Методы обучения.
Теоретические методы исследования
Методология и методы педагогического исследования
1 понятие методологии.
2 методы педагогического исследования
-эмперические (традиционно педагогические)
-теоритические
1 методология - это учение о научном методе познания. (-это совокупность методов, которые применяются в какой-либо науке, это учение о принципах постороения, формах и методах научного познания и преобразования действительности.)
В науке существует иерархия методологии.
- материалистическая диалектика познания
- логика познания
Методология дидактики, методология воспитания
2 Методы исследования.
-наблюдение (ставится цель, фиксируется результат, основной недостаток –не за всем можно наблюдать, наблюдение чаще всего бывает необъективным, не всегда показывает внутренние связи механизмы)
-исследование источников
- метод беседы (научна я беседа отличается от обычной наличием плана, и последующего анализа)
-эксперимент (эксперимент организуется при наличие гипотезы, и он либо доказывает, либо ее опровергает)
Выделяют 3 этапа эксперимента:
-фиксирование
-формирующий этап
Методы изучения коллективных явлений (социометрические методы)
Открытые анкеты , закрытые анкеты (где вы выбираете их предложенных вариантов), именные и анонимные, пропедавтические и контроль, метод изучения групповой дифференциации (определение лидера и лохов):проводится анкетирование типа: назови 3-х человек, кого бы ты пригласил на день рождения. Ранжирование- это расположение собранных данных в определенной последовательности.
Методы моделирования. Модель – это мысленно представляемая или материально реализованная система, которая адекватно отображает предмет исследования и способна замещать его таким образом, что изучение модели помогает изучить новую информацию об этом предмете или объекте.
Моделирование это метод создания и моделирования модели.
В каждом методе есть свои достоинства и недостатки плюсы и минусы и поэтому исследователь должен делать это в комплексе, т.к. они друг друга дополняют
I Метод обучения - это способ достижения цели. Принцип обучения – это основополагающая, базовое положение, вскрывающее законы и закономерности обучения, на которые должно ориентироваться процесс обучения. Приемы –это составляющая часть метода. => Метод – это совокупность приемов. Метод связан с понятием цели. Классификация методов.
Традиционна классификация:
– практические методы
- наглядные
- словесные
Добавились группы видео методов,работа с книгой, методы работы с компьютером
По назначению: (Данилов и есипов)
- методы приобретения знаний
-методы формирования навыков и умений
-методы применении знаний
-творческие методы
-методы проверки знаний умений навыков (ЗУН)
По характеру познавательной деятельности: (Скаткин, Лернер)
-объяснительно-иллюстративные
- методы проблемного изложения материала
-эвристические методы (частично поисковые)
-исследовательский метод
По целям обучения (Щукина и Огородников):
-методы способствующие первичному усвоению учебного материала
-информационно развивающие методы,
-эвристическо- поисковые
-исследовательские методы
Методы организации и осуществления деятельности:
-словесные, наглядные и практические методы (аспект передачи и усвоения информации)
-Индуктивные и дедуктивные методы( здесь отражен логический аспект)
-репродуктивные и проблемно поисковые
-методы мотивации и стимулирования деятельности
1)интерес к обучению
2)методы стимуляции долга и ответственности обучения.
методы контроля и самоконтроля в учебно-познавательной деятельности:
-лабораторный
-практический
-устный
-письменный
Методы играют следующие функции:
-обучающая
- воспитывающая
-стимулирующая
-контрольно-корректирующая
II Программируемое обучение
Исходные понятия программирования:
1) Учебный материал дается небольшими частями, который легко усваивается
2) В каждой части должна содержаться одна трудность
3) Возможность проверить по ключу каждое действие
4) Присутствие алгоритма деятельности
5) Программированные сборники, дополнения, задания на компе
Плюсы:
- Каждый работает в своем темпе
- Учитель может подойти и объяснить
Минусы:
-человек не привыкает работать в группе