II. Источники ЭП.

I. Принципы ЭП

– это методы для адекватного и правильного уяснения смысла правовых норм при наличии пробелов и коллизий.

Принципы ЭП – это средства для достижения поставленных в законодательстве целей в случае отсутствия четких, ясных изложений позиций законодателя по тем или иным вопросам экологических правоотношений.

Принципы ЭП сформулированы в 19 ФЗ в той или иной форме.

ФЗ «О недрах»

ФЗ «О природных лечебных ресурсах» - принципы лишь упоминаются, но специально не выделены, их не отличить от других норм.

ФЗ «Об экологической экспертизе»

ФЗ «Об охране ОС» - принципы находятся либо в преамбуле, либо в ст.1, либо в других статьях.

ФЗ «Об атмосферном воздухе» - принципы находятся в ст.3 и ст.33 ФЗ.

 

Выделяют общесоциальные и специально-юридические принципы.

А. Общесоциальные – они отражают основные подходы общества и государства к решению экологических проблем (ст.12 ФЗ «О животном мире» закрепляет принцип – требование использовать животный мир гуманными способами, недопущение жестокого обращения с животными; ФЗ «Об охране Байкала» закрепляет принцип устойчивого развития).

Б. Специально-юридические – конкретизируют вид деятельности в сфере взаимодействия человека и природы. Например, в сфере управления (ГУ), в сфере экологической безопасности.

Принципы ГУ в сфере охраны животного мира – ст.12 ФЗ «О животном мире», ст.3 ФЗ «Об атмосферном воздухе», также принципы ГУ проявляются в принципе платности, т.к. государство устанавливает налоги – ФЗ «О рыболовстве», ФЗ «О животном мире».

Принципы экологической безопасности – Лесной кодекс, который определяет управление лесами, сохранение биоразнообразия лесов, функций леса. Водный кодекс содержит следующие принципы: приоритет охраны перед использованием, целевое использование, приоритет использования для питьевых целей.

ФЗ «Об охране ОС» содержит 23 принципа. Недостатки:

- многочисленность принципов и дублирование друг друга..

- некоторые закрепленные принципы нельзя считать таковыми (№15 – ответственность ОГВ, ОМСУ за обеспечение благоприятной ОС – это не принцип, т.к. ответственность закреплена в ГК, УК, КоАП).

Значение принципов для реализации права на благоприятную ОС проявляется в том, что принципы используются в судебной практике. Например, принцип №2 ФЗ «Об охране ОС» позволяет гражданину добиваться через суд обеспечение благоприятных условий ОС.

 

1. Конституция РФ – закрепила в ч.2 ст.9 К многообразие форм собственности на землю и природные ресурсы. В ч.1 ст.9 К сказано, что земля и природные ресурсы используются как основа жизни и деятельности народов РФ. Положения К, определяющие федеративное устройство РФ, направлены на конкретизацию сферы ведения. Ст.72 К определяет совместное ведение владения, пользования и распоряжения землей и природными ресурсами. Но п. «е» ст.71 К – установление основ федеральной политики и федерального законодательства в экологической области.

Ст.42 К – право на благоприятную ОС и получение достоверной информации о ее состоянии.

Ст. 36 К – право собственности, включая и право собственности на природные ресурсы как вид имущества.

 

Ссылки на конституционные положения содержатся в 15 ФЗ. В 7 ФЗ К не упоминается. Это Водный кодекс, Лесной кодекс, ФЗ «О специальных экологических программах реабилитации традиционно загрязненных участков территории», ФЗ «О рыболовстве». В ряде законов провозглашается, что экологическое законодательство основывается на К (ФЗ «Об охране ОС», ФЗ «Об экологической экспертизе» - регулирование осуществляется в соответствии с К и другими ФЗ, ФЗ «О гидрометеорологической службе»). Недостатки в использовании в специальных экологических законах конституционных положений. В ФЗ «О гидрометеорологической службе» нет необходимости ссылаться на К при деятельности соответствующего ОИВ.

В ст.1 ФЗ «Об охране ОС» дается определение понятия «охрана ОС» - это деятельность ОГВ РФ, ее субъектов, ОМСУ, общественных и иных некоммерческих объединений, ЮЛ и ФЛ, направленная на восстановление и сохранение ОС, ее рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на ОС и ликвидация последствий такого воздействия.

 

2. Международные источники (вспомни п.4 ст.15 К). В сфере экологического законодательства собственно общемировых принципов нет. Их выполняют принципы охраны ОС, которые признаются только большинством государств, но не всеми. Такие принципы находятся, например:

- Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН «Неотъемлемый суверенитет над естественными ресурсами»

- Декларация ООН «По проблемам ОС»

- Декларация «По охране среды и развития» 1992 г.

- Декларация «Об охране ОС» 2002 г.

- Конвенция «О запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду» 1978 г.

- Конвенция «О трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния» 1979 г.

- Конвенция «Об охране озонового слоя» 1985 г.

Эти принципы получили развитие в законодательстве РФ. 01.02.94 г. подписан Указ Президента «О государственной стратегии РФ по охране ОС и обеспечению устойчивого развития». Общие принципы закреплены также в Монреальском протоколе 1987 г. по веществам, разрушающим озоновый слой. РФ реализовала указанный принцип в 1998 г в виде запрета производства на территории РФ озоноразрушающих веществ.

В зависимости от уровня заключения международные договоры подразделяются на межгосударственные (от РФ), межправительственные (от Правительства РФ) и межведомственные (от ОИВ). Международные договоры становятся источниками только после ратификации. В ФЗ «Об охране озера Байкал» говорится о приоритете международных источников.

3. ФЗ – их более 50, но будем разбирать только 19 ФЗ.