Мужчины обычно чуть больше ориентированны на результат. Поэтому, составляя презентацию для них полезно чаще объяснять, на какой результат работает тот или иной слайд.

Женщинам часто важен эмоциональный посыл, который заложен в презентации. Поэтому иногда полезно где-то добавить пару слайдов или историй нацеленных исключительно на создание нужного эмоционального настроя.

Кто будет в зале? Подростки или пенсионеры? Студенты или взрослые? Зная это, вы сможете подобрать более удачные примеры, истории, аргументы…

Ссылка на последний, новомодный мультик будет с восторгом воспринята молодежью, но может быть не понята пенсионерами.

И наоборот, сославшись на фильм сорокалетней давности, вы затронете сердца пожилых людей, но вас вряд ли поймет молодое поколение.

Чем моложе слушатели, тем динамичнее должна быть ваша презентация. Чтобы удерживать внимание школьников необходимо раз в 2-3 минуты начинать рассказывать о чем-то новом.

Это топ-менеджеры или это молодые работники, которые только начинают свою карьеру? Это владельцы компании или это руководители среднего звена?

Генеральным директорам лучше не указывать жестко, что им нужно делать. На то они и генеральные, чтобы самим принимать решения. Поэтому презентацию лучше построить в виде "информации к сведению", а не в виде безапелляционных указаний "что вы должны делать". А в рекомендациях желательно предлагать не один вариант решения, а несколько, чтобы у слушателей была возможность выбора.

Высокостатусной аудитории важно не потерять лицо. Поэтому в презентации стоит избегать сомнительных вопросов в зал, игр, упражнений, которые могут выставить слушателей в неловком свете. Обычные же сотрудники компании, могут участвовать в этих играх и упражнениях с превеликим удовольствием. И то, что они могут сделать ошибку на глазах у всех, их если и пугает, то не очень сильно.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРАТОРА С АУДИТОРИЕЙ

Высшее проявление мастерства публичного выступления, важнейшее условие эффективности ораторской речи — это контакт со слушателем.

Психологи определяют контакт как общность психического состояния оратора и аудитории, взаимопонимание между выступающим и слушателем. Эта общность возникает прежде всего на основе совместной мыслительной деятельности. Ритор и слушатель должны решать одни и те же проблемы, обсуждать одни вопросы. Если оратор говорит об одном, а слушатели думают о другом, контакт отсутствует. Совместную мыслительную деятельность ученые называют интеллектуальным сопереживанием.

Для возникновения контакта важно интеллектуальное сопереживание, т. е. оратор и слушатель должны испытывать аналогичные чувства во время выступления. Отношение говорящего к предмету речи, его заинтересованность, убежденность передаются и слушателям, вызывая таким образом ответную реакцию.

Внешне контакт проявляется в поведении аудитории. Некоторых ораторов слушают, затаив дыхание, боясь пропустить хоть одно слово. В этом случае показателем контакта является тишина. Шутки выступающего, его юмористические замечания вызывают в аудитории улыбки, смех, но все прекращается сразу же, как только оратор начинает излагать свои мысли.

Тишина может иметь и иное значение. Так называемая вежливая тишина — показатель того, что тема неинтересна аудитории, что слушатели просто не хотят мешать выступающему, не нарушают порядка и вместе с тем не работают с оратором, мысленно занимаются другими делами.