Синектика как метод исследования систем управления

 

Синектика (в переводе с греч.) – это сочетание разнородных, а иногда даже несовместных элементов. Метод синектики как метод поиска новых решений предложил У. Гордон в США в 1961 г. в книге «Синектика: развитие творческого вооб­ражения» с целью увеличения вероятности успеха в процессе постановки и решения задач.

Основная идея данного метода состоит в том, что во время творческой активности при создании особых условий человек вы­двигает неожиданные аналогии и ассоциации относительно ис­следуемой проблемы. Под творческий активностью понимается умственная деятельность в процессе решения проблем, резуль­татом которой является художественное или техническое от­крытие. Другими словами, человек приходит к решению путем включения бессознательных механизмов в процесс сознательного исследования проблем. Идея метода синектики как метода исследования систем управления заключается в создании специальной, постоянной «группы синекторов» (5–7 человек) для выявления, постановки и решения проблем, возникающих при функционировании систем управления.

Метод синектики имеет следующие особенности:

1) подход к принятию решения состоит в том, что выдвинутая идея – законченная, целостная мысль, автором которой явля­ется индивид, который ее высказал. Целостная идея может быть принята окружающими или отвергнута, но никто другой не имеет права на ее авторство. Но другие члены группы могут прийти к иной мысли на основе данной идеи, высказывание которой может привести к проявлению в памяти метафор, об­разцов, смутных ощущений, действующих на чувства и интуи­цию человека;

2) творческая активность синекторов обеспечивается тем, что группа влияет на творческую активность каждого синектора таким образом, что в процессе выдвижения новых идей инди­виды пытаются превзойти самих себя, использовать нестан­дартные подходы принятия решений и взять на себя наиболь­шую часть трудностей;

3) отбор членов группы осуществляется при учете эмоционального типа индивида, который определяется следующими характери­стиками:

– пытается ли он сразу докопаться до сущности проблемы или же ходит вокруг да около;

– ведет ли он себя пассивно перед лицом неминуемого пора­жения или же настойчиво стремится добиться успеха;

– когда он не прав, связывает ли он это со своими действия­ми или оправдывается, ищет причины вовне;

– может ли он использовать эффективно свою интеллектуаль­ную энергию в трудных ситуациях или опускает руки в са­мый критический момент;

4) наличие «адвоката дьявола». В связи с тем что группа синек­торов складывается из профессионалов различных областей знаний с целью исследования проблемы с разных точек зрения, она не может знать все. Поэтому в зависимости от ха­рактера исследуемой проблемы в ее состав входит «адвокат дьявола» – эксперт в области исследуемой проблемы. К его функциям относится:

• перевод специфической терминологии своей области знаний в общедоступную;

• перевод выдвинутых идей в терминологию своей специ­альности;

• раскрытие и отклонение слабых сторон предложенных по­дходов;

• раскрытие особенностей его области знаний перед группой;

5) реализация выдвинутых идей. Идеи, выдвинутые синекторами в процессе исследования проблемы, должны быть практически реализованы. Синекторы также участвуют в процессе реализа­ции выдвинутых ими идей.

Метод синектики состоит из следующих этапов:

1) постановки задачи;

2) перевода задачи, «как она поставлена», в задачу, «как она пони­мается»;

3) выявления вопроса, вызывающего аналогии;

4) работы по поиску аналогий;

5) использования аналогий, среди которых:

– прямая аналогия;

– символическая аналогия;

– личностная аналогия;

– фантастическая аналогия;

6) поиск возможностей перевода найденных аналогий и образов в предложения по решению поставленной задачи.

Операторы синектики – конкретные психологические факторы, которые способствуют творческому процессу, они предназначе­ны для активизации вовлеченности, эмпатии, игры и т.д. Синектика состоит из двух основных процессов.

1. Превращение неизвестного в известное: решение каждой проблемы начинается с ее понимания, т.е. происходит сведение новой проблемы к уже известной с целью уменьшения ее угро­зы для человека (каждая новая вещь угрожает человеку в силу его консерватизма). Первоначально объяснение новой пробле­мы дается в рамках привычной модели.

2. Превращение известного в неизвестное, известное переосмысли­вается, искажается в зависимости от новой проблемы. В по­вседневной нашей жизни одни и те же предметы неодинаково представляются разным людям. Превращение известного в неиз­вестное осуществляется при помощи четырех механизмов:

– личной аналогии – личная идентификация исследователя с элементами проблемы, для которой исследова­телю необходимо обладать творческим воображением и искусством исследовательской деятельности. Такая аналогия помогает увидеть неизвестные ранее аспекты проблемы;

– прямой аналогии – перенос параметров сравнения с одного объекта на другой из параллельно существующих областей знаний, технологий. Прямая аналогия требует от исследователя наличия образования, многостороннего знания, разнопрофильной подготовки;

– символической аналогии – основана на описании проблемы при помощи использования объективных и неличных обра­зов, т.е. суть проблемы или ее решение описывается краткой метафорой, которая, с одной стороны, является характери­стикой проблемы, а с другой – противоречием. Например, выставка – организованная случайность; прохладительный напиток – прозрачный призрак; книга – немой собеседник;

– фантастической аналогии – свобода при употреблении символов. Используя фантастическую аналогию, исследователь может увидеть неожиданное решение проблемы, которое не может быть найдено в реальном мире в силу существования противоречащих объективных законов.

 

9.5 Метод «Дельфи»

 

Метод «Дельфи» – один из методов экспертных оценок, при помощи которого осуществляется быстрый поиск решений, сре­ди которых выбирается наилучшее. Другое его название – «Дельфийский оракул», которое он получил в Древней Греции. Данный метод был разработан О. Хельмером и его коллегами, первоначально он был создан с целью научно-технического прогнозирования будущего. В основе его лежит принцип по­вышения уровня достоверности информации, получаемой от группы экспертов, т.е. коллективных экспертных оценок.

Применение этого метода дает возможность избежать противоречий между экспертами в процессе работы и получить неза­висимые индивидуальные оценки.

Метод «Дельфи» разделен на следующие этапы:

1) формирование рабочей группы, которая занимается организационными вопросами:

- предоставляет информацию экспертам для оценки;

- собирает, обобщает оценки экспертов и др.;

2) организацию экспертной группы, когда определяется:

- количество;

- состав экспертов;

3) составление анкеты, вопросы которой должны допускать формулировку ответа в количественной форме. Анкеты состоят:

- из основных, вспомогательных вопросов;

- условий проведения экспертизы;

4) непосредственное проведение опроса. На данном этапе перед каждым экспертом формулируются задачи проведения экспер­тизы. Затем каждому эксперту раздаются анкеты, на вопросы которой им необходимо дать индивидуальную независимую и обоснованную оценку. Согласно заполненным анкетам выявля­ются: мнения каждого эксперта, преобладающие мнения, крайние суждения. Между экспертами всегда существуют рас­хождения, причины которых выявляются на данном этапе. Полученные результаты выданных каждым экспертом оценок и результаты обработки мнений доводятся до сведения каждо­го из экспертов. На основе полученных результатов эксперты могут поменять свою оценку, а могут сохранить прежнюю или высказать критику оценок других экспертов. Данная операция обычно проводится в 2–3 тура до тех пор, пока не будут на­блюдаться совпадения мнений, которые и будут являться ре­зультатами исследований. Повторный опрос проводится для того, чтобы опустить недоразумения и довести до сведения экспертов мнения их коллег;

5) обобщение полученных результатов и разработка рекомендаций по вопросам, касающимся объектов исследования.

Использование метода «Дельфи» определяется следующими его достоинствами:

– уменьшением влияния конформизма;

– исключением спора с авторитетами, так как оценки, аргументации и критика даются экспертами анонимно;

– устранением конфликтных ситуаций;

– анонимностью экспертов, которая достигается путем устранения взаимодействия между экспертами;

– обработкой оценок экспертов при помощи методов измерения: ранжирования, парного сравнения, последовательного сравнения и непосредственной оценки;

– информированностью экспертов на каждом последующем этапе о результатах предыдущего;

– наличием обратной связи, которая осуществляется благодаря проведению экспертизы в несколько туров;

– возможностью изменить свое мнение без риска критики этого факта.