Тема 12. Политическая культура и политическое сознание.

1.

Тема 11. Политический процесс и политическая деятельность.

1. Понятие политического процесса, его сущность и основные характеристики.

2. Типология политического процесса.

3. Политический процесс как совокупная деятельность субъектов.

Политический процесс- это последовательная, внутренне связанная цепь политических событий и явлений, а также совокупность последовательных действий различных субъектов политики, направленных на завоевание, удержание, укрепление и использование политической власти в обществе.

Основные этапы политического процесса:

· делегирование политических интересов социальных групп и слоев институтам, принимающим управленческие решения

· принятие решений, формулирование политической воли

· реализация политической воли, выраженной в форме управленческих решений.

Режимы существования политического процесса:

· режим функционирования - политическая система не выводится за рамки сложившихся взаимоотношений граждан и институтов власти; отражает способность к простому воспроизводству отношений между элитой и электоратом, гражданином т государством

· режим развития – власть адекватно реагирует на изменения соотношения сил внутри страны и на международной арене

· режим упадка – распад политической целостности; энтропия и центробежные силы преобладают над интеграцией; решения утрачивают управленческую способность, а сам режим- легитимность.

Структура политического процесса:

· политические отношения по поводу: производства, распределения, обмена, потребления политической власти в обществе

· субъекты политического процесса: социальные, конституциональные

· политическое поведение: политическое участие, политическая деятельность

Типология политических процессов:

· По объекту политического воздействия

внутриполитические

внешнеполитические

· По характеру преобразования власти:

Революционные - относительно быстрое, качественное изменение власти, «полный пересмотр

Конституции» государства; использование как мирных так и насильственных средств для низвержения предыдущего режима; электоральные предпочтения уступают место стихийным произвольным формам массовых политических движений; на всех уровнях власти дефицит времени для принятия управленческих решений; падение роли консультативных и экспертных органов, возрастание ответственности политических лидеров; нарастание конфликта между старой и новой элитой.

эволюционные – постепенное разрешение накапливаемых противоречий и рационализация

конфликтов; устойчивость сформированных механизмов принятия решений; совместная деятельность элиты и электората, взаимоконтролирующих друг друга и обладающих свободой действий в рамках обретенных ими статусов; легитимность власти и наличие единых социокультурных ценностей и ориентиров управляющих и управляемых; этика консенсуса и обязательное наличие конструктивной оппозиции; управление дополняется самоуправлением и самоорганизацией политической жизни.

 

· По публичности осуществления электоратом и элитой своих функций:

 

открытый политический процесс - политические интересы групп и граждан постоянно выявляются в электоральных предпочтениях; под воздействием общественного мнения корректируется политический курс, обсуждаются программы и средства развития общества; доступность для общественности различных фаз и этапов принятия политических решений; рекрутирование элит.

скрытый политический процесс – граждане апеллируют не к официальной власти, а к нелегализованным, непризнанным обществом структурам (мафиозные кланы); управленческая информация не обращена к общественному мнению субъектов, действующих в данном политическом пространстве; контроль над правящими элитами полностью отсутствует.

 

· По устойчивости взаимосвязи социальной и политической структур:

стабильный политический процесс - устойчивые институциализированные формы поведения граждан; отработанный механизм принятия решений; подъем уровня жизни населения; легитимность режима; высокая эффективность господствующих в обществе политико-культурных норм.

нестабильный политический процесс - кризис политического курса и необходимость его изменения; осложнение международных отношений; спад материального производства; социальные конфликты; низкая институализация политических структур, их негибкость, нефункциональность различных форм организации политической активности населения.

 

· По характеру участия масс в политической жизни:

ангажирующие политические процессы – предполагают свободное политическое участие граждан в отношениях с государством и другими институтами власти;

не ангажирующие политические процессы - антидемократические, тоталитарные, где преобладают навязанные формы политических отношений и жестко централизованные методы принятия решений.

Формы демократического политического процесса:

прямая демократия - население непосредственно влияет на власть и определяет содержание законодательного процесса.

 

народ законодательный процесс ___________________________________________________________

 

представительная демократия - население выдвигает представителей для законотворчества и повседневного управления

 

народ законодатель законодательный процесс

 

плюралистическая демократия - возникновение различных политических ассоциаций, влияющихна политические решения

 
 


народ группы давления законодатель законодательный процесс

 

Экстремальные виды политического процесса:

восстание,

бунт,
мятеж,

путч.

Политическая деятельность – это взаимодействие организованных и осуществляющих властные функции индивидов и групп.

Политическое участие - разнообразные формы непрофессиональной политической деятельности, когда политически активные люди, непосредственно не связанные с функционированием государственного или правительственного аппарата, стремятся влиять на его работу.

Политическое поведение - это механизм, способ достижения целей и система отдельных действий, проявляющиеся в политической деятельности.

Политическое решение - это осуществляемый в коллективной или индивидуальной форме процесс определения задач политического действия, этапов, способов их достижения.

 

1. Понятие, функции, типология политической культуры.

2. Понятие политической социализации.

3. Сущность политического сознания.

4. Особенности современной казахстанской политической культуры и проблемы социализации в РК.

 

 

1.

Политическая культура - это система исторически сложившихся, относительно устойчивых ценностей, установок, убеждений, представлений, моделей поведения, проявляющихся в непосредственной деятельности субъектов политического процесса и обеспечивающих воспроизводство политической жизни общества на основе преемственности.

Функции политической культуры:

· познавательная - формирует у граждан необходимые общественно-политические знания, взгляды, повышает политическую образованность

· интегративная – достижение на базе общепринятых политико-культурных ценностей согласия в рамках существующей политической системы и избранного обществом политического строяа так же передавать элементы политической культуры от поколения к поколению и накапливать политический опыт

· регулятивная – заключается в формировании и закреплении в общественном сознании необходимых политических ценностей, установок, целей, мотивов и норм поведения

· воспитательная – способствует формированию гражданина, личности как полноценного субъекта политики, содействует политической социализации людей

 

Типология политической культуры:

· По уровню политического участия (Г.Алмонд, С.Верба)

 

патриархальная – характерна ориентация на местные ценности (ценности клана, племени, рода), местный патриотизм, семейственность, коррупцию; индивид маловосприимчив к глобальной политической культуре, не выполняет конкретных политических ролей (например, избирателя); типичен для молодых независимых государств с разнообразными местными субкультурами

 

подданническая - предполагает пассивное и отстраненное отношение индивида к политической системе; ориентируется на традиции, хотя политически сознателен; подчиняясь власти, индивид ожидает от нее различных благ (социальных пособий, гарантий и т.д.) и опасается ее диктата

 

активистская – отличается гражданской активностью, вовлеченностью, рациональностью; граждане стремятся активно воздействовать на власть с помощью законных средств влияния (выборы, демонстрации и т.п.)

 

культура гражданственности - носитель ее обладает рядом качеств: общая положительная оценка значения деятельности национального правительства для него лично; чувство гордости за политические институты своей нации; ожидание того, что ему будет оказано равное и внимательное отношение со стороны официальных лиц; открытое и лояльное проявление оппозиционных настроений и пр.

 

· По уровню общности:

 

общая политическая культура - свойственна основной массе гражданского населения государства

 

субкультура - такие образования политической культуры, которые характерны лишь для отдельных социальных, зтнических, конфессиональных, региональных и иных субъектов политики и которые отличаются специфическими взглядами и предпочтениями людей на явления власти, отношением к правящим элитам, образцами участия в управлении, контроле и организации политической жизни.

2.

Социализация (от лат. - общественный) - представляет собой процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.

Политическая социализация - это процесс политического становления личности, вхождения человека в политику, его подготовки и включения в отношения власти.

Сущность политической социализации - воспроизводство политической системы общества, а также качеств субъектов политики - личностей.

Содержание политической социализации:

· передача индивиду знаний, его приобщение к существующим ценностям, опыту

· процесс дальнейшего развития индивидом общественных отношений за счет его активной деятельности

Задачи политической социализации:

· передача новым членам политического сообщества основных элементов его политической

культуры

· преобразование некоторых из этих элементов как необходимое условие общественных изменений

· создание новой политической культуры в особых обстоятельствах, например при создании нового независимого государства.

Типы политической социализации (наиболее характерные образцы и стандарты взаимодействий индивида и власти):

· гармонический тип политической социализации - предполагает наличие однородной культурной среды, зрелых демократических традиций и гражданского общества, которые обеспечивают уважительный диалог индивида и власти; власть и индивид привержены общепринятым идеалам, нормами ценностям, что позволяет новым поколениям безболезненно входить в политическую жизнь (характерен для британо-американской культуры)

· плюралистический тип политической социализации - взаимоотношения личности и власти носят опосредующий характер; отличается наличием значительного числа разнородных субкультур; консолидированная демократия основана на единстве трех начал развитого гражданского общества конституционного ограничения власти и индивидуальной свободы личности (преобладает в странах материковой Западной Европы)

· конфликтный тип политической социализации — высокий уровень нищеты большинства населения, жесткая приверженность индивида местническим ценностям клана, рода, племени; высокая степень политического насилия в силу значительной культурной неоднородности (характерен для обществ незападной цивилизации)

· гегемонистский тип политической социализации - предполагает вхождение человека в политику исключительно на ценностях какого-либо класса, определенной религии или политической идеологии (характерен для закрытых политических систем, которые критически относятся к ценностям иных систем).