ДУХОВНОЕ КРАСНОРЕЧИЕ: ГОМИЛЕТИКА
Церковная речь обычно звучит и распространена в церковной службе священнослужителями. Цели:
- распространение и пропагана каких-л идей;
- напоминание о духовных ценностях;
- лечение душ слушателей;
- формирование духовной личности.
Нравственные поучения в речах сводятся к истолкованию содержания духовных заповедей. Церковный служитель должен быть безупречен в личной жизни, и его речь должна соответствовать духовным наставлениям.
Гомилетика — это учение о церковном проповедничестве. Оно тесно связано с пастырским служением. В число обязанностей, которые получает пастырь при вступлении в должность, входит наставление своих прихожан в вероучительных истинах. Эта учительская обязанность пастыря и является предметом гомилетики.
Ещё, гомилетика рассматривает проповедь в форме речи к народу, то есть в форме ораторской речи. Это учение излагает условия, которые делают проповедь действенным словом. Кроме того, гомилетика объясняет проповеднику, как, когда и при каких обстоятельствах применять эти условия, и ещё учит разумно пользоваться ими, чтобы проповедь достигала своего назначения.
Третье название гомилетики — пастырское богословие, — происходит от того, что она представляет собой один из его разделов. Гомилетику наряду с другими богословскими дисциплинами преподают в духовных учебных заведениях.
ЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПУБЛИЧНОЙ РЕЧИ
Содержательную сторону публичной речи определяют ее логические основы. Наполнение речи связано с информацией, а способ организации этой информации требует принципа логичности, т.е. непротиворечивости, связности, последовательности, цельности, завершенности речи относительно замысла автора.
Публично выступающий человек должен заботиться о соблюдении им логических законов мышления, сконцентрированных в 4 законах логики:
Закон тождества. Определяет такое качество речи, как цельность (единство, не отступать от темы и придерживаться ее).
Закон непротиворечия. Непротиворечивость.
Закон исключенного третьего. Третьего не дано из двух противоположных явлений.
Закон достаточного основания. Любое спорное положение было бы доказано с помощью достаточного количества аргументов.
Последовательность изложения определенным соблюдением нескольких принципов – хронологической подачи материала, системной подачи, от известного к неизвестному, от простого к сложному, при доказательстве какого-либо положения.
Принцип последовательности требует и связности информационных блоков друг с другом. Эта связность достигается путем использования логических переходов от одного вопроса к другому и специфическими языковыми средствами. Любая речь воспринимается как логически завершенная, если говорящий обобщает, подводит итог, давая языковые сигналы слушателям в виде выражений «в конце», «подводя итог» и др.