Пример.
Анализ объема и ассортимента производства продукции
Пример.
По техническим параметрам, данные о которых приведены в таблице, сравним качество холодильников 2 марок
Таблица 8.
Единичные и групповые показатели конкурентоспособности холодильников.
показатель | Х (оцени-ваемый) | STINOL (образец) | qi | ai | G |
Технические параметры | |||||
Общий объем дм3 | 0,15 | ||||
полезный объем ХК дм3 | 0,25 | ||||
полезный объем МК дм3 | 0,2 | ||||
замораживающая способность кг/сут | 4,3 | 4,5 | 0,22 | ||
средний срок службы, лет | 0,1 | ||||
температура в морозильной камере, С | -15 | -18 | 0,08 | ||
Gт | |||||
Экономические параметры | |||||
цена, у.е. | 0,6 | ||||
расход электроэнергии в сутки, кВтч | 1,4 | 1,45 | 0,4 | ||
Gэ |
Обобщающие показатели объема производства продукции получают с помощью стоимостной оценки. Основными показателями объема производства служат товарная и валовая продукция.
Валовая продукция — это стоимость всей произведенной продукции выполненных работ, включая незавершенное производство. Выражается в сопоставимых и действующих ценах.
Товарная продукция – объем производства полностью завершенных, подлежащих продаже товаров, работ и услуг. Отличается от валовой тем, что в нее не включают остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот.
По своему составу на многих предприятиях валовая продукция совпадает с товарной, если нет внутрихозяйственного оборота и незавершенного производства.
Объем реализации продукции определяется по отгрузке продукции покупателям.
Анализ начинается с изучения динамики выпуска и реализации продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста. Затем оценивают выполнение плана производства и реализации продукции в целом по предприятию и по основным видам изделий.
Необходимо проанализировать динамик производства и реализации продукции предприятия.
Таблица 9.
Динамика производства и реализации продукции в сопоставимых ценах
Год | Объем производства продукции, тыс. грн | Темпы роста, % | Объем реализации, тыс. грн | Темпы роста, % | ||
базисные | цепные | базисные | цепные | |||
90 000 | - | - | 89 500 | - | - | |
92 400 | 92 600 | |||||
З | 95 800 | 94 300 | ||||
94 100 | 93 500 | |||||
100 800 | 96 600 |
Необходимо сопоставить динамику объемов производства и реализации продукции. Для этого средние темпы роста и прироста. Также графически отражается динамика этих двух показателей.
Или Тпр = Тр -1
Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции.
В процессе анализа определяется выполнение плана поставок за период в целом по предприятию, по основным потребителям, и видам продукции.
Большое влияние на результаты хозяйственной деятельности оказывают ассортимент (номенклатура) и структура производства и реализации продукции.
При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции предприятие должно учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой— наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении.
Система формирования ассортимента включает в себя следующие основные моменты:
- определение текущих и перспективных потребностей покупателей;
- оценку уровня конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции;
- изучение жизненного цикла изделий и принятие своевременных мер по внедрению новых более совершенных видов продукции и изъятие из производственной программы морально устаревших и экономически неэффективных изделий
- оценку экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции.
Оценка выполнения плана по ассортименту продукции производится с помощью одноименного коэффициента, который рассчитывается путем деления общего фактического выпуска продукции, зачтенного в выполнение плана по ассортименту, на общий плановый выпуск продукции.
При определении фактического выпуска продукции, зачтенного в выполнение плана по ассортименту, продукция, изготовленная сверх плана или не предусмотренная планом, не учитывается.