Семестр
Метапринципы- это философские стратегии которые положены в основание педагогики
В конце 20 начале 21 века произошел переход от социалистического гос-ва к демократическому с новыми рыночными отношениями. Были разрушены все идеалы и ценности, а нового не было ничего создано, поэтому в этот период начали обращаться к философским концепциям, кот и были положены в основу всего образовательного процесса.
1 метапринцип- аксиологический. Понятие аксиология впервые было введено в 1902 году философом Лаппи, а в 1908 уже вовсю используется. Когда мы говорим об аксиологии мы говорим не просто о ценностях, а о вечных, непреходящих, общечеловеческих.
«Человек приходит что бы познать любовь»-Шкитина
Любовь дружба, уважение, совесть, взаимопомощь.
Франко «человек в поисках смысла» : поиск смысла жизни это антропологическая константа. Он считает, что чеек находит смысл жизни в трех направлениях: с помощью того, что мы даем этому миру (творчество),с помощью того что мы берем из этой жизни, переживания, ценности (эмоции),отношение к судьбе, которую мы не в состоянии изменить.
2 –Культурологический метапринцип.
Гардер- один из основоположников культурологического метапринципа, определил культуру как второе рождение человека.
3 вида педагогов:
1 считают, что Россия находится во мгле, что у нас нет культуры ни на каком уровне.
2 считают, что у нас есть культура, но мы должны ее перенимать у Западных стран.
3-и –это группа ученых во главе с Андреевым, который считает, что для России нужна своя педагогика ,которая должна базироваться на национальных традициях и русском менталитете. Он считает, что вся эта педагогика должна основываться на народной педагогике.
Бердяев (идеи самопознания и самосовершенствования), Флоренский (идея приоритета духовных ценностей, Библер (концепции диалога культур- культура –это форма современного общения ,в основе концепции лежит идея о диалогичности творческого мышления и самой человеческой жизни. Поэтому по мнению Библера следует усилить диалогичность обучения и воспитания. Развитие внутреннего диалога. Усиление диалогичности и критичности в постижении окружающего мира.
3 метапринцип- Антропологический. Антропология - наука о происхождении и эволюции человека.
Когда мы говорим об антропологи подходе то мы имеем ввиду использование знаний разных наук, использование их в системе для того что бы узнать об ученике и организовать эффективное обучение.
4 матапринцип –Гумманистический подход. Гуманизм (с лат.) –человеческий ,человечий.
Гуманисты считают, что чек это высшая ценность и признают его право на свободу, счастье развитие и проявление своих сил и способностей.
Приоритет гуманитарных наук. Гуманизация- это усиление потенциала учебного процесса. Этот принцип означает наличие двух подходов- дифференцированный подход и индивидуальный.
Ориентация на общечеловеческие ценности.
5 -Синергетический матапринцип. Предполагает неравномерность, нелинейность, ассиметрию, сложность.
6 –Герменевтический метапринцип
Герменевтика- искусство толкования текстов, концепций, идей.
В данном случае берутся идеи которые важны на данном этапе.
20.02.12
Факторы влияющие на развитие личности:
-деятельность (материализованный путь)-это активная форма отношения субъекта к объекту
-осмысление своего я в этом мире и мира вокруг себя
2-уровень –методическийф-это те знания которые педагог использует на практике
Технологический: технолгия проверяется в
-мимике,интомимике
-интонации
-темпо-ритме
-реактивности
Педагог,организуя ребенка в данном мире определяет егопуть развития.
Как же возникает деятельность ребенка?
На начальном этапе ребенок копирует предоставленную ему модель, то есть он повторяет услышанные слова, копирует увиденные действия, поступки. Его действия немедлоенно вызывают реакцию окружения,так как они всегда задевают чьи либо инетересы, поэтому деятельность связана с фактором соц оценки. Спектр соц оценки оч широк. Она укрепляет то что сделано,корректиреует будущие действия и блокирует нежелательные. Он подвергается воздействию соц оценки, меняется только субъект.
Воспитательный процесс –это система профессиональной деятельности педагога, кот состоит из 3 компонентов, а именно воспитывающая среда, воспит деятельность, осмысление мира и себя в этом мире.
Ребенок должен быть инициатором субъект субъектных отношений. Педагог должен не навязывать что то, а только развивать, что уже есть. Не предоставлять какое то решение а предоставлять веер выборов.
Критерии и оценки воспитаемости:
-относящиеся к преподавателю (воспитателю) (оценивается его проф деятельность) –основывается на понимании ребенка как введение в контекст современной культуры, поэтому признаки современной культуры служат критериями оценивания, и исходя из эжтого мы рассматриваем цивилизованность,то есть соответствие организации процесса воспитания современными материально техн достижениями
Духовность –это спричастность орган процесса воспитания проблемам человечества
Нравственность как ориентированность процесса воспитания на общечеловеческие ценности
- относящиеся к результату объекта воспитания. Принятие таких ценностей как истина (гуманность, разумность), доброта, красота.
Можно выделить следующие особенности процесса воспитания на совр этапе:
-целенаправленность (кот рассматривается как эффективное взаимодействие и сотрудничество воспитателя и воспитанников направленное на достижение совместной единой цели)
-многофакторность
-длительность (результаты процесса воспитания не так явно ощутимы как результаты процесса обучения, часто мы наблюдаем отсроченность результатов)
-неприрывность
-комплексность
-двусторонний характер процесса воспитания
Проектор
Принципы воспитательного процесса в кот выражены требования к содержанию,методам и формам организации воспитат процесса
1-е требовании- обязательность
Комплексность предполагает использование всех принципов вместе
Равнозначность предполагает что все принципы одинаково важны
Принципы:
1 общественная направленность воспитания (кроме есть государственная направленность и личностная направленность)
Несколько лет назад была государственная направленность
2 Связь образования с жизнью и трудом
3 Привлечение к реальным жизненным отношениям и к реальной трудовой деятельности
4 Трудовая деятельность должна приносить не только моральное удовлетворение но и материальное
Ребенок отказывается от формирования тех черт характера которые как он думает ему не нужны
5 Личностно-ориентированный подход
-дифференцированный подход (разделение учеников по способностям и отбор материала и оценка исходя из потраченных усилий)
-индивидуальный (учет возрастных и индивидуальных особенностей, особенности памяти ,внимания, характера, темперамента) Предполагает мониторинг способностей
6 Единство воспитательных воздействий: школы семьи и общественности
7 Контроль ученика