АВАРИИ НА КОММУНАЛЬНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ СЕТЯХ.
Водный транспорт. Мировой морской флот за год теряет в среднем 250 судов, аварию терпят свыше 8000 кораблей. Расчеты показывают, что вероятность спасения при организованном оставлении судна выше панического в 4—47 раз. Решение об оставлении принимает только капитан. Посадка в шлюпки и на плоты производится только по его команде. В открытом море на спасательных средствах необходимо держаться вместе и находиться у места гибели судна.
Действия при кораблекрушении и высадке:
• правильно надеть спасательный жилет и по возможности высадиться сухим;
• если надо прыгнуть, то желательно с высоты не более 5 м, закрыв рот и нос одной рукой, другой крепко держась за жилет и плыть только к спасательному средству, так как в воде с каждым движением увеличиваются потери тепла;
• никогда не пить морскую воду, питаться только аварийным запасом пищи и воды, 500 мл воды в день на человека дает возможность продержаться не менее 10 дней, а без пищи можно прожить месяц и более.
♦ Подземный транспорт.В настоящее время метро стало одним из распространенных и наиболее надежных видов транспорта. Но и здесь иногда происходят печальные события — аварии и пожары. Замыкания, вспышки обмоток электродвигателей, катушек автоматов, коробок контактных рельсов — небольшой перечень причин аварий подземного транспорта. Метро — огромный механизм. Экстремальная ситуация происходит с любым механизмом, если им пользуются не по инструкции. Необходимо придерживать за собой входную дверь вестибюля, ибо идущий следом человек имеет все шансы получить типичную городскую травму — прямой удар в лоб.
Чаще всего происходят экстремальные ситуации на эскалаторе. Поэтому необходимо помнить ряд правил: держаться за поручень; перевозимые грузы придерживать; запрещается бег по эскалатору или сидение на ступеньках; пьяный на эскалаторе — угроза многим. Нельзя подходить к краю платформы, толпа может столкнуть человека на рельсы, но если он оказался там, нельзя подтягиваться, держась за край платформы, так как под ней проложен 800-вольтовый контактный рельс, и, хотя рельс укрыт кожухом, лучше не испытывать исправность его изоляции. Если поезд еще не въезжает на станцию, надо бежать к «голове» платформы, где находятся часы. Если поезд уже показался, остается лечь между рельсами: глубина лотка рассчитана на то, чтобы ходовая часть вагонов не коснулась лежащего человека. В тоннелях есть специальные ниши для укрытия.
Если из-за аварии или технических неполадок на линии поезд остановился в тоннеле, прежде всего, необходимо сохранять спокойствие и выполнять распоряжения работников метрополитена. Если поезд долго стоит в тоннеле, и пассажиры начинают задыхаться и падать в обморок, надо разбить окно каким-нибудь твердым предметом.
Аварии с утечкой газа.Многие природные газы являются источниками опасности для человека. Однако наиболее опасными являются метан (городской магистральный газ) и сжиженный нефтяной газ (в баллонах), используемые в быту. При утечке они вызывают удушье, отравление и способны привести к взрыву, поэтому необходимо знать и неукоснительно соблюдать правила пользования газовыми приборами, колонками, печами и ухода за ними.