ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ СЕБЕ ЦЕНУ?

Старейшее поучение: «Человек, познай са­мого себя!» Чтобы успешно продавать товар, нужно хорошо его знать. То же самое справедливо по отношению к прода­же личных услуг. Вы должны знать все свои слабости, что­бы уметь их ограничить или преодолеть. Вы должны знать свои сильные стороны, чтобы уметь привлечь к ним внима­ние покупателя. Но узнать себя вы можете только при по­мощи точного анализа.

Глупость незнания самого себя продемонстрировал моло­дой человек, который обратился с просьбой о работе к менед­жеру хорошо известной фирмы. Он произвел на менеджера хорошее впечатление. Наконец тот спросил, какое жалование ожидает проситель. Молодой человек ответил, что не может назвать определенной суммы (отсутствие определенной цели). Тогда менеджер сказал: «Мы будем вам платить столько, сколько вы стоите, после испытательного срока в неделю».

– На это я не согласен, — ответил проситель, — потому что на том месте, где сейчас работаю, я получаю больше, чем стою.

Перед тем как просить прибавки или искать новой рабо­ты с большей зарплатой, убедитесь, что вы стоите больше, чем сейчас получаете.

Одно дело — хотеть денег: их все хотят! Совсем другое — стоить больше! Очень многие путают свои потребности с воз­можностями. Ваши финансовые запросы и желания не имеют ничего общего с вашей стоимостью. Ваша ценность определя­ется исключительно способностью предоставлять полезные ус­луги и умением побуждать других делать то же самое.

ПРОАНАЛИЗИРУЙТЕ СЕБЯ

Ежегодный самоанализ существен для эф­фективной продажи личных услуг так же, как ежегодный учет в торговле. Больше того, ежегодный анализ должен об­наруживать уменьшение недостатков и увеличение достоинств. Человек движется вперед, стоит на месте или отступает. Ваша цель, конечно, движение вперед. Ежегодный самоанализ по­кажет, продвинулись ли вы вперед, и если продвинулись, то насколько. Он обнаружит и шаги назад, если таковые у вас были. Эффективная продажа услуг требует от человека по­стоянного, пусть даже медленного, продвижения вперед.

Самоанализ нужно проводить в конце каждого года, так чтобы в новогодние пожелания и решения вы смогли включить то, на что указывает этот самоанализ. Прове­дите этот анализ, задавая себе следующие вопросы, а по­том проверьте ответы с помощью человека, который не станет вас обманывать.