Пример.

Анализ объема и ассортимента производства продукции

Пример.

По техническим параметрам, данные о которых приведены в таблице, сравним качество холодильников 2 марок

 

Таблица 8.

Единичные и групповые показатели конкурентоспособности холодильников.

показатель Х (оцени-ваемый) STINOL (образец) qi ai G
Технические параметры          
Общий объем дм3   0,15  
полезный объем ХК дм3   0,25  
полезный объем МК дм3   0,2  
замораживающая способность кг/сут 4,3 4,5   0,22  
средний срок службы, лет   0,1  
температура в морозильной камере, С -15 -18   0,08  
Gт          
Экономические параметры          
цена, у.е.   0,6  
расход электроэнергии в сутки, кВтч 1,4 1,45   0,4  
Gэ          

 

 

Обобщающие показатели объема производства продукции получают с помощью стои­мостной оценки. Основными показателями объема производства служат товарная и валовая продукция.

Валовая продукция — это стоимость всей произведенной продукции выполненных работ, включая незавершенное производство. Выражается в сопоставимых и действующих ценах.

Товарная продукция – объем производства полностью завершенных, подлежащих продаже товаров, работ и услуг. Отличается от валовой тем, что в нее не включают остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот.

По своему составу на многих предприятиях валовая продукция совпадает с товарной, если нет внутрихозяйственного оборота и незавершенного производства.

Объем реализации продукции определяется по отгрузке продукции покупателям.

Анализ начинается с изучения динамики выпуска и реализации продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста. Затем оценивают выполнение плана производства и реализации продукции в целом по предприятию и по основным видам изделий.

Необходимо проанализировать динамик производства и реализации продукции предприятия.

Таблица 9.

Динамика производства и реализации продукции в сопоставимых ценах

Год     Объем производства продукции, тыс. грн     Темпы роста, % Объем реализации, тыс. грн     Темпы роста, %
базисные цепные базисные цепные
90 000 - - 89 500 - -
92 400     92 600    
З 95 800     94 300    
94 100     93 500    
100 800     96 600    

Необходимо сопоставить динамику объемов производства и реализации продукции. Для этого средние темпы роста и прироста. Также графически отражается динамика этих двух показателей.

Или Тпр = Тр -1

 

Анализ реализации продукции тесно связан с анали­зом выполнения договорных обязательств по постав­кам продукции.

В процессе анализа определяется выполнение плана поста­вок за период в целом по предприятию, по основным потребителям, и видам продукции.

Большое влияние на результаты хозяйственной деятельнос­ти оказывают ассортимент (номенклатура) и структура произ­водства и реализации продукции.

При формировании ассортимента и структуры выпуска про­дукции предприятие должно учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой— наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологичес­ких, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоря­жении.

Система формирования ассортимента включает в себя следующие основные моменты:

- определение текущих и перспективных потребностей поку­пателей;

- оценку уровня конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции;

- изучение жизненного цикла изделий и принятие своевре­менных мер по внедрению новых более совершенных видов продукции и изъятие из производственной программы мораль­но устаревших и экономически неэффективных изделий

- оценку экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции.

Оценка выполнения плана по ассортименту продукции производится с помощью одноименного коэффициента, который рассчитывается путем деления общего фактического выпуска продукции, зачтенного в выполнение плана по ассортименту, на общий плановый выпуск продукции.

При определении фактического выпуска продукции, зачтенного в выполнение плана по ассортименту, продукция, изготовленная сверх плана или не предусмотренная планом, не учитывается.