлексивный характер со­вести, т.е. ее направленность на собственное сознание. Совесть производит оценку действия и поступков ин­дивида и выносит свой вердикт: добрые они или злые, находятся ли они в соответствии с долгом, нравственны или безнравственны. Совесть способна и поддержать ин­дивида в тех случаях, когда он подвергается незаслужен­ным обидам, оскорблениям, оговорам. Человек противо­стоит этому негативному давлению извне, имея опору внутри себя - опираясь на голос своей совести, подтвер­ждающей его правоту, нравственную чистоту.

Проблема развития нравственного сознания силы и глубины голоса совести нашла свое отражение в дискуссии о том, возможна ли вообще чистая совесть. По это­му вопросу в этике были высказаны два противополож­ных взгляда. Один взгляд, выражаемый в частности выдающимся этиком XX в. Альбертом Швейцером, со­стоит в том, что чистая совесть как таковая невозмож­на. Так что уверенность в чистоте собственной совести есть либо лицемерие, либо знак нравственной неразвитос­ти, слепоты в отношении собственных оплошностей и ошибок, неизбежных для каждого человека, либо свиде­тельство успокоенности и, значит, смерти души.

Другой взгляд состоит в том, что признавать свою совесть чистой возможно и нужно. Чистая совесть - это сознание того, что ты в общих чертах справляешься со своими моральными обязанностями, что за тобой нет существенных нарушений долга и крупных отступлений от нравственных ориентиров.

Более обоснованной представляется вторая точка зрения. Чистая совесть - это нормальное состояние человека, выполняющего мораль­ный долг, это награда за нравственные усилия. Без чис­той совести добродетель потеряла бы всякую ценность.

Совесть в значительной степени - эмоциональный фе­номен. Он проявляется через глубокие переживания, чаще всего негативного характера: самоупреки, укоры, тревож­ность и озабоченность человека моральностью и гуман­ностью своего поведения5.

Основой совести является понимание и переживание человеком нравственных ценностей. Формы проявления совести могут быть самыми разными:

- в форме нравственного удовлетворения (исполненный долг, помощь нуждающемуся, защита, забота и т.п. вызывают у человека чувство душевного удовлетворения, радости от содеянного);

- в форме стыда. Чувство стыда испытывается как перед другими людьми за безнравственное деяние, ставшее известным окружающим, так и перед самим собой – за поступки, о которых никто даже не догадывается. В последнем случае имеют место угрызения совести, как форма проявления совести;

- в форме сомнения. Сомнение – это результат незнания или неполного знания, поспешности. Как чувство долга, так и чувство совести имеют в своей основе самосознание, самооценку личного отношения к окружающему миру, к нравственным нормам в обществе.

Человек как высшая ценность раскрывается только во взаимоотношениях с обществом, выражаясь в категориях чести и достоинства.

Издавна эти категории привлекали к себе внимание разных философов. Говоря о данных категориях, на первое место обычно ставят честь. Это более древняя категория, чем достоинство. В обыденной жизни иногда одно понятие подменяют другим. Однако они не идентичны, достоинство более широкое понятие. Эти категории практически совпадают по своему объективному содержанию, но различаются по форме. Оценка чести – это оценка общественного мнения, а оценка достоинства – дело самой личности.

Достоинство –это форма индивидуальной самооценки, осознания собственной ценности. Это собирательное понятие. Другими словами, каждый человек является одновременно носителем нескольких достоинств:

- личное достоинство (ценность конкретной личности, с присущей ей совокупностью значимых свойств);

- групповое достоинство (ценность человека как представителя социальной группы (семьи, коллектива);

- профессиональное достоинство (ценность человека, связанная с его профессиональной принадлежностью);

- гражданское достоинство (ценность человека как представителя того или иного государства);

- человеческое достоинство (ценность человека вообще, как представителя человеческого рода).

Достоинство человека находится в тесной взаимосвязи с выполнением общественного долга. Чем добросовестнее выполняет человек свой долг перед обществом, тем выше его ценность и, наоборот, чем выше достоинство личности, тем полнее она его осознает, тем ответственнее она выполняет свои обязанности. Проверкой степени личного достоинства являются жизненные трудности, умение их преодолевать, выполнять свой долг.

Достоинство помимо манеры держать себя определенным образом в обществе выступает как реакция на то или иное отношение к человеку, поэтому можно говорить о нем как об понятии эмоциональном. Честь выступает как мировоззренческое понятие. В чувстве собственного достоинства немаловажную роль играет чувство гордости, основывающееся на осознании своих заслуг перед обществом и людьми. Чувство профессионального достоинства основывается на понимании человеком сложности, трудности и важности для общества своей профессии, чувстве гордости своей профессией.

Подобно достоинству категория честираскрывает отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества. Честь – это бескомпромиссное следование моральным принципам и нормам, ориентированным на нравственный идеал, это нравственная воспитанность, убежденность. В категории чести ценность человека связывается с конкретным положением в обществе, родом его деятельности, моральными заслугами. Честь оценивает людей дифференцированно, что отражается в их репутации. Честь- это положительная моральная репутация; социально-нравственная оценка человека или учреждения, авторитет; высшая степень порядочности, честности и благородства. Понятие о чести конкретного человека находится в сознании знающих его людей, в мнении коллектива. Если достоинство человека – это его ценность, то честность – признание достоинств человека.

Честь как стимул выполнения общественного долга выступает в форме профессиональной чести. Профессиональная честь – это признание общественным мнением и осознание самим человеком высокой социальной ценности и важности выполнения своего долга. В данном понятии отражается осознание общественной значимости профессии, любовь к ней и профессиональная гордость, побуждающие к высокому мастерству и творчеству. Профессиональная честь стимулирует, активизирует личность; требует добросовестного и ответственного отношения к выполнению профессиональных обязанностей, предполагая самокритичное отношение к себе. У человека в процессе социализации вырабатывается чувство чести – высокая восприимчивость к своей моральной репутации, стремление заслужить положительную оценку определенных групп людей, их уважение.

Как правило, развитое чувство чести заставляет человека вести себя в рамках нравственных норм даже тогда, когда он не находится под непосредственным контролем общественного мнения. Содержание чести как категории в значительной степени зависит от уровня общей культуры человека, его духовного и физического развития, умения масштабно (по-государственному) мыслить.

Чести противоположно честолюбие. Честолюбие отличается от чести тем, что оно проявляется в постоянном и настойчивом стремлении завоевать себе общественное признание, почет и славу любыми средствами, как социально полезными, так и социально вредными. Честь подчиняется долгу, если долг подчиняется чести, то это уже честолюбие.